История аудита и его развитие в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной мною темы. Переход РК и других стран СНГ на рыночные отношения обусловил появление новых наук, к числу которых относится и аудит. Как и всякая новая наука, аудит находится на стадии своего развития. Поэтому ряд его ключевых теоретических и методологических проблем еще недостаточно разработаны. К ним можно отнести определение содержания аудита как науки и практики, предмета, объекта метода и методики аудита, количества его основных принципов, существенности и методики определения ее уровня, аудиторского риска и его оценки и др. Поэтому в работе мною сделана попытка разъяснения этих неточностей.

Содержание

Введение ________3стр.
Глава 1. Содержание аудита как науки и практики, его место в рыночной экономике__5стр.
1.1 Содержание аудита как науки
1.2 Практическая сторона аудита
Глава 2. История аудита и его развитие в РК ___8стр.
2.1 История становления аудита в РК
2.2 Переход мировых стандартов в национальные
3.2 Аудиторские организации в Казахстане
Глава 3. Пути дальнейшего развития аудита в Казахстане ___16стр.
3.1 Перспективы развития аудита в РК
Заключение____22стр.
Список использованной литературы___25стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Гасанова Зарина (1).docx

— 68.79 Кб (Скачать файл)

 

    1. Практическая сторона аудита

 

Специалист в области теории и практики аудита профессор Университета штата Техас в Остине Дж. Робертсон в своей солидной по объему и содержанию монографии «Аудит» приводит два определения. Наиболее распространенное н популярное в США звучит следующим образом: «Аудит - это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов». Информационный риск - это риск, связанный с тем, что информация, в данном случае содержащаяся в финансовой отчетности, неверна. Уменьшение информационного риска сокращает надбавку за риск, которое должно платить предприятие.

Несмотря  на длительную историю развития аудита формулировка содержания аудита как практики до сих пор точно не определена, не говоря уже о содержании аудита как науки. Так же и ученые СНГ не могут прийти к единому мнению в определении аудита.

Значительное  количество авторов определяют аудит  как внешний независимый финансовый контроль, как одну из форм финансового контроля,  а контроль в свою очередь, неотъемлемая часть управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает реальную информацию о действительном состоянии управляемой системы.

Основное  звено контроля – финансовый контроль, который предусматривает проверку хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности и достижения конечных финансовых результатов.

Государственный финансовый контроль РК осуществляют государственные органы контроля: Счетный комитет при Президенте РК, Министерство финансов РК, Национальный банк РК. Их цель – проверка правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в отношении использования средств организации и физических лиц; контроль государственного внутреннего и внешнего долга.

Общественный  финансовый контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам.

Независимый финансовый контроль осуществляется за деятельностью хозяйствующих субъектов  независимыми аудиторскими организациями, который имеют лицензию на право ведения аудиторской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История аудита  и его развитие в РК 

 

2.1 История становления аудита в РК

 

 В РК Аудит как вид предпринимательской деятельности возник в начале 90-х годов ХХ века. Аудит развивался, но в данный момент находится на этапе становления. В настоящий момент аудит играет немалую роль в экономическом развитии страны и он определенно нашел свою нишу.

 Первым шагом в становлении  аудита было создание ревизионной группы при Министерстве финансов (Распоряжение Совета Министров КазССР от 17 марта 1988г.№54-р за подписью его председателя Н.А.Назарбаева). Ревизионная группа проводила ревизии и проверки за плату по специально заключенным договорам с предприятиями, организациями и кооперативами, но только по их заявкам. Это и было фундаментом для зарождения аудита в Казахстане.

 В 1990г. Была создана первая аудиторская фирма «Казахстан-аудит»(Постановление Совета Министров Казахской ССР от 15 февраля 1990 года №60). Затем было создано законодательное обеспечение аудита. Верховным Советом 18 октября 1993 года был принят Закон РК «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан», т.е можно назвать эту дату днем рождения аудита в нашей стране. Теперь аудит приобрел юридический статус, что стало благоприятной средой для его развития.

