Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:43, реферат
Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Сущность, состав и структура жилищной сферы……………………5
2. Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях…………………………………………………………………..12
3. Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы…………………………………………………………………..18
4. Заключение……………………………………………………………….28
5. Список использованной литературы…………………………………29
Ресурсное обеспечение
жилищной реформы. Для реализации жилищной
реформы и достижения требуемого уровня
развития жилищной сферы необходим целый
комплекс обеспечивающих мер. К их числу
относятся меры по организационно-методическому,
правовому, кадровому, техническому, финансовому,
информационному, маркетинговому, социально-психологическому
и другим видам обеспечения. Без их глубокой
проработки эффективность реформирования
и последующего развития жилищной сферы
будет крайне низка. Поэтому кратко остановимся
на некоторых обеспечивающих мероприятиях.
Организационно-методическое
обеспечение предусматривает создание
стройной системы по разработке, реализации,
корректировке и доработке целой системы
планово-программных и проектных документов
и методических материалов. Предусматривается
необходимость разработки комплексной
Программы реформирования и развития
жилищной сферы города, включающей систему
взаимосвязанных программ, схем и проектов.
К их числу можно отнести программу реформирования
жилищно-коммунального хозяйства города,
программу реконструкции центральных
районов и модернизации типового жилищного
фонда, жилищные проекты, новую методику
оплаты жилья и коммунальных услуг и др.
Правовое обеспечение
предусматривает разработку и принятие
на уровне города и выход с законодательной
инициативой на более высокий уровень
управления пакета нормативно-правовых
документов и положений по обеспечению
необходимых условий для реформирования
и развития жилищной системы. В их число
целесообразно включить законы и положения
об энергоресурсосбережении, о минимальных
социальных стандартах и др.
Важнейшей подсистемой
является финансовая. Разработка механизма
финансирования в настоящее время является
приоритетной. Это особенно важно в условиях
поэтапного перехода отраслей жилищно-коммунальной
сферы на самофинансирование. В связи
с этим необходимо разработать программу
перехода жилищного хозяйства на принципы
самофинансирования, выявить источники
ресурсообеспечения и возможности их
привлечения.
Необходимым условием
организации эффективного управления
ЖКХ является полная, достоверная и своевременная
информация о состоянии жилищного фонда
и коммунальных объектов, об уровне и качестве
жилищно-коммунального обслуживания населения,
о процессах, происходящих в различных
его звеньях, с позиции комплексной оценки
результатов развития ЖКХ.
Содержание
программы реформирования и развития
жилищного хозяйства города. Программа
имеет следующую структуру: анализ ситуации,
обоснование целей и задач, прогнозирование
ситуаций и оценка последствий принимаемых
решений, принятие конкретных мер и разработка
механизма их реализации.
Основными этапами
разработки программы являются следующие.
1. Анализ сложившихся условий и достигнутого
уровня развития жилищной сферы на данной
территории, включая уровень жилищной
обеспеченности и жилищного обслуживания
населения, выявление и постановка реальных
проблем.
2. Формулировка целей по улучшению жилищной
обеспеченности горожан и развитию жилищного
хозяйства района, прогнозирование важнейших
показателей данной сферы.
3. Обоснование основных направлений и
первоочередных мероприятий по решению
жилищной проблемы и повышению уровня
жилищного обслуживания населения в районе.
4. Разработка механизма реализации намеченных
целей.
На первом этапе целесообразно обратить
внимание на содержание и важнейшие аспекты
жилищной проблемы на данной территории.
Формирование данного раздела программы
целесообразно начать с характеристики
состава, структуры и уровня благоустройства
жилищного фонда района. При этом определяется
размер жилищного фонда и его распределение
по принадлежности, формам собственности,
уровню капитальности, срокам постройки
и по техническому состоянию.
Формулируя цели
программы, необходимо обосновать важнейшие
направления и методы по решению жилищной
проблемы и повышению уровня жилищно-коммунального
обслуживания населения городов и муниципальных
образований как важнейшего аспекта повышения
качества жизни населения в условиях становления
рыночных отношений и местного самоуправления.
Прогнозирование
развития жилищного комплекса проводится
на основе достигнутого уровня жилищной
обеспеченности в базисном периоде, действующих
нормативов, принятых ориентиров и потенциальных
возможностей ресурсного обеспечения.
В связи с наличием нестабильных факторов
развития прогнозы целесообразно разрабатывать
в нескольких вариантах, отличающихся
возможностью привлечения бюджетных средств
и централизованного финансирования.
На следующем этапе
разработки программы обосновываются
основные направления и первоочередные
мероприятия по содержанию и развитию
жилищного комплекса города.
Далее рассматриваются
вопросы разработки обеспечивающих подсистем
программ, т.е. нормативно-правового, организационно-методического,
информационного, кадрового и др. видов
обеспечения предлагаемых направлений
по развитию жилищно-коммунального комплекса
города.
