Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 22:17, курсовая работа
Группа стран с развитой рыночной экономикой к началу ХХ1 в. насчитывает немногим менее 40 государств, расположенных в Западной Европе, Северной Америке, Азии, Австралии и Океании. 29 из них объединены в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а 7 государств (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Канада, Италия) называют Большой семеркой Севера. Именно эти страны определяют как направления развития всей системы мирового хозяйства, так и тенденции социально-экономического прогресса во всех государствах и регионах мира.
Выводы: Таким образом, крупнейшие компании промышленно развитых стран составляют подавляющую часть крупнейших промышленных и банковских компаний мира. Из 500 крупнейших промышленных компаний мира свыше 420 базируются в западных странах.
ГЛАВА 3.ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РАЗВИТЫХ СТРАН С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ
3.1 История сотрудничества развитых стран с Республикой Беларусь
История взаимодействия Беларуси и Европейского союза. В истории взаимоотношений Республики Беларусь и Европейского союза отчетливо выделяются два этапа: первый — 1992-1996 гг., второй — с 1997 г. по настоящее время. Главным содержанием первого этапа, продолжавшегося с января 1992 по ноябрь 1996 г., стали поиск и развитие взаимовыгодных форм и направлений сотрудничества, формирование правовых основ взаимодействия Беларуси и ЕС. В марте 1995 г. между Беларусью и Европейскими сообществами и их членами было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в марте 1996 г. — Временное соглашение о торговле и вопросах, связанных с торговлей. По линии программы ТАСИС в Беларуси финансировался целый ряд проектов на общую сумму около 100 млн .долларов. Успешно развивалась программа ТЕМПУС.
Второй этап, начавшийся в ноябре 1996 г. и продолжающийся до настоящего времени, характеризуется охлаждением связей, свертыванием политических контактов. Главной причиной ухудшения отношений стало проведение в Беларуси в 1996 г. референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию 1994 г. В октябре 1996 г. аккредитованные в Минске послы Франции, ФРГ, Великобритании и Италии направили в МИД Беларуси заявление, в котором от имени ЕС выразили озабоченность угрозой нарушения Конституции и отметили, что шансы Республики Беларусь играть активную роль в Европе и углублять сотрудничество с ЕС находятся под угрозой. Различия сторон по вопросу легитимности решений референдума привели к тому, что в европейской политике был поставлен так называемый "белорусский вопрос". 15 сентября 1997 г. ситуация в Республике