 В 1994 году создается Палата аудиторов – независимое общественное объединение. Это было добровольным объединением аудиторских фирм и отдельных аудиторов. Данная организация делала более удобным координацию  деятельности аудиторов, и также налаживала связи с международными аудиторскими организациями. Палата аудиторов содействовала развитию аудита на территории страны, разрабатывала стандарты и методические рекомендации на проведение аудита, проводила повышение квалификации аудиторов, также вела учет аудиторов и аудиторских фирм.

 Названный выше закон  РК «Об аудиторской деятельности»,  стал устаревать вследствие развития  рыночных отношений и требовалось  принятие нового закона, который  бы учитывал в себе все аспекты  изменений в экономической жизни  нашей страны. И 20 ноября 1998 года  принимается новый закон «Об  аудиторской деятельности», в  соответствии с которым была  создана Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов РК в организационно правовой форме негосударственного учреждения, существовавшая с 1994 года.

 Затем в декабре  1998 года на IV Республиканской конференции аудиторов создается первая в истории страны профессиональная организация - Республиканская палата аудиторов.

 При Республиканской  палате аудиторов в ноябре 2001 года было создано 8 комитетов:

- по стандартам и методике  бухгалтерского учета, по стандартам  и методике аудита;

-по правовым вопросам;

- по профессиональной  этике, спорам и аппеляциям;

- по контролю равных  – взаимопроверка;

- по вопросам повышения  квалификации;

- по вопросам налогообложения;

- по вопросам членства.

 Каждый комитет получил  план работы и поручения от  конференции и Совета Палаты аудиторов.

 Для работы по всей  территории страны были созданы  территориальные палаты аудиторов, это помогала координации работы аудиторов и аудиторских фирм и регулировало соблюдение законодательных актов.

 

 2.2 Переход мировых стандартов в национальные

 

 В процессе становления  и развития экономики страны, требовалось интегрирование в мировую экономическую систему, но для этого необходимо было переходить на международные стандарты финансовой отчетности и аудита. Поэтому в 16 марта 2000 года на V Республиканской конференции аудиторов Казахстана принимаются международные стандарты аудита (36 стандартов).

Это являлось важнейшим шагом  перехода на международный уровень  аудита Казахстана. И конечно, хотелось бы рассказать о понятиях международных и национальных стандартов аудита. В чем их разница?

 Поэтому, хотелось  бы сказать немного о стандартах. Аудиторские стандарты подразделяются  на уровни:

- международные;

- национальные;

- внутренние (стандарты  общественных аудиторских организаций  и стандарты аудиторских фирм – внутрифирменные стандарты).

 Внутренние или внутрифирменные  аудиторские стандарты создаются  на базе международных стандартов.

 На основе международных  стандартов создаются национальные  стандарты – международные стандарты  либо являются базой, либо принимаются  к сведению.

 В международной практике  аудита различают 4 вида стандартов:

- Общие стандарты.

- Рабочие стандарты.

- Стандарты отчетности.

- Специфические стандарты.

 Стандарты аудиторской  деятельности определяют единые  требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Ценность аудиторских стандартов заключается в том, что при их соблюдении обеспечивается качество аудиторской проверки, унификация аудита в вопросах методологии, единство подходов к проведению аудита и составлению аудиторской отчетности.

 

 Проблемные вопросы  перехода на МСФО.В соответствии  с Законом Республики Казахстан от 24.03.98 № 213-1 «О нормативных правовых актах» таким актом является письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие, а законодательством – совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке. В связи с этим МСФО не могут признаваться нормативными правовыми актами в системе законодательства Республики Казахстан. Помимо этого, существует ряд проблем, которые еще предстоит решить – отсутствие согласованности МСФО с другими отраслями законодательства, существенное отставание по времени публикации изменений международных стандартов, нехватка квалифицированных кадров и слабая отлаженность национальной системы профессиональной сертификации.

