Лекции по "Информационной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:27, курс лекций

Краткое описание

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
1. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА 3
2. ПОНЯТИЕ АИС И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 3
3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АИС 4
4. ПОНЯТИЕ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ, ЕГО КОМПОНЕНТЫ 4
5. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА В РОССИИ 4
6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ АИС 5
7. ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ АИС 5
8. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АИС 6
9. РОЛЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ И СОЗДАНИИ АИС 6
10. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВИДЫ 7
11. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДСИСТЕМЫ АИС 7
12. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 8
13. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 8
14. СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ 9
15. ВНУТРИМАШИННОЕ ИО 9
16. БАЗЫ ДАННЫХ И БАНКИ ДАННЫХ 10
17. ПОНЯТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЕГО СОСТАВ 10
18. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВМ 10
19. АИТ В ОБРАБОТКЕ ТАБЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ 10
20. СУБД MS ACCESS 11
21. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ФОРМ 12
22. АИС СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ 12
23. АИС В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ 13
24. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АИС «НАЛОГ» 13
25. ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 14
26. СИСТЕМА «БАНК-КЛИЕНТ» 14
27. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО В ИНТЕРНЕТ 15
28. АИС КАЗНАЧЕЙСТВА 16
29. АИТ В БИРЖЕВОМ ДЕЛЕ 16
30. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОФИСА 17

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций по ИСЭ для заоч Выкса - Кулебаки.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Принципы  проектирования АИС и АИТ:

1. Принцип эффективности,  т.е. выгоды от новой автоматизированной  системы должны быть больше  расходов на нее

2. Принцип контроля, т.е. информационная система должна  обладать механизмами для защиты  имущества фирмы, ее данные  были бы достаточно надежны для принятия управленческих решений

3. Принцип совместимости,  т.е. проект системы будет учитывать  организационные и человеческие  факторы предприятия

4. Принцип гибкости  требует от системы возможности  расширения без проведения больших  изменений

5. Принцип системности  позволяет исследовать объект  как единое целое во взаимосвязи  всех его элементов. На базе  системного подхода применяется  и метод моделирования, позволяющий  моделировать изучаемые процессы  вначале для анализа, а затем  и синтеза создаваемых систем

6. Принцип развития  заключается в непрерывном обновлении  функциональных и обеспечивающих  составляющих системы

7. Принцип стандартизации  и унификации предполагает использование  уже накопленного опыта в проектировании  и внедрении АИС и АИТ посредством программирования типовых элементов, что позволяет сократить затраты на создание АИС и АИТ.

     В качестве альтернативных подходов к  созданию системы может быть выбран один из методов

     1. Метод "от задачи". Позволяет  внедрять каждую задачу по  отдельности, практически не принимая во внимание проектные решения, найденные для др. задач.

     2. Метод интеграции. Заключается в  создании целостной автоматизированной  информационной системы, конструируемой  из относительно независимых  функциональных подсистем, при  решении задач которых используются общие массивы для обмена данными определенных видов.

8. Этапы создания  АИС

1. Предпроектная стадия

Первый  этап: сбор материалов для проектирования (формирование требований, изучение объекта  проектирования, разработка и выбор варианта концепции системы); приемы: опрос, анкетирование, наблюдение, измерение, оценка, групповое обсуждение, анализ задач, анализ производственных, управленческих и информационных процессов.

Второй  этап: анализ материалов и формирование документации (создание и утверждение технико-экономического обоснования и технического задания на проектирование системы на основе анализа собранных материалов обследования)

 2. Проектирование

- техническое  проектирование; ведется поиск наиболее  рациональных проектных решений по всем аспектам разработки, создаются и описываются все компоненты системы, а результаты работы отражаются в техническом проекте

- рабочее  проектирование; в его процессе  осуществляется разработка и  доводка программ, корректировка  структур БД, создание документации на поставку, установка технических средств и инструкций по их эксплуатации, подготовка для каждого пользователя инструкционного материала; проектирование паролей, программ, сценариев диалога пользователя с ПВМ

3. Ввод системы в действие

- подготовка  к внедрению

- проведение  опытных испытаний

- сдача  в промышленную эксплуатацию

4. Анализ функционирования

  • выявление проблем
  • внесение изменений в проектные решения и существующие АИС и АИТ.

9. Роль пользователя  в постановке задач  и создании АИС

     АИС создается для удовлетворения информационных потребностей конкретного пользователя, и он принимает непосредственное участие в ее работе (он решает задачи на основе информационного, программного обеспечения, которые созданы проектировщиками и другими специалистами на этапах проектирования и подготовки процесса автоматизации обработки инф-ии). Опыт создания АИС и АИТ показывает, что только специалист наиболее полно и квалифицированно может дать описание выполняемой работы, входной и выходной инф-ии.

     Участие пользователя не может ограничиваться только постановкой задач, он должен проводить и пробную эксплуатацию АИС и АИТ. Находясь за ПК, пользователь может обнаружить недостатки постановок задач, корректировать при необходимости  входную и выходную инф-ю, формы выдачи результатов, их оформление в виде документов. Участие польз-ля в создании АИС и АИТ должно обеспечивать в перспективе как оперативное и качественное решение задач, так и сокращение времени на внедрение новых технологий. Пользователь должен быть заранее ознакомлен с методикой проведения обследования объекта, порядком обобщения его результатов, что ему поможет определить и выделить подлежащие автоматизированной обработке задачи, функции, квалифицированно сделать их постановку.

