Налоги и сборы (на примере ЗАО МПК "КРЗ")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы учета расчетов по налогам и сборам
1.1.Экономическая сущность налогообложения, функции, классификация и система налогов и сборов в России, субъекты налоговых отношений
1.2 Экономическая характеристика «ЗАО МПК КРЗ»
2. Современное состояние учета расчетов по налогам и сборам на ЗАО «МПК КРЗ»
2.1.Первичный учет расчета по налогам и сборам
2.1. Аналитичекий и синтетический учет расчета по налогам и сборам
3.Совершенствование учета расчетов по налогам и сборам на ЗАО «МПК КРЗ»
Выводы и предложения
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бух.docx

— 108.54 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги –  основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, состояние  научно-технического прогресса.

Объектом  исследования является предприятие  «ЗАО МПК КРЗ»,а предметом исследования бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам на данном предприятии.

Целью данного курсового проекта является изучение состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию расчетов по налогам и сборам на  предприятии .

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

  • описать правила ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам;
  • представить особенности организации учета расчетов с бюджетов по налогам и сборам на «ЗАО МПК КРЗ».

При написании  работы использовались монографический  и аналитический методы исследования.

 

1. Теоретические  основы учета расчетов по налогам  и сборам

    1. Экономическая сущность налогообложения, функции, классификация и система налогов и сборов в России, субъекты налоговых отношений

 

В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов  уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни, как государство. Именно с ним, с его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают появлением такой важной экономической категории как "налогообложение", главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами.

В настоящее время в экономической  науке существуют различные взгляды  на место и роль государства в  экономике.

Экономическое определение налога может быть сформулировано следующим  образом.

Налог ― это форма отчуждения ресурсов физических и юридических  лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая  характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Налоги ― это порождение государства, и в этом своем качестве они  существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений.

Однако современное законодательство отстранилось от всех "неденежных" форм перераспределения ресурсов, поэтому  существует следующее "юридическое" определение налога, закрепленное частью первой Налогового кодекса Российской Федерации [22].

Налог ― обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 части I НК РФ) [22].

В настоящее время в налоговой  системе Российской Федерации предусмотрена  также такая экономическая категория  как "сбор". Основным отличием сбора  от налога является то, что налог  взимается на основе принципа индивидуальной безвозмездности, в то время как  уплата сбора предполагает при определенных условиях некоторую возмездность.

Сбор ― обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 части I НК РФ) [22].

Перечни налогов и сборов установлены Законом РФ "Об основах  налоговой системы" [10]. В состав федеральных налогов и сборов входят:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических  лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог с имущества,  переходящего в порядке наследования  и дарения;

- налог на игорный бизнес;

- плата за пользование  водными объектами и другие

Федеральные налоги устанавливаются  законодательными актами РФ и взимаются  на всей ее территории.

В состав региональных налогов  и сборов входят:

-налог на имущество организаций;

-налог на недвижимость;

-дорожный налог;

-транспортный налог;

-налог с продаж;

-региональные лицензионные сборы.

 К местным налогам  и сборам относятся:

- налог на имущество  физических лиц;

- земельный налог;

- налог на рекламу;

- лицензионный сбор за  право торговли вино - водочными  изделиями;

- сбор за открытие игорного  бизнеса и другие.

В условиях рыночной экономики у  государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое  влияние все больше приобретает  характер косвенного и осуществляется посредством налогообложения. При  этом преследуются экономические и  социальные цели. Все это предопределяет практическую реализацию в рыночной экономике нескольких функций налогов.

Функция налога ― это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. В экономической теории выделяют как функции отдельного налога, так и функции налоговой системы в целом.

Первой и наиболее последовательно  реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция.

Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов  ― формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной  системе и внебюджетных фондах и  необходимых для осуществления  собственных функций.

 Регулирующая функция налоговой  системы реализуется через эффекты  налогообложения, приводящие к  изменению сфер хозяйственной  деятельности и их интенсивности.  Реализация регулирующей функции  преследует цели повышения экономической  эффективности и достижения социальной  справедливости.

Стимулирующая функция влечет активизацию технического прогресса, увеличение количества рабочих  мест, инвестиций в соответствующие  отрасли народного хозяйства (расширение одних производств и сокращение других). С этой целью затраты на внедрение новой техники, благотворительную деятельность (определенных размерах) не облагаются налогом на прибыль и т.д.

Некоторые исследователи кроме  вышеназванных функций выделяют еще и контрольную функцию  налоговой системы. Вместе с тем, эта функция налоговой системы  используется далеко не всегда и не в полной мере.

Благодаря ей возникает возможность  оценивать эффективность каждого  налогового канала в целом, выявлять необходимость внесения изменений  в налоговую систему и бюджетную  политику.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое всех перечисленных  основных функций налоговой системы. При этом взаимодействие и реализация всех функций осуществляется в условиях четкого и отлаженного механизма  реализации контрольной функции  налоговой системы.

Первым законодательным актом, положившим начало системному формированию налоговой системы в условиях российской экономики, был Закон  РФ от 27.12.91 года № 2118-1 "Об основах  налоговой системы в РФ" [10], который содержал официальное определение понятия налоговой системы как совокупности налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Этот закон, за некоторыми исключениями, утратил силу. Принятый вместо него Налоговый Кодекс РФ [22] не содержит определения налоговой системы. В экономической и юридической литературе происходит смешение двух понятий: "система налогов" и "налоговая система".

Система налогов ― более узкое понятие, предполагающее определенные правила систематизации различных видов налогов, их рациональное количество и соотношение между собой, объединение их в завершенной форме в определенные группы. Система налогов представляет собой обособленный элемент налоговой системы любого государства.

Экономическое единство системы налогов  в Российской Федерации выражается в том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными. Кроме  того, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

 

 Схема  1.1. Принципы построения налоговой  системы РФ.

 

 

Принцип справедливости

Перечислим основополагающие принципы справедливости, без которых невозможно эффективное налогообложение:

  • равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени;
  • глобальность и всеобъемлемость налогообложения;
  • целенаправленность налоговых поступлений.

Налогообложение должно быть справедливым и равным для всех субъектов, в  полной мере обеспечивать поступления  средств в бюджет, содействовать  социально-культурному развитию общества в целом.

Принцип простоты

Создаваемая налоговая система  должна быть максимально проста и, в  то же время, обеспечивать средствами бюджет страны, бюджеты субъектов, местные  бюджеты. Для каждого бюджета  должен существовать конкретный набор  налогов, определяющий его регулярное пополнение.

Принцип установления налогов

Изучение механизма налогообложения  предполагает определение основных участников налоговых отношений, к  которым относятся субъекты хозяйственной  деятельности и государственные  органы. Субъекты хозяйственной деятельности как участники налоговых отношений выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков, представителей налогоплательщиков (законных или уполномоченных), налоговых агентов. Налогоплательщик (субъект налогообложения) ― это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. В соответствии со ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ [22] налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом [22] возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. В соответствии со ст. 24 части первой НК РФ [22] налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

 

 

 

 Схема 1.2. Участники налоговых  правоотношений.

 

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ [22], Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 783 [24], МНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.

 

 Схема 1.3. Система налоговых органов Российской Федерации

 

Функции налоговых органов ―  центрального, региональных и местных  ― несколько различаются. Однако поскольку основные задачи всех звеньев  едины, то налоговым органам всех уровней присущи общие функции: учет налогоплательщиков; контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений; определение в установленных  случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками; ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов; возврат или  зачет излишне уплаченных или  излишне взысканных сумм налогов, пеней  и штрафов; разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства; применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства; взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства; контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении.

 

 Схема 1.4. Органы  налогового контроля РФ.

 

Для выполнения своих функций налоговые  органы наделены соответствующими правами  и несут определенные обязанности. Основные права и обязанности  налоговых органов, предусмотренные  НК РФ [22], Федеральным законом "О налоговых органах в Российской Федерации" [32] и другими законодательными актами приведены в схеме 1.4.

 

 

1.2  Экономическая характеристика «ЗАО МПК КРЗ»

Многоотраслевая производственная компания КРЗ» основана в 1963 году, расположена  в южном пром-узле, поселок Строитель. Занимает площадь около 4 квадратных километров.

Информация о работе Налоги и сборы (на примере ЗАО МПК "КРЗ")