Использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния ЗАО «СФЕРА+»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является проведение анализа финансового состояния предприятия на основе данных бухгалтерской отчетности.
Исходя из поставленной цели, сформированы задачи:
1) изучить теоретические основы бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) дать краткую характеристику анализируемого предприятия;
3) провести анализ ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости предприятия;
4) разработать мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.

Содержание

Цель курсовой работы является проведение анализа финансового состояния предприятия на основе данных бухгалтерской отчетности.
Исходя из поставленной цели, сформированы задачи:
1) изучить теоретические основы бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) дать краткую характеристику анализируемого предприятия;
3) провести анализ ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости предприятия;
4) разработать мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

бухгалтерская отчетность .docx

— 127.66 Кб (Скачать файл)

Заимодавцев интересует информация, будут ли выплачены причитающиеся проценты в срок. Коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в коммерческих связях. Поставщиков волнует, будут ли своевременно и полно осуществляться расчеты, выполняться контрактные обязательства. Покупателей интересует информация о стабильности компании. Налоговые и финансовые органы имеют право получать не только отчетную, но и всю другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности уплаты налогов и сборов. Правительственные органы наделены правами получения дополнительной информации. Они заинтересованы в распределении ресурсов. Им также требуется информация для того, чтобы регулировать деятельность компаний, определять налоговую политику, распределять национальный доход. В таблице 1 представлены пользователи бухгалтерской отчетности и определены их цели.

Таблица 1

Пользователи бухгалтерской отчетности, их интересы и цель анализа финансовой отчетности

№ п/п

Группа пользователей финансовой информации

Потребность в информации, позволяющей определить:

Направления анализа финансовой отчетности

1.

Собственники

Уровень доходности капитала и финансовой устойчивости; направления разработки финансовой стратегии компании

Рентабельность, структура капитала; выявление денежных доходов; возможности мобилизации внутренних ресурсов; направления снижения себестоимости продукции; оптимальное распределение и использование прибыли; определение потребности в оборотных средствах; рациональное использование капитала предприятия

2.

Работники и их представители

Стабильность и прибыльность работодателя; способность организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест

Степень участия в распределении прибыли, заработанной организацией

3.

Поставщики и подрядчики

Будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы

Платежеспособность

4.

Кредиторы и заимодавцы

Будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации кредиты и займы и выплачены соответствующие проценты

Ликвидность, платежеспособность, способность организации генерировать положительный денежный поток

5.

Налоговые органы

Поступление налоговых платежей в федеральный и местные бюджеты

Анализ показателей, формирующих налоговую базу организации

6.

Инвесторы и их представители

Текущую и будущую стоимость организации;

рискованность и доходность предполагаемых или осуществленных инвестиций; возможность и целесообразность распоряжаться инвестициями; способность организации выплачивать дивиденды

Риски на вложенный капитал; эффективность ведения текущей, финансовой, инвестиционной и прочей деятельности, посредством определения суммы денежных потоков, генерируемых предприятием в прогнозном и продленном периоде с учетом всех его активов и за вычетом обязательств

7.

Менеджеры

Значения ключевых финансовых показателей, установленных руководством компании для каждого уровня управления

Анализ факторов, повлиявших на формирование достигнутого уровня ключевых финансовых показателей

8.

Покупатели и заказчики

Возможности продолжения деятельности организации

Платежеспособность, конкурентоспособность

9.

Общественность в целом

Роль и вклад организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях

Анализ социальных показателей отчетности


 

 

Общественность представляет собой наемных работников, клиентов, налогоплательщиков, участников пенсионных схем, которые приобрели ценные бумаги компании, и прочих, заинтересованных в публикуемой информации лиц (финансовые аналитики, журналисты, конкуренты). Можно утверждать, что общественность в целом имеет право на получение информации о деятельности организаций, существующих в рамках экономической системы. Ее интересует благосостояние компании и диапазон сферы деятельности, что необходимо для оценки возможного вклада компании в развитие общества. Прочие заинтересованные лица и организации, непосредственно или опосредованно участвующие в капитале организации, ожидают, что деятельность продолжится, и они получат доход.

Состав, содержание и форма формирования информации, предоставляемой пользователям, зависят от модели учетной системы. Наиболее известной следует считать классификация выглядит следующем образом:

  1. англо-американо-голландская модель - учетная система отличается максимальной степенью раскрытия информации, прежде всего для инвесторов и кредиторов; учетные стандарты разрабатываются при активном участии профессиональных организаций;
  2. континентальная модель - большая часть стран Европы; Япония, с определенной долей условности и Россия; наличие законодательного регулирования бухгалтерского учета; отчетность ориентирована на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных органов государственного регулирования;
  3. южноамериканская модель - ориентация учетной системы на высокий уровень инфляции; финансовая система нацелена на государственные потребности, прежде всего налоговые, и строго регламентирована).

 

1.3. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России

 

Бухгалтерская отчётность в России ведется в соответствии с нормами регулирования, установленными в Российской Федерации, и содержать информацию не только для руководителя, но и быть полезной для аудиторов и заинтересованных лицах в деятельности предприятия. Реформирование бухгалтерского учета в России, его адаптация к рыночным условиям и международным стандартам предъявили достаточно высокие требования к квалификации современных бухгалтеров. В своей работе специалисты в этой области должны руководствоваться различными нормативными документами.

Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации разработана четырехуровневая система регулирования (таблица 2).