Ход реализации и
результаты реформирования жилищной сферы
в городах страны. Во многих городах сформулированы
службы заказчика на работы в области
содержания и ремонта жилищного фонда.
Часть жилищно-эксплуатационных организаций
получила статус подрядных государственных
или муниципальных предприятий. Наряду
с государственными появились также коммерческие
фирмы и организации.
Проведена значительная работа по формированию
действенной системы выдачи субсидий
малообеспеченным гражданам. Одновременно
проведены отдельные меры по реформированию
сферы коммунального хозяйства, но они
не были столь показательными, как в жилищной
сфере.
В то же время проведение
указанных мероприятий и полученные результаты
свидетельствуют, что поставленные цели
реформы полностью не достигнуты: улучшение
работы жилищных организаций и повышение
уровня жилищно-коммунального обслуживания
горожан не произошло. Выявились заметные
недостатки в разработке и проведении
реформы.
Следует отметить
недостаточную комплексность проведения
реформы. Основное внимание в ней уделено
реформированию жилищного хозяйства,
но крайне недостаточны меры по реформированию
коммунального сектора города. Слабо проработаны
вопросы регулирования капитального ремонта
жилищного фонда. Не определены организационно-экономические
основы и возможности проведения и возможности
проведения капитального ремонта и реконструкции
жилищного фонда города в новых условиях
хозяйствования.
В большинстве городов конкурентная среда
в сфере ЖКХ фактически не создана.
Отметим также неготовность
экономико-управленческих служб государственных
жилищных организаций к работе в новых
условиях хозяйствования, проведению
самостоятельной экономической политики,
формированию современной системы менеджмента
и маркетинга, изучению рынка и поиску
новых источников доходов.
Значительная часть населения города
также психологически не готова к реализации
реформы и необходимости повышения ответственности
за пользование и содержание жилья. Многие
люди до сих пор не понимают сути жилищно-коммунальной
реформы и смысла проводимых мероприятий.
Заключение
Более 80% семей России,
проживающих в многоквартирных домах,
являются не покупателями, а лишь потребителями
жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Население
лишено элементарных «рыночных прав»
- не может контролировать объем и качество
предоставляемых услуг, торговаться по
цене и даже отказаться от их потребления,
объем которого остается неизвестным
и, возможно, неизменным. По многим видам
услуг даже поставщики не могут следовать
принципу «за сколько заплатил, столько
и получи». Нет ясности и в вопросе, кто
же приобретает услугу: домохозяйство,
жилищная компания, дирекция единого заказчика,
муниципалитет. Более того, непонятно,
что именно является приобретаемым продуктом:
ресурсы, по которым рассчитываются нормативы
потребления (Гкал, литры, кВтч), или параметры
комфорта, на основе которых оценивается
качество работы предприятий ЖКХ (температура
влажность в помещении, работа водоразборных
приборов, освещенность и чистота улиц
и т.п.). То есть речь идет о рынке, где ясно,
кто стоит за прилавком, но неясно, что
на прилавке лежит; понятно, кто платит,
но непонятно, кто принимает решение о
покупке.
Неудачи
реформирования ЖКХ на протяжении последних
10 лет как раз тем и определяются, что на
этом рынке не был сформулирован покупатель.
Вот почему ЖКХ не удалось превратить
в рыночный сектор экономики и в нем доминируют
административные методы управления.
Просто не было установлено, кто же будет
объектом последнего в новых условиях
и кто будет принимать решения исходя
из рыночных сигналов. Все это породило
иллюзию отсутствия эластичности спроса
на ЖКУ по цене и доходу.
Список использованных
источников
1. Бузырев, В.В. Экономика жилищной сферы:
учеб. пособие/ В.В. Бузырев, В.С. Чекалин.
– М.: Изд-во ИНФРА-М, 2009.-207с.:табл.
2. Алексеев, Ю.П. Социальная политика: учеб.пособие
вузов/Ю.П. Алексеев, А.И. Берестова, В.Н.
Бобков и др.; под общ. ред. Н.А. Волмна. -
2-е изд., стер. – М.: Экзамен, 2008. – 416 с.
3. Чернышев, Л.Н. Жилищно-коммунальная реформа
в России:учеб.пособие/Л.Н.
4. Колесникова, А.А. Оплата услуг ЖКХ населением
и социальная защита малообеспеченных
граждан в Российских регионах/ А.А. Колесникова//
Вопросы статистики. – 2010.- №2.- С.74-80.
5. Арцыбашев, В.М. Совершенствование рыночного
механизма функционирования жилищно-коммунального
комплекса/ В.М. Арцыбашев, Н.Е. Симионова//
Экономика строительства. – 2010. - №3.-С.64-72.
6. Башмаков, И.М. Способность и готовность
населения оплачивать жилищно-коммунальные
услуги/ И.М. Башмаков// Вопросы экономики.
– 2009. - №4.-С.136-150.