Налогообложение предприятий торговли и общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:16, контрольная работа

Краткое описание

В налоговой системе РФ важное место занимают налоги с предприятий торговли и общественного питания. Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по объёму деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека.

Вложенные файлы: 1 файл

бу в оп.docx

— 42.39 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В налоговой  системе РФ важное место занимают налоги с предприятий торговли и  общественного питания. Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики  любой страны, как по объёму деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия  этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий  связана с удовлетворением потребностей каждого человека.

Предприниматели зачастую не способны сохранить свой бизнес только потому, что не могут  реально оценить влияние экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. В  условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие и порядок проведениям администрирования налогообложения в торговле и общественном питании

 

Переход России на рыночную экономику позволил внести в теорию и методологию  налогообложения термин «налоговое администрирование». В настоящее  время данная терминология находит  широкое применение как в научных трудах, так и в публичных выступлениях российских ученых, политических деятелей, работников исполнительной, законодательной и судебной власти, а также лиц, связанных с проблемами налогообложения.

Проведенные исследования позволяют сделать  вывод, что научные работы определили свой взгляд на сущность налогового администрирования  практически одинаковым пониманием задач, не оставив возможности для  ее бессистемного толкования. Вместе с тем трактовка содержания налогового администрирования достаточно широка.

Теория  и практика исследования данного  вопроса показывают неоднозначность  понимания термина «налоговое администрирование». В этой связи очевидным и актуальным является вопрос официального определения  теоретической и методологической основ налогового администрирования.

Систематизировав  все имеющиеся толкования, можно  выделить следующие девять:

  1. управление:
    • осуществление налоговой администрацией в пределах ее компетенции функций и полномочий, установленных ей государством и налоговым законодательством. Оно включает в себя в качестве главной составной части систему управления налогами;
    • система управления налоговыми отношениями;
    • система управления государством всем комплексом налоговых отношений;
    • организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, включающая совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России;
    • динамически развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики;
    • обособленная управленческая деятельность;
    • комплексная система управления налогообложением;
    • управление процессом взаимодействия;
    • управление управлением;
    • часть системы управленческой деятельности государства.

2) организация и управление: осуществляемое бюрократией как организационной формой рационально-правовой власти управление системой организации отношений между налогоплательщиками и органами управления. Семантическое значение слова «администрирование» уже слова «управление» и, следовательно, процесс государственного администрирования, в том числе и налогового, есть лишь часть общего процесса государственного управления, включая и управление налоговыми отношениями;

3) деятельность и управление: деятельность налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства. Сущность налогового администрирования определяется как управление налоговыми отношениями;

4) система мероприятий и управление;

5) деятельность: организационно-распорядительная деятельность государственных органов исполнительной власти;

6) меры и мероприятия:

  • ряд мер, направленных на максимально возможный сбор налогов при минимизации затрат, включая бремя, возлагаемое на налогоплательщика;
  • комплекс мер и мероприятий, используемый уполномоченными органами исполнительной власти;
  1. организация, процесс;
  1. категория собирательная, условная;
  2. инструмент государственного регулирования.

Все приведенные  толкования условно можно объединить в три блока: связанные с управлением, не связанные с управлением и  опровергающие само существование  понятия налоговое администрирование.

Во всех исследованиях ключевым словом является администрирование. От этого слово исходит научное познание самого термина «налоговое администрирование».

Толковый  словарь администрирование разъясняет как управление посредством приказов и распоряжений, часто без учета  конкретных условий работы, существа, дела; современный экономический словарь – преобладание в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов.

В налоговом  законодательстве нет полномочий у  налогового и таможенного органа по управлению налогоплательщиками, налоговыми агентами или иными обязанными лицами. Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, расписаны  в НК РФ и не предусматривают какое-либо управление в объемном понимании  данного понятия.

Целью налогового администрирования является обеспечение  прогнозных налоговых поступлений  в бюджетную систему России в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля, а также наиболее эффективное функционирование налогового механизма и системы налогового регулирования с точки зрения дальнейшего развития национальной экономики.

 

 

 

1.2 Особенности  налогообложения различных хозяйственных  операций на предприятиях общественного  питания

 

Рассматривая деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания, нельзя не остановиться на едином налоге на вмененный доход (далее – ЕНВД). Сегодня общепит – отрасль народного хозяйства, во многом законодательно не урегулированная и множество аспектов и бухгалтерского, и налогового учета требуют специальной доработки. Использование ЕНВД снимает часть вопросов у организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в общепите. Ведь уплата организациями ЕНВД предусматривает замену уплаты налога на прибыль, на имущество и единого социального налога.

Кроме того, плательщики ЕНВД не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

ЕНВД регулируется положениями гл. 26.3 НК РФ. Отметим одну особенность: применение этого налогового режима не может быть добровольным, то есть с момента введения субъектом федерации на своей территории ЕНВД организации и предприниматели, осуществляющие виды деятельности, попадающие под «вмененку», переводятся на уплату ЕНВД в обязательном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться, в частности, в отношении:

– оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания (за исключением оказания услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения) с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется».

То есть, налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере оказания услуг общепита одновременно через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м. и через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей свыше 150 кв. м., подлежат переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД только в отношении деятельности в сфере оказания услуг общепита, осуществляемой ими через объекты с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м. Об этом говорится в Письме ФНС России от 09.03.2005 г. №22–1–12/315 «О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход».

К категории объектов организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

К категории объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, относятся киоски, палатки, магазины (секции, отделы) кулинарии и другие аналогичные точки общественного питания.

Статьей 346.27 НК РФ установлено, что услуги общественного питания – это услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

Статья 346.27 дополнена новым абзацем, вступившим в силу с 1 января 2008 года, согласно которому к услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 и 4 п. 1 ст. 181 НК РФ, то есть за исключением алкогольной продукции и пива. Разъяснения по этому поводу приведены в Письме Минфина Российской Федерации от 03.07.2007 г. №03–11–04/3/246.

При отнесении платных услуг к услугам общественного питания следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002–93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г. №163, в соответствии с которым к услугам общественного питания в целях применения ЕНВД относятся услуги питания и услуги по организации досуга.

В целях применения ЕНВД к услугам общественного питания следует относить услуги ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров и предприятий других типов, имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкального обслуживания, проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярдов), оказываемые организациями общественного питания в залах обслуживания посетителей. По мнению Минфина, услуги по изготовлению кулинарной продукции, а также по продаже продукции собственного производства, осуществляемой вне помещения организации общественного питания, не подлежат переводу на уплату ЕНВД.

Рассмотрим некоторые нюансы, касающиеся налогообложения ЕНВД деятельности организаций общепита.

Если организация общепита производит готовую кулинарную продукцию и обслуживает работников, например, завода в столовых, помещения и технологическое оборудование которых предоставлено заводом за его счет, необходимо обратить внимание на следующее.

Если помещения заводских столовых предоставлены в пользование организации общественного питания на основании договора аренды или иного аналогичного договора, то организация общепита может являться плательщиком ЕНВД в том случае, если площадь зала обслуживания посетителей не превышает 150 кв. м.

Комбинат питания оказывает услуги общественного питания промышленной организации. При продаже питания работникам этой организации по пониженным ценам комбинат питания несет убытки, которые возмещаются промышленной организацией. Будет ли облагаться ЕНВД деятельность комбината питания в рассматриваемой ситуации?

В своем письме №ЕД-4-3/355@ от 17 января 2012г. ФНС РФ сообщила о  том, что в 2012 году отмены системы  налогообложения в виде ЕНВД федеральным  законодательством не предусмотрено. 
Налоговики напоминают, что согласно статье 346.26 НК единый налог на вмененный доход устанавливается Кодексом, а вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.  
Отмечено также, что данный режим налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

Хозяйствующие субъекты, оказывающие какие-либо услуги, для определения вида оказываемых услуг руководствуются Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002–93. Согласно этому документу к услугам общественного питания относятся платные услуги, квалифицируемые по кодам подгрупп 122000 – 122706.

1.3 Методика исчисления и особенности  уплаты налогов в торговле

 

В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе и в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети, и в отношении услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

В соответствии со ст. 346.27 Кодекса для целей гл. 26.3 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6 – 10 п. 1 ст. 181 Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления).

Информация о работе Налогообложение предприятий торговли и общественного питания