Таблица 2

Система регулирования бухгалтерского учета в России

 

№ п/п

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

1.

Правовой

Федеральные законы, указы, постановления

Федеральное собрание Российской Федерации,

Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации

2.

Нормативный

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)

Министерство финансов России, Центральный банк Российской Федерации

3.

Методический

Нормативные акты, методические указания

Министерство финансов России, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы

4.

Организационно-распорядительный

Организационно-распорядительная документация (приказы, распоряжения) в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта

Организации,

консультационные

фирмы


 

Следует отметить, что вышеуказанная система оказывает прямое воздействие на принципы и технику ведения учета. Однако на практике существует система косвенного регулирования бухгалтерского учета. В ее основе находятся законы и другие нормативные документы, регламентирующие налоговый аспект учета. Систему нормативных документов, регулирующих учет в России, по мнению ведущих ученых-экономистов, можно представить в виде трех блоков: документы нормативно-правового регулирования, документы нормативно-методического регулирования и документы консультативно-методического характера. К первому блоку относятся акты, изданные органами власти различного уровня и имеющие обязательный для исполнения характер. Во второй блок включены документы, касающиеся в основном методологии бухгалтерского учета. Формально они носят рекомендательный характер. В третьем блоке собраны документы, оказывающие косвенное влияние па организацию и ведение учета или разъясняющие содержание документов двух других блоков.

Отличительными особенностями документов первого блока являются иерархичность и обязательный характер. Логика иерархии этих актов определяется их соподчиненностью, то есть конкретная норма любого акта действует лишь в том случае, если она не противоречит требованиям документов более высокого уровня. Работая с документами первого блока, бухгалтер должен руководствоваться следующими правилами:

    1. норма бухгалтерского права в учете всегда имеет приоритет перед нормами других отраслей права (административного, налогового, трудового);
    2. если нормы документов органов власти различного уровня вступают в противоречие между собой, необходимо следовать норме документа более высокого уровня;
    3. если противоречат друг другу нормы документов, изданных одним ведомством, то необходимо следовать норме документа с более поздней датой издания;
    4. при противоречиях отдельных статей в рамках одного документа необходимо руководствоваться более "узкой", частной статьей;
    5. если в данной отрасли права нет нормы в отношении некоторого зафиксированного факта или понятия, необходимо воспользоваться его трактовкой, данной в нормативном акте более высокого уровня или в акте из другой отрасли права.

Рассмотрим более подробно документы, регулирующие бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в России в соответствии с иерархией:

  1. Конституция Российской Федерации. В данном документе бухгалтерский учет упоминается в ст. 71 как относящийся к ведению Российской Федерации.
  2. Кодексы Российской Федерации. Он представляет собой систематизированный законодательный акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений.

Следует помнить, что основной отраслью права, регулирующей предпринимательскую деятельность, является гражданское законодательство, в которое входят Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) и принятые в соответствии с ним федеральные законы. ГК РФ регулирует имущественные отношения рынка, определяет основные права и обязанности предпринимателей и является основой для последующего законодательства РФ в сфере предпринимательства и защиты имущественных нрав граждан. Особое значение для бухгалтеров играет Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Именно в этом документе введено понятие налогового учета и определены основные принципы формирования затрат в целях исчисления налогов, процедуры их взимания и т.п.

  1. Федеральные законы. Как было сказано выше, в законах получает развитие гражданское законодательство в области предпринимательской деятельности. Основным правовым актом, непосредственно регулирующим организацию и ведение учета в России, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (в редакции от 04 ноября 2014 года) «О бухгалтерском учете» Отдельные нормы, затрагивающие правила ведения учета, содержатся в федеральных законах от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (действующая редакция от 22.12.2014), от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (действующая редакция от 05.05.2014), от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (действующая редакция от 01.12.2014), от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действующая редакция от 29.12.2014).

Для практикующих бухгалтеров особую значимость имеет Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция от 28.11.2011),  в котором сформулированы основные положения и понятия, касающиеся бухгалтерского учета, а также требования, предъявляемые к нему. Законом установлена обязательность ведения бухгалтерского учета во всех организациях (коммерческих и некоммерческих), закреплены основные элементы учетной политики предприятия. Рассмотрим его основные положения:

  • основные задачи учета: формирование полной и достоверной информации о деятельности фирмы и ее имущественном положении; обеспечение внутренних и внешних пользователей необходимой информацией; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов обеспечения ее финансовой устойчивости;
  • общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ;
  • органы, которым законодательно предоставлено право регулирования учета, разрабатывают и утверждают: планы счетов бухгалтерского учета; положения (стандарты) по бухгалтерскому учету; методические указания и другие нормативные акты по вопросам учета;
  • каждая организация самостоятельно формирует свою учетную политику;
  • ответственность за организацию учета в фирме несет ее руководитель;
  • бухгалтерская отчетность состоит из баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, отчета о движении денежных средств, аудиторского заключения, пояснительной записки;
  • формы отчетности и инструкции по их заполнению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации;
  • в пояснительной записке должны обосновываться факты неприменения правил учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты;
  • акционерные общества открытого типа, кредитные и страховые организации, инвестиционные и иные фонды, создаваемые за счет частных, общественных и государственных средств, биржи обязаны публиковать годовую отчетность, причем не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Публичность означает предоставление отчетности в органы статистики и собственно ее опубликование.

Информация о работе Использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния ЗАО «СФЕРА+»