В РФ происходит смешение
этих двух моделей регулирования
бухгалтерского учета. Закон о
бухгалтерском учете призван
определить единые правовые и
методологические основы бухгалтерского
учета в стране, его организацию,
основные направления бухгалтерской
деятельности, составление отчетности
и состав хозяйствующих субъектов,
обязанность вести бухгалтерский
учет и составлять отчетность.
Положения по бухгалтерскому учету и
отчетности (национальные стандарты) –
свод основных правил, устанавливаемых
принципы учета определенного объекта
(совокупности объектов).
Методические указания и рекомендации
по бухгалтерскому учету должны представлять
собой свод правил и рекомендаций по порядку
учета объектов. Призваны наиболее полно
определять правила, в т.ч. отдельные элементы
техники ведения учета соответственных
объектов (эти инструкции составляются
в дополнение к положениям о бухгалтерском
учете).
Приведенная система регулирования и
организации бухгалтерского учета в РФ
является упрощенной, однако она позволяет
вычленить то главное, что лежит в основе
системы регулирования. До 1992 года в РФ
высшей юридической силой по бухгалтерскому
учету было положение о бухгалтерском
учете и балансах. Регулирование бухгалтерского
учета с 1992 года осуществляется на концептуальном
уровне и в отношение конкретных учетных
методик. Позволяет создать необходимую
основу для точной, достоверной информации
о деятельности хозяйствующих субъектов
и интерпретации информации.
Концептуальные положения: цели и назначение
бухгалтерской информации, качественные
характеристики, пользователи и потребности,
состав и содержание бухгалтерской информации,
принципы отчетности. Концептуальные
положения наиболее консервативны, те.
Наименее всего поддаются изменениям.
Усиление роли государства в регулировании
бухгалтерского учета является проявлением
тенденции возрастающего значения государственного
вмешательства в экономическую жизнь
страны.
В последнее время все большую роль в
регулировании бухгалтерского учета в
РФ играют профессиональные организации.
Это отражает тенденцию к тому, что разработка
норм учета является в большей степени
процессом согласования интересов различных
групп[6, С. 155].
Несмотря на все проведенные мероприятия
по совершению бухгалтерского учета, действующая
система бухгалтерского учета еще не отвечает
международным стандартам, т.к. не обеспечивает
необходимой информацией. Важная проблема
в соотношении правил ведениябухгалтерского
учета и налогообложения. Первый существенно
зависит от последнего. При действующей
налоговой системе часть предприятий
сознательно искажает учетные данные.
В целях изменения такого положения в
конце 1997 года была разработана правительственная
программа реформирования бухгалтерского
учета в соответствии с международными
стандартами. Целью реформирования системы
бухгалтерского учета является приведение
национальной системы бухгалтерского
учета в соответствие с международными
стандартами финансовой отчетности. Задачи
реформирования бухгалтерского учета
заключаются:
- в формировании бухгалтерского
учета и отчетности, обеспечивая
полезность информации для внешних
пользователей,
- увязка их с международными
стандартами,
- оказание методической помощи
предприятию во внедрении системы
управленческого учета.
Основные направления системы:
- создание законодательной базы
(национальных стандартов),
- методическое обеспечение,
- подготовка кадров,
- международное сотрудничество.
Ключевой этап реформирования бухгалтерского
учета – разработка новых и уточнение
старых положений о бухгалтерском учете
и внедрение их в практику[7].
Глава 2. Уровни нормативного
регулирования бухгалтерского учета в
Российской федерации
2.1. Законодательный
уровень
Первый уровень системы составляют
законодательные акты, которые принимаются
Государственной Думой, указы Президента
Российской Федерации и постановления
правительства, регламентирующие прямо
или косвенно постановку бухгалтерского
учета в организации. К данному уровню
системы относится Гражданский кодекс
Российской Федерации, прямо и косвенно
влияющий на организацию учета. Так, например,
в части первой Кодекса законодательно
закреплены важнейшие нормы ведения учета
в организациях, в том числе: наличие самостоятельного
баланса у каждого юридического лица;
обязательность утверждения годового
бухгалтерского отчета; обязательные
случаи составления аудиторского заключения;
порядок регистрации, реорганизации и
ликвидации юридического лица; раскрываются
понятия чистых активов, дочерних и зависимых
обществ. В части второй Кодекса представлены
основные сделки и отдельные виды обязательств;
нормы, содержащиеся в ней, которые оказывают
влияние на оправдательную и регистрирующую
функции бухгалтерского учета (виды договоров,
обязательные условия договоров ) [1]. К
первому уровню системы также относятся
Федеральные законы от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
«О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации»,
от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных
обществах» (редакция от 29 декабря 2012 года
с изменениями, вступившими в силу с 19
апреля 2013), от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об
обществах с ограниченной ответственностью»
(редакция от 29 декабря 2012 года с изменениями,
вступившими в силу со 2 января 2013) и другие
федеральные законы, так или иначе затрагивающие
вопросы бухгалтерского учета и отчетности.
К указанному уровню необходимо
отнести Постановление Правительства
РФ «О Программе реформирования бухгалтерского
учета в соответствии с международными
учетными стандартами финансовой отчетности»
от 6 марта 1998 г. № 283, в которой: - была сформулирована
цель реформирования системы бухгалтерского
учета - приведение национальной системы
бухгалтерского учета в соответствие
с требованиями рыночной экономики и МСФО; -
были определены задачи реформы:
сформировать систему стандартов
бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивающих
полезной информацией пользователей,
в первую очередь инвесторов; обеспечить
увязку реформы бухгалтерского учета
в Российской Федерации с основными тенденциями
гармонизации стандартов на международном
уровне; оказать методическую помощь организациям
в понимании и внедрении реформированной
модели бухгалтерского учета; - были определены
основные направления реформы: совершенствование
нормативного правового регулирования; формирование
нормативной базы (стандарты); методическое
обеспечение (инструкции, методические
указания, комментарии); кадровое обеспечение
(формирование бухгалтерской профессии,
подготовка и повышение квалификации
специалистов бухгалтерского учета); международное
сотрудничество (вступление и активная
работа в международных организациях;
взаимодействие с национальными организациями,
ответственными за разработку стандартов
бухгалтерского учета и регулирование
соответствующей деятельности)[2]. Продолжением
указанной Программы стала Концепция
развития бухгалтерского учета и отчетности
в РФ, разработанная по решению Правительства
РФ и одобренная приказом Министерства
финансов РФ от 1 июля 2004 г. № 180. Согласно
Концепции бухгалтерский учет в РФ должен
развиваться по следующим направлениям: -
повышение качества информации, формируемой
в бухгалтерском учете и отчетности; - создание
инфраструктуры применения МСФО; - изменение
системы регулирования бухгалтерского
учета и отчетности; - усиление контроля
качества бухгалтерской отчетности; - существенное
повышение квалификации специалистов,
занятых организацией и ведением бухгалтерского
учета и отчетности, аудитом бухгалтерской
отчетности, а также пользователей бухгалтерской
отчетности. Следует иметь в виду, что Концепция
2004 г., несмотря на то, что одобрена Приказом
Минфина России, нормативным документом
не является и определяет только основные
направления деятельности официальных
органов власти и негосударственных (коммерческих)
институтов, работающих в сфере реформирования
бухгалтерского учета и отчетности[3].
2.2. Нормативный
уровень
Второй уровень системы составляют
национальные стандарты - Положения по
бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие
принципы, базовые правила ведения бухгалтерского
учета отдельных объектов и на отдельных
его участках, возможные бухгалтерские
приемы без раскрытия конкретного механизма
применения их к определенному виду деятельности,
порядок составления и представления
бухгалтерской отчетности. На этом уровне
регулирующим органом в настоящее время
выступает только Министерство финансов
РФ, и никакой другой орган из числа участвующих
в разработке стандартов не может осуществлять
регулирование с точки зрения конечного
результата. При разработке ПБУ Министерство
финансов ориентируется на международные
стандарты финансовой отчетности (МСФО).
На данный момент принято 20 национальных
стандартов. Среди них можно выделить
наиболее важные, такие как: -«Учетная политика
организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом
Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н. В нем изложены
основные принципы бухгалтерского учета
(непрерывности деятельности организации,
осмотрительности, последовательности
применения учетной политики). -«Бухгалтерская
отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено
приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н. В
Положении изложены требования к бухгалтерской
отчетности: достоверность и полнота,
нейтральность, целостность, последовательность,
сопоставимость, соблюдение отчетного
периода, правильность оформления. Они
являются дополнительными по отношению
к допущениям и требованиям, раскрытым
в ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия». Помимо
вышеперечисленных стандартов, были также
разработаны и утверждены: -Положение по
бухгалтерскому учету «Информация об
аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное
Приказом Минфина России от 13.01.2000 № 5н.
В данном ПБУ регулируются некоторые вопросы,
которые могут быть отнесены к взаимоотношениям
со связанными сторонами. -Положение по
бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов
и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01),
утвержденное Приказом Минфина России
от 02.08.2001 № 60н; -Положение по бухгалтерскому
учету «Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические
работы» ПБУ 17/02, утвержденное Приказом
Минфина России от 19.11.2002 № 115н; -Положение
по бухгалтерскому учету «Информация
об участии в совместной деятельности»
ПБУ 20/03, утвержденное Приказом Минфина
России от 24.11.2003 № 105н. Важно знать, что
согласно Концепции № 180 Минфин больше
не будет разрабатывать проекты ПБУ. Этим
займутся профессиональные объединения
бухгалтеров и аудиторов[11].
2.3. Методический
уровень
Третий уровень системы составляют
методические рекомендации по ведению
бухгалтерского учета, в том числе инструкции,
указания и т.п. Разрабатывать их могут
все, кто заинтересован в интерпретации
и детализации положений нормативных
правовых актов первого и второго уровней
(Министерство финансов, некоторые другие
министерства и ведомства, объединения
организаций, крупные компании, а также
профессиональные объединения бухгалтеров,
в частности Институт профессиональных
бухгалтеров России). Примеры таких документов:
Методические указания по бухгалтерскому
учету основных средств от 13.10.2003 г. № 91н;
Методические рекомендации по раскрытию
информации о прибыли, приходящейся на
одну акцию от 21.03.2000 г. № 29н; Методические
указания по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств от 14.06.1995 г.
№ 49; Методические указания по бухгалтерскому
учету материально-производственных запасов
от 28.12.2001 г. № 119н. К важнейшим документам
этого уровня относятся План счетов бухгалтерского
учета финансово - хозяйственной деятельности
организаций и Инструкция по его применению.
План счетов бухгалтерского учета представляет
собой схему регистрации и группировки
фактов хозяйственной деятельности в
бухгалтерском учете. В нем приведены
наименования и номера синтетических
счетов (счетов первого порядка) и субсчетов
(счетов второго порядка) [4, С. 204]. Инструкция
по применению Плана счетов бухгалтерского
учета устанавливает единые подходы к
применению Плана счетов и отражению фактов
хозяйственной деятельности на счетах
бухгалтерского учета. В ней приведена
краткая характеристика синтетических
счетов и открываемых к ним субсчетов:
раскрыты их структура и назначение, экономическое
содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной
деятельности, порядок отражения наиболее
распространенных фактов. С 1 января 2001
г. в России действуют новые План счетов
бухгалтерского учета и Инструкция по
его применению, утвержденные Приказом
Министерства финансов РФ от 31 октября
2000 г. № 94н.
2.4.Организационный
уровень
Четвертый уровень системы
составляют так называемые рабочие документы
организаций, в которых на основе общеустановленных
правил и принципов они формируют свою
учетную политику, свои подходы к раскрытию
бухгалтерской информации в отчетах, представляемых
заинтересованным пользователям. Основными
рабочими документами конкретной организации
являются: - документ по учетной политике
предприятия; - утвержденные руководителем
формы первичных учетных документов; -
графики документооборота; - утвержденный
руководителем план счетов бухгалтерского
учета; - утвержденные руководителем формы
внутренней отчетности. Основы формирования
(выбора и обоснования) и раскрытия (придания
гласности) учетной политики организации
установлены Положением по бухгалтерскому
учету «Учетная политика организации»,
утвержденным Приказом Министерства финансов
РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. Учетная политика
организации формируется главным бухгалтером
(бухгалтером) организации и утверждается
руководителем организации[10].
Заключение
В процессе написания курсовой
работы была достигнута ее основная цель,
а именно – была подробно рассмотрена система
нормативного регулирования бухгалтерского
учета в России. Помимо этого было
раскрыто понятие нормативного регулирования,
определены основные аспекты правового
регулирования бухгалтерского учета
России, а также были рассмотрены все уровни
нормативного регулирования бухгалтерского
учета в Российской Федерации. Из всей
проделанной работы можно сделать следующие
выводы: - Нормативное регулирование бухгалтерского
учета представляет собой установление
государственными органами общеобязательных
правил (норм) ведения бухгалтерского
учета и составления бухгалтерской отчетности.
- ведение бухгалтерского учета
в России осуществляется в соответствии
с различными нормативными документами,
имеющими разный статус. Одни из них обязательны
к применению, другие носят рекомендательный
характер. -Современная система нормативного
регулирования бухгалтерского учета в
российской Федерации состоит из четырех
уровней, на каждом из которых регулирование
осуществляется наделенными соответствующими
полномочиями организациями.
Список используемой
литературы
- Гражданский кодекс Российской
Федерации
- Постановление Правительства
РФ «О Программе реформирования бухгалтерского
учета в соответствии с международными
учетными стандартами финансовой отчетности»
от 6 марта 1998 г. № 283
- Концепция развития бухгалтерского
учета и отчетности в РФ от 1 июля 2004 г. № 180
- Касьянова Г. Ю. Главная книга бухгалтера (3 изд). – Пермь.:
АБАК. - 2010. – 832с
- Ковалев, В.В. Стандартизация бухгалтерского
учета: международный аспект / Бухгалтерский
учет. 2010. – №8. – С. 47.
- Терехова, В.А. Международные стандарты бухгалтерского
учета в российской практике. – М.: Магистр,
2010. – С. 352
- http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=71763 [электронный ресурс]
- http://www.garant.ru/article/6726/ [электронный ресурс]
- http://ru.wikipedia.org/wiki [электронный ресурс]
- http://www.pandia.ru/text/77/201/30113.php [электронный ресурс]
- http://www.grandars.ru/student/buhgalterskiy-uchet/normativnoe-regulirovanie-bu.html