 Несогласованность другого  законодательства с МСФО. Действующее  налоговое законодательство не всегда позволяет переложить данные бухгалтерского учета для их применения в налоговых целях. Эту проблему призван урегулировать новый Налоговый кодекс Республики Казахстан. Примерами «проблемных» моментов являются переоценка и обесценение активов, их классификация в качестве того или иного актива, учет в функциональной валюте и полезного срока использования. Анализ положений Налогового кодекса в сопоставлении с МСФО выявляет конфликтные ситуации, возникновение которых неизбежно при проведении налоговых проверок.

 Прежде всего подобные  ситуации обусловлены были следующими  обстоятельствами:

• в ряде случаев МСФО предполагает разные или альтернативные подходы к объектам учета и  требует применения профессионального  суждения;

• при учете актива МСФО не принимает во внимание право собственности  на данный актив, а основывается на передаче существенной доли рисков и  вознаграждения, связанных с данным активом;

• МСФО подвержены частым изменениям, вносимым IASB, что может нивелировать все попытки приведения налогового законодательства в соответствие с МСФО по состоянию на определенную дату.

 Запаздывание официальной  публикации изменений. Еще одной проблемой перехода на МСФО является существенная разница во времени между принятием изменений МСФО и их официальной публикацией в Республике. Это создает массу неудобств при подготовке отчетности, так как в соответствии с требованием МСФО необходимо раскрытие информации о влиянии на финансовую отчетность вводимых в будущем изменений в стандартах, вновь вводимых стандартов, а также принятых и вводимых в действие ПКИ, выпущенных Комитетом по интерпретациям.

 В середине 1999 года создается Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов (ИПБА). Цель создания – методологическое обеспечение, организация обучения и повышение профессионального уровня бухгалтеров и аудиторов страны. ИПБА подготавливает к сертификации: CAP, CIPA, DipIFR и ИАФМ.

22 декабря 1999 года создается  Международная федерация бухгалтеров  и аудиторов МРФБА, самое главное  это то, что инициатором является  Палата аудиторов Казахстана, и  это говорит о том, что наша  страна небезразлична к развитию  аудита на территории постсоветского  пространства. В МРФБА «Евразия»,  вошли следующие страны: Азербайджан,  Армения, Республика Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Республика Молдова,  Республика Узбекистан, Россия, Украина.

 Затем происходит не  менее знаменательное событие  в апреле 2000 года. Была создана Палата профессиональных бухгалтеров Казахстана. Для чего же? Палата была некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан, целью которой была реализация и защита экономических и культурных прав и свобод ее членов, также развитие их активности, удовлетворение профессиональных интересов, содействие в дальнейшем совершенствовании бухгалтерского учета и аудита на основе международных стандартов, сертификация, помощь в подготовке кадров профессиональных бухгалтеров.

 В мае 2000 года Палата  аудиторов Республики Казахстан  вступает в Международную федерацию бухгалтеров (IFAC). В чем же заключались плюсы вступления в данную организацию:

Признание статуса аудита в Казахстане, как международного.

Доступ отечественных  специалистов ко всем учебно-методическим и информационным материалам федерации.

Возможность использовать международный  опыт.

Членство в Комитете по международным стандартам финансовой отчетности – IASC.

 В декабре 2001 года  под инициативой Американского  агентства ЮСАИД создан Международный  совет сертификационный совет  бухгалтеров и аудиторов, который включал в себя представителей профессиональных организаций Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, России и Украины. Задача совета – сертификация специалистов бухгалтерского учета и аудита, повышение квалификации и профессионального уровня бухгалтеров до международного.

 В январе 2005 года Международный  совет сертифицированных бухгалтеров  и аудиторов переименовывается  в Евразийский совет сертификационных  бухгалтеров и аудиторов (ЕССБА)  с целью вступления  международную  федерацию бухгалтеров (IFAC) в качестве регионального члена

Информация о работе История аудита и его развитие в РК