10. Понятие информационных технологий и их виды

АИТ - системно организованная для решения задач  управления совокупность методов и  средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств ВТ и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам.

Информационная  технология является процессом, состоящим  из четко регламентированных операций по преобразованию информации (сбор данных, их регистрация, передача, хранение, обработка, использование).

Этапы развития:

1. С  начала шестидесятых годов - централизованное  коллективное использование вычислительных  средств. 

2. С  середины семидесятых годов - появление ПЭВМ, ориентация на  индивидуального пользователя, частичная  и полная децентрализованная обработка данных.

3. С  начала девяностых годов использование  локальных сетей компьютеров  с выходом на региональные  и глобальные сети (Internet, SWIFT и  др.), централизованной обработки  экономических данных. В настоящее время используется понятие "новая экономическая технология". Это понятие предполагает: использование сетей и ПК, диалоговую работы с компьютером, интеграционный подход, гибкость процессов изменения данных и постановок задач и т. д.

Виды ИТ.

По  способу реализации: традиционные и новые информационные технологии.

По  степени охвата задач  управления: электронная обработка экономических данных; автоматизация функций управления; поддержка принятия решений; электронный офис; экспертная поддержка.

По  классу реализуемых  технологических  операций: работа с текстовым редактором, табличным процессором, СУБД, графическими объектами, мультимедийные системы, гипертекстовые системы. По типу пользовательского интерфейса: пакетные, диалоговые, сетевые.

По  способу построения сети: локальные, многоуровневые, распределенные.

По  обслуживаемым предметным областям: АИТ в бухгалтерском учете, в банковской деятельности, в налогообложении, в страховом деле, в казначействе и других сферах.

11. Функциональные и обеспечивающие подсистемы АИС

     Функц.п/с  состоят из комплексов задач, характеризующихся  определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, кот. должна обеспечить ф-я упр-я.

     Содержательный  аспект рассмотрения элементов АИТ  позволяет выделить подсистемы, обеспечивающие технологию функционирования. Технологическое обеспечение АИТ включает подсистемы, автоматизирующие информационное обслуживание пользователей, решение задач с применением ЭВМ и др. технические средства управления:

  1. Информационное обеспечение, т.е. совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, массивы информации, персонал, отвечающий за хранение, своевременность и качество технологии обработки информации

  2. Лингвистическое  обеспечение; позволяет осуществлять  диалог человека с машиной,  т.е. информационные языки для  описания структурных единиц  информационной базы АИТ (документов, показателей, реквизитов...), языки  управления и манипулирования  данными информационной базы АИТ, языковые средства информационно-поисковых систем, языковые средства автоматизации проектирования АИТ, диалоговые языки специального назначения и др. языки, система терминов и определений, используемых при разработке и функционировании АСУ.

  3. Техническое  обеспечение, т.е. комплекс технических  средств (напр. средства сбора,  регистрации, передачи, обработки,  отображения, размножения информации, оргтехника и др.)

  4. Программное  обеспечение, в т.ч. общесистемные  и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла АИТ.

  5. Математическое  обеспечение, т.е. совокупность  математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ

  6. Организационное  обеспечение, т.е. комплекс документов, регламентирующих деятельность  персонала АИТ в условиях функционирования АИС.

  7. Правовое  обеспечение, т.е. совокупность  правовых норм, регламентирующих  правоотношения при создании  и внедрении АИС и АИТ

  8. Эргономическое  обеспечение, предназначено для  создания оптимальных условий  высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в АИТ, для ее быстрого освоения

12. Понятие экономической  информации и ее особенности

     Экономическая информация - совокупность различных сведений экономического характера, которые можно фиксировать, передавать, обрабатывать, хранить и использовать в процессе планирования, учета, контроля, анализа на всех уровнях отраслевого и регионального управления народным хозяйством.

     Она отражает состояние экономического объекта в пространстве и во времени, поэтому важным для пользователя является понятие адекватности информации или уровня соответствия создаваемого информационного образа реальному объекту. Адекватность выражается в трех аспектах:

- синтаксический означает исследование информации без анализа смысла и полезности в целом как однородного потока, который измеряется количественно

- семантический  предполагает исследование смысла сообщения, а все, что не понимается - отбрасывается

- прагматический заключается в оценке полезности сообщения для принятия конкретных решений

Особенности экономической информации:

  • Большие объемы;
  • Цикличность (повторяемость) ее получения и преобразования; 
  • Преимущественное представление в виде цифр и букв;
  • Относительно простые алгоритмы расчета;
  • Значительный удельный вес логических операций при ее обработке;
  • Многообразие ее источников и получателей.

13. Структура и содержание информационного обеспечения

     Информационное  обеспечение - важнейшая обеспечивающая подсистема АИС, предназначенная для снабжения пользователей своевременной и достоверной информацией, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений; это совокупность средств и методов построения информационной системы экономического объекта. Оно может быть: внемашинное (включает системы показателей, классификаторов и кодов и документации) и внутримашинное (различные файлы на машинных носителях, автоматизированные банки данных).

Информация о работе Лекции по "Информационной экономике"