Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:27, курс лекций
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
1. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА 3
2. ПОНЯТИЕ АИС И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 3
3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АИС 4
4. ПОНЯТИЕ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ, ЕГО КОМПОНЕНТЫ 4
5. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА В РОССИИ 4
6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ АИС 5
7. ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ АИС 5
8. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АИС 6
9. РОЛЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ И СОЗДАНИИ АИС 6
10. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВИДЫ 7
11. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДСИСТЕМЫ АИС 7
12. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 8
13. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 8
14. СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ 9
15. ВНУТРИМАШИННОЕ ИО 9
16. БАЗЫ ДАННЫХ И БАНКИ ДАННЫХ 10
17. ПОНЯТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЕГО СОСТАВ 10
18. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВМ 10
19. АИТ В ОБРАБОТКЕ ТАБЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ 10
20. СУБД MS ACCESS 11
21. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ФОРМ 12
22. АИС СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ 12
23. АИС В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ 13
24. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АИС «НАЛОГ» 13
25. ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 14
26. СИСТЕМА «БАНК-КЛИЕНТ» 14
27. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО В ИНТЕРНЕТ 15
28. АИС КАЗНАЧЕЙСТВА 16
29. АИТ В БИРЖЕВОМ ДЕЛЕ 16
30. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОФИСА 17
Содержание
1. Информационные системы в экономике / Под ред. проф. Г.А. Титоренко. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006, 463 с.
2. Ясенев В.Н. "Автоматизированные
информационные системы в экономике. Учебно-методическое
пособие. 2007" (http://www.unn.ru/rus/f13/
3. Ясенев В.Н. Информационная безопасность в экономических системах: Учебное пособие – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006.
Этапы информатизации: изобретение письменности -> книгопечатание -> электричество (телеграф, телефон, радио и телевидение) -> компьютеризация.
Каждый этап - качественный "скачок", направленный на преодоление противоречия между увеличением объемов информации и ограниченными человеческими способностями по ее восприятию и обработке.
На
определенном этапе развития информационной
индустрии формируется
Информатизация
общества - организованный процесс
создания оптимальных условий для
удовлетворения информационных потребностей
граждан и органов
Основные задачи информатизации:
АИС - совокупность информации, ЭММ и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.
По видам процессов управления:
1. АИС управления технологическими процессами
2. АИС организационного управления
3. АИС управления
организационно-
4. АИС научных исследований
5. АИС обучающие
По сфере функционирования объекта управления бывают: АИС банков, АИС финансовых органов, АИС промышленности, АИС сельского хозяйства, АИС связи, АИС статистики и т.п.
По
уровню в системе
государственного управления бывают
отраслевые АИС (промышленный комплекс,
агропромышленный комплекс, строительство
и транспорт), территориальные АИС (предназначены
для управления административно-
Кроме того различают производственные АИС (связанные с производством) и непроизводственные АИС (в медицине, милиции и пр.).
1) Этапы развития с позиции развития самой техники:
1.2.1) Первое поколение
ЭВМ (50-ые гг.) строилось на базе
электронных ламп, имело большие
размеры, потребляли много
1.2.2) Второе поколение
ЭВМ (60-ые гг.) строилось на основании
полупроводников и
1.2.3) Третье поколение ЭВМ (70-ые гг.) на малых интегральных схемах: меньшие размеры, повышение надежности и быстродействия.
1.2.4) Четвертое
поколение ЭВМ (80-ые гг.) на больших
интегральных схемах - ряд программно-совместимых
машин на единой элементной
базе, единой конструкторско-
1.2.5) Современные
ЭВМ на основе сверх больших
интегральных микросхем:
2) Этапы развития с позиции совершенствования самих АИС (поколения АИС):
2.1) 1960-1970
гг. строилось на базе
2.2) 1970-1980 гг. характеризуется переходом к децентрализации ИС. Информационные технологии проникают в отделы, службы предприятия. Появились пакеты и децентрализованные БД, стали внедряться 2х и 3хуровневые модели организации систем обработки данных
2.3) 1980-начало 1990 гг.: массовый переход к распределенной сетевой обработке на базе ПК с объединением разрозненных рабочих мест в единую ИС
2.4) В
стадии зарождения и
Информационный рынок - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Так же как и обычный рынок, информационный рынок характеризуется наличием спроса и предложения, определенной номенклатурой продуктов и услуг и ценами, а также поставщиками и потребителями; спецификой данного рынка является то, что информационные ресурсы, продукты и услуги могут копироваться в неограниченном количестве.
Составляющие информационного рынка:
1. Информационные
продукты и услуги, а также
аппаратно-программные
2. Нормативно-правовые
документы: Федеральный закон от 27 июля
2006 г. N 149-ФЗ
"Об информации, информационных технологиях
и о защите информации", Федеральный
закон "О правовой охране программ для
ЭВМ и баз данных", Закон об авторском
праве и подзаконные акты
3. Справочные средства, обобщающие информацию о поставщиках информационных продуктов и услуг
Российский информационный рынок:
Основные тенденции:
Основополагающими принципами создания АИС являются следующие:
1. Принцип системности: система
- совокупность взаимосвязанных
элементов, подчиненных
2. Принцип развития: АИС создается
с учетом возможности
3. Принцип совместимости:
4. Принцип стандартизации и
5. Принцип эффективности:
А также несколько частных принципов:
6. Принцип декомпозиции основан на разделении системы на части, а также выделении отдельных комплексов работ
7. Принцип первого руководителя
предполагает закрепление
8. Принцип новых задач состоит в поиске постоянного расширения возможностей системы, совершенствовании процесса управления, получении дополнительных результативных показателей с целью оптимизации управленческих решений
9. Принцип автоматизации
10. Принцип автоматизации
А также организационно-
11. Принцип абстрагирования, т.е.
выделение наиболее
12. Принцип формализации: необходимость строгого методического подхода к решению проблемы, применению формализованных методов описания и моделирования изучаемых и проектируемых процессов
13. Принцип концептуальной
14. Принцип непротиворечивости и полноты, т.е. наличие всех необходимых элементов в создаваемой системе и их согласованное взаимодействие
15. Принцип независимости данных от процессов их обработки, их физической структуры и распределения в технической среде
16. Принцип структурирования
17. Принцип доступа конечного
пользования, т.е.
Проектирование
АИС и АИТ - процесс создания и внедрения
проектов комплексного решения экономических
задач по новой технологии, т.е. детальная
разработка отдельных проектных решений,
их анализ, апробация и внедрение. В каждом
подразделении организации должен быть
назначен сотрудник, ответственный за
проектирование и внедрение АИС и АИТ,
который собирает нужную информацию, подбирает
технику и программные средства, ведет
обучение персонала, руководит внедрением
и анализом функционирования ИС.