Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 21:51, курсовая работа
Актуальность проблемы и темы исследования. Профессиональная подготовка специалистов сложная и непреходящего значения педагогическая проблема. По-новому актуально она звучит сегодня в период интеграции России в мировое образовательное пространство, модернизации системы образования, принятия закона «Об образовании», введения государственных образовательных стандартов третьего поколения среднего и высшего профессионального образования, подготовки мобильных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда.[4,с.18]
ВВЕДЕНИЕ 3
1 . Образование как многоаспектный процесс 7
1.1.Общеметодологический смысл понятия «образование» 7
2.Сущностное наполнение и возможности использования интегративно-деятельностного подхода в образовательном процессе медицинского колледжа 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Деятельностный компонент также имеет многосторонние предпосылки для формирования личностно-деятельностного подхода: в общепедагогическом плане — положение о субъектно-субъектном отношении учителя и ученика (А. Дистервег) и активности обучаемого (И. Песталоцци, А. Дистервег, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.); в общепсихологическом — теорию деятельности А.Н. Леонтьева, личностно-деятельностного опосредство-вания (С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский), теорию учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, И.И. Ильясов).[3,с.198]
Личностно-деятельностный подход
к научению с позиций обучающегося (при
особом учете организации субъектно-субъектного
учебного взаимодействия самим педагогом)
прежде всего предполагает свободу выбора
обучающимся пути, учебника, методов, а
в отдельных случаях даже партнера обучения
— педагога. Такой подход психологически
предполагает, во-первых, обеспечение
безопасности личностного проявления
обучающегося во всех учебных ситуациях,
создание условий его личностной самоактуализации
и личностного роста. Во-вторых, этот подход
формирует активность самого ученика,
его готовность к учебной деятельности,
к решению проблемных задач за счет равно-партнерских,
доверительных субъектно-субъектных отношений
с педагогом. В-третьих, личностно-деятельностный
подход к научению с позиции ученика предполагает
единство внешних и внутренних мотивов:
внешним является мотив достижения, а
внутренним — познавательный мотив. В-четвертых,
этот подход означает принятие учебной
задачи и удовлетворение от ее решения
в сотрудничестве с другими обучающимися.
[45,с.480]Это является основой развития не
только чувства компетентности и аффилиации
(принадлежности группе, семье, общности)
как компонентов собственного достоинства),
но в значительной мере и чувства уверенности
в себе как предпосылки самоактуализации.
Личностно-деятельностный подход к научению
с позиции обучающегося означает также
наличие актуальной ситуации интернализации
новых форм, правил, способов и средств
социально-профессионально-
Все рассмотренное с очевидностью показывает, что проблема личностно-деятельностного подхода к научению (с позиции обучающегося) в дополнение к личностно-деятельностному подходу к обучению (с позиции педагога) ставит перед частными методиками преподавания целый ряд проблем: проблему изменения распространенной позиции преподавателя-информатора, источника знаний, контролера на позицию фасилитатора; проблему создания учебной ситуации раскрепощения человека, снятия социальных барьеров, затрудняющих педагогическое общение, и т.д.[83,с.79]
В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.; оно принимает их и соразмеряется с ними.[39,с.301]
Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.[82,с.12]
Профессиональная компетентность
медицинской сестры представляет системообразующий
фактор профессиональной подготовки и профессиональной деятельности будущего
Выделены и обоснованы критерии
определения специализации в профессиональной
подготовке медицинских сестер: административный,
определяемый местом работы специалиста; гендерно-возрастной,
определяющийся возрастом и полом пациента; проблемный,
зависящий от болезни пациента; деятельностный,
направленный на диагностику, профилактику,
лечение и реабилитацию пациента; интегрирующей
базы теоретической и практической подготовки
медицинских сестер выступает сестринская
практика, которая влияет на овладение обучающимися
Целевая установка — формирование и развитие профессиональной компетентности и профессиональной мобильности медицинской сестры. Детерми-натная установка обусловлена внешними (мировые, общественные и государственные) и внутренними (личностные и профессиональные качества специалиста) факторами. Композиционная установка включает взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты интегративно-деятельностной подготовки медицинских сестер; построена интегративно-деятельностная модель подготовки медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании, которая детерминирована внешними и внутренними факторами. [85,с.36]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы и обобщения:
Модернизация здравоохранения ее эффективное развитие в значительной степени зависит от состояния профессиональной подготовки медицинских сестер как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения. Принятые новые ФГОС СПО и ВПО по подготовке специалистов сестринского дела чрезвычайно важной выдвигает задачу непрерывной профессиональной подготовки медицинских сестер. На основе выделенных принципов (гуманизации, преемственности, вариативности и свободы выбора, принцип прогностичности) представлена системы непрерывного медицинского образования.[84,с.88]
Доказано, что исследование
проблемы — непрерывной профессиональной
подготовки медицинских сестер — с позиции
одной только науки будет ограниченным,
неполным; оно требует междисциплинарного
Выделены сущностные характеристики
интегративно-деятельностного подхода
как методологической категории, выражающей
специфику образовательной деятельности,
построенной на основе его применения,
в отличие от интегративно-деятельностного
подхода как исследовательской
В исследовании скорректированы понятия: профессиональной компетентности и профессиональная мобильность медицинской сестры. [26,с.17]
Профессиональная мобильность медицинской сестры представляет интегральное динамическое качество специалиста, базирующееся на готовности его к профессиональной деятельности и определяющее адаптацию его к новым условиям и видам деятельности, ответственность в принятии решений и способность к саморазвитию.[26,с.18]
Современная система дополнительного профессионального образования существенно влияет на профессиональную компетентность и профессиональные компетенции медицинской сестры. Обосновано, что «специализация в профессиональной подготовке медицинской сестры» представляет процесс и результат овладения студентами специальными знаниями, умениями и навыками в рамках основной образовательной программы по данной специальности, учитывающими специфику будущей профессиональной деятельности специалиста согласно его квалификации. Выделены и обоснованы критерии определения специализации в профессиональной подготовке медицинских сестер: административный, определяемый местом работы специалиста; ген-дерно-возрастной, который определяется возрастом, полом пациента; проблемный, зависящий от болезни пациента, и деятельностный, направленный на диагностику, профилактику, лечение и реабилитацию пациента.[84,с.100]
Концептуально важное значение
для построения системы непрерывной профессиональной
подготовки медицинских сестер принадлежит
практике как интегрирующей базы между
теоретической и практической подготовки
специалистов. Базовым для профессиональной
подготовки медицинских сестер является
понятие «сестринская практика». В исследовании
доказано, что сестринская практика представляет овладение
Выделены принципы, выступающие концептуально-значимыми при разработке интегративно-деятельностной концепции подготовки медицинских сестер: методологические, обеспечивающие целостность, непрерывность, многоуровневость и многопрофильность образования; нормативные, базирующиеся на реализации нормативных документов об образовании и здравоохранении и ГОС СПО и ВПО; технологические, определяющие методы, средства, приемы и способы обучения специалистов сестринского дела в непрерывном профессиональном образовании.[84,с.106]
Доказано, что дидактическое обеспечение профессионального образования медицинских сестер с позиции интегративно-деятельностного подхода должно быть: целенаправленным, комплексным, обеспечивающим связь теории с практикой и активизирующим. Дидактическое обеспечение в диссертации раскрыто на примере повышенного уровня среднего профессионального и последипломного образования специалистов сестринского дела как активно развивающейся области медицинского знания и практики.[2,с.154]
Основные положения и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, дают основание резюмировать, что гипотеза получила подтверждение, и задачи исследования решены. Результаты внедрения в образовательную практику теоретических и научно-практических разработок экспериментально подтвердили эффективность интегративно-деятельностной подготовки медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании, формирующие профессиональную компетентность и мобильность медицинской сестры.[19,c.51]
В то же время, осуществленное
исследование не исчерпывает всех аспектов
рассматриваемой проблемы. В соответствии
с потребностями науки и образовательной
практики, а также с учетом уже полученных и обоснованных результатов,
необходимо продолжить исследовательскую
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая
2. Абульханова-Славская, К. А.
Деятельность и психология
3. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира Текст. : методологические проблемы. — М : Политиздат, 2012. — 236 с.
4. Аверьянова, Т. А. Дидактические условия организации педагогической практики студентов педвузов (на примере технологического фак-та) Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2012. — 23 с.
5. Аганина, Е. Н. Внедрение сестринского процесса в работу ожогового отделения городской больницы Текст. / Е. Н. Аганина, Н. К. Малинина и др. // Мед. сестра. — 2012. — № 3. — С. 30-31.
6. Агафонова, Г. А. Роль и задачи сестринской службы в оказании медико-социальной помощи людям пожилого и старческого возраста Текст. // Мед. помощь. — 2013. — 3 2. — С. 12.
7. Айзман, Р. И. Система многоуровневой
подготовки средних
8. Алексеев, В. А. Сестринское дело сегодня Текст.: глобальные перспективы / В.А. Алексеев, И.С. Черепанова // Сестринское дело. — 2014. — №4. —С. 2-3.