Лекции по "Информационной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:27, курс лекций

Краткое описание

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
1. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА 3
2. ПОНЯТИЕ АИС И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 3
3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АИС 4
4. ПОНЯТИЕ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ, ЕГО КОМПОНЕНТЫ 4
5. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА В РОССИИ 4
6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ АИС 5
7. ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ АИС 5
8. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АИС 6
9. РОЛЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ И СОЗДАНИИ АИС 6
10. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВИДЫ 7
11. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДСИСТЕМЫ АИС 7
12. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 8
13. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 8
14. СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ 9
15. ВНУТРИМАШИННОЕ ИО 9
16. БАЗЫ ДАННЫХ И БАНКИ ДАННЫХ 10
17. ПОНЯТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЕГО СОСТАВ 10
18. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВМ 10
19. АИТ В ОБРАБОТКЕ ТАБЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ 10
20. СУБД MS ACCESS 11
21. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ФОРМ 12
22. АИС СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ 12
23. АИС В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ 13
24. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АИС «НАЛОГ» 13
25. ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 14
26. СИСТЕМА «БАНК-КЛИЕНТ» 14
27. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО В ИНТЕРНЕТ 15
28. АИС КАЗНАЧЕЙСТВА 16
29. АИТ В БИРЖЕВОМ ДЕЛЕ 16
30. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОФИСА 17

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций по ИСЭ для заоч Выкса - Кулебаки.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Отчет: выбранная из БД информация должна быть представлена в виде распечатки — отчета, оформленного соответствующим образом. Макросы: автоматизируют выполнение конкретной операции БД без программирования. Макросы содержат описание действий, которые должны быть выполнены в ответ на некоторое событие. Каждое действие реализуется макрокомандой. Выбор макрокоманд и задание параметров, используемых ими при выполнении, является простой автоматизированной операцией. Макрос позволяет объединить разрозненные операции обработки данных в приложении. Модули: содержат программы на языке Visual Basic, применяемые для настройки, оформления и расширения БД. Модули могут разрабатываться пользователем для реализации нестандартных процедур при создании приложения. Таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули — это самостоятельные объекты, сохраняющиеся в общем файле базы.

21. Организация учета с использованием автоматизированных форм

     Сущность  большинства автоматизированных форм учета заключается в последовательной реализации принципа переноса данных: от ввода данных и формирования проводок до выдачи Главной книги и баланса ("БЭСТ", "1С:Бухгалтерия-7.7,8.0" и пр.).

Отличаясь в деталях, они имеют общие  основные принципы:

  • Одноразовый и минимальный ввод - многоразовый и максимальный вывод.
  • Один журнал хронологической записи - множество регистров систематической записи.
  • Один счет синтетический - множество счетов аналитических.
  • Отчетная информация в срок - рабочая по запросу.
  • Автоматическое ведение журнала хозяйственных операций.
  • Наличие типовых проводок.
  • Автоматизированное формирование  и хранение первичных бухгалтерских документов.
  • Оперативный доступ к информации
  • Связь оперативного и бухгалтерского учета.
  • Систематизация данных первичного учета
  • Обеспечение целостности данных.
  • Настраиваемость системы под потребности конкретного пользователя.

     В технологическом процессе можно  выделить следующие этапы: подготовительный (подготовка информационной базы к  работе, включая заполнение справочников и констант, ввод входящих остатков, настройка бухгалтерских счетов, проводок и типовых операций), документационный (формирование первичных документов вручную или непосредственно на ПЭВМ), систематизации и обобщения информации, а также ее использования.

22. АИС страховых компаний

     Основные  функциональные задачи, реализуемые в условиях АИТ:

  • процесс заключения договора страхования; 
  • заключение дополнительного договора;
  • заключение договора перестрахования;
  • внесение страховой премии (ее части);
  • окончание договора страхования;
  • наступление страхового события;
  • расторжение договора страхования; расчеты со страхователем,
  • расчет базовых тарифных ставок по видам страхования;
  • расчет резервного фонда;
  • анализ страхового портфеля;
  • анализ финансового состояния компании;
  • ведение внутренней бухгалтерии.

     Страховая компания, строящая работу в условиях вычислительной сети получает новые  возможности: легкий и более полный доступ к информации (а значит, повышается вероятность принятия сотрудниками обоснованных решений), лучшее использование  дорогостоящих ресурсов (серверы ПЭВМ большой мощности, цветные принтеры, модемы…), сети предоставляют страховой компании свободу в выборе мест территориального расположения ее филиалов.

АИС страховой  компании (например, «ИНЭК-Страховщик»):

- центральный  офис страховой фирмы (головная организация) как правило имеет одну (несколько) высокоскоростных локальных вычислительных сетей, объединенных между собой через высокопроизводительные мосты (маршрутизаторы); ЛВС – информационный центр всей компании, содержащий мощные вычислительные ресурсы (файловые серверы, СУБД…), в ее состав входит система централизованного мониторинга и управления как локальными, так и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах. Выход на ЛВС структурных подразделений кроме маршрутизатора обеспечивают несколько коммутаторов и концентраторы;

- региональные  офисы страховой компании (филиалы)  часто оснащены собственными  крупными ЛВС и мощными вычислительными  системами с надежной и скоростной  связью; если требуется круглосуточное  высокоскоростное соединение с центральным офисом организуют специально выделенный канал связи;

- отделения  страховой компании имеют чаще  всего небольшую локальную сеть; связь с центральным офисом  идет по заранее составленному  расписанию в определенные часы (незапланированный срочный доступ не исключается);

- представительства  (агентства) оснащаются чаще всего  одним компьютером; связь с  центром – по мере необходимости,  в течение всего дня;

- удаленные  пользователи сети (инспекторы, агенты, проверяющие, т.е. сотрудники, находящиеся не в собственном офисе, а также руководители, находящиеся в командировке или отпуске); сеанс связи с ЛВС офисов непродолжителен и может быть установлен в любое время.

23. АИС в налоговых органах

АИС создается  для осуществления всех функций  ГНС с целью:

  • повышение эффективности функционирования системы н/о за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;
  • совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;
  • обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;
  • повышение достоверности данных по учету н/пл и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;
  • улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;
  • получение данных о поступлении налогов и др. платежей в бюджет;
  • анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;
  • информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;
  • сокращение объема бумажного документооборота.

     АИС реализуют соответствующие АИТ, т.е. совокупность методов, информационных процессов и программно-технических  средств, объединенных в логическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

     Структура АИС, как и структура самих  налоговых органов, является многоуровневой; вся система и каждый элемент  обладают обширными внутренними и внешними связями. Как любая экономическая система, АИС включает функциональную (отражает предметную область, содержательную направленность) и обеспечиваюшие системы (информационное, техническое, программное и др. виды обеспечения). Создание такой системы решает ряд проблем: информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка создание и ведение БД; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией, разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач.

24. Особенности создания, функционирования АИС «Налог»

     Цели  создания АИС «Налог»: повышение  оперативности, уменьшение трудоемкости и рутинности в структурных подразделениях, упорядочение внутренних и внешних потоков (ликвидация дублирования).

     АИС «Налог» включает: 1) система формирования государственного реестра налогоплательщиков (н/пл); 2) система учета, анализа поступления  налогов и статистики платежей; 3) создание прогнозно-аналитической модели поступления налогов и других обязательных платежей; 4) система анализа фин. отчетности предприятий (п/п) и формирование сводного баланса РФ; 5) создание web-сервиса; 6) создание ведомственной сети связи, развитие телекоммуникационной сети; 7) единая система делопроизводства и документооборота, нормативно-правовой инф-ии; 8) система типового программного обеспечения (ПО) для местного уровня ГНС; 9) создание учебно-методических пособий и учебного ПО для факультативных занятий в средней школе по основам налогообложения; 10) система прогнозирования, учета и анализа доходов н/пл от ВЭД; 11) система информационного взаимодействия: с БД таможенных деклараций ГТК, с доходной и расходной частью органов Федерального казначейства.

     При создании АИС «налог» использовались принципы: результативности, декомпозитности, первого лица, комплексного финансирования, координации деятельности.

Обеспечивающие  подсистемы АИС налог включают информационное (ИО), техническое (ТО), программное (ПО) и другие виды обеспечения, характерные для любой АИС организационного типа. ИО включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач. ТО представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными АРМами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами. П/с режимного обеспечения налог.органа - обеспечивает безопасность. ТО – это ЛВС на базе IBM PC. ПО – MS (Novell, Unix). СУБД - FoxPro, Clipper, Access, Oracle. Используются следующие АРМы, соединенные каналами связи: по обработке юридических лиц (ю/л) – внутрирайонные инспекции; камеральной проверки (для автоматизации процедур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности п/п, а также налоговых расчетов); ведения лицевых карточек (автоматически вычисляется сальдо, пени, суммы налогов, уплачиваемых в бюджет и т.д.); анализа состояния п/п (выбираются п/п для документальной проверки, переписка с п/п); отработки документов физических лиц (налоги с ф/л, их имущества, земли и т.д.); юриста.

25. Пластиковые карты и технология их использования

Безналичные деньги — это электронные или пластиковые деньги. Основу оборота составляют специальные карты: кредитные или дебетовые. Кредитные деньги позволяют делать покупки в кредит в его пределах. Дебетовые карты осуществляют электронный платеж в пределах суммы вкладов в банк. Процедура оплаты: карта вставляется в кассовый аппарат, данные о владельце и о сумме, данной в кредит, считываются, и оформляется чек. Сообщение о покупке передается по каналам связи в банк, либо накапливается на техническом носителе, а затем передается. Использование банкоматов стало первой попыткой банков предоставить клиенту возможность работы со своим счетом в любое удобное для него время и практически из любого места. Банкоматы могут работать в автономном режиме. Юридическая защита проводимых операций обеспечивается pin-кодом. В настоящее время используется три вида кредитных карт: 1) С магнитными полосками — наиболее дешевая карта. Она используется при небольших суммах платежей (транспорт, телефон и т.п.); 2) С памятью на микросхемах; 3) Интеллектуальные карты — содержат микропроцессор, память, схему защиты. Они могут использоваться для выдачи зарплаты. Банкоматы были первой попыткой банков обойти ограничения на осуществление расчетов из-за того, что отделения открыты только в рабочие часы, и снизить расходы на их содержание.

26. Система «Банк-клиент»

     Многие  банки начали предоставлять банковские услуги на дому с помощью специализированных систем "банк-клиент". Есть три модели оказания банковских услуг на дому, каждая из которых возлагает различную ответственность на финансовое учреждение, предлагающее данную услугу:

1) Банк  предоставляет пользовательский интерфейс, сеть и наполнение решения. При этом может использоваться система "банк-клиент", разработанная самим банком или специализированной фирмой, производящей программное обеспечение;

2) Посредник  или провайдер услуг, например, Intuit Services, берет на себя ответственность за пользовательский интерфейс и за сеть, в то время, как банк отвечает за наполнение;

3) Предоставление  услуг на дому с помощью  Internet. В данном случае интерфейс представляет собой программу просмотра Web, в качестве сети выступает Internet, а наполнение зависит от банка.

     Схема использования системы "банк-клиент" такова: банк покупает (или разрабатывает) систему и затем продает или бесплатно предоставляет доступ к ней своим клиентам. С точки зрения реализации финансовых услуг для банков система "банк-клиент" не представляет собой ничего принципиально нового, основные изменения касаются организационной сферы деятельности. Система "банк-клиент" позволяет всего лишь исключить из технологической цепочки обработки финансового документа процедуру передачи бумажного оригинала из рук клиента в руки операционистки и перевода его в электронную форму. Сопутствующие этому процессу операции идентификации и аутентификации документа тоже выполняются автоматически. В дальнейшем документ в электронном виде проходит абсолютно те же этапы обработки, что и бумажный документ. "Клиент-Банк" включает в себя банковскую и клиентскую часть. Перед передачей в банк документов по каналам связи осуществляется кодирование данных. Подготовленные документы "подписываются" лицами, имеющими право первой и второй подписи. Для подписи документов ответственное лицо вводит известный только ему пароль, реализующий функцию "электронной" подписи. Получаемая клиентом выписка также персонифицируется электронной подписью, что гарантирует достоверность информации для клиента. При передаче информации от банка клиентам может быть предусмотрено использование факсимильной связи.

Информация о работе Лекции по "Информационной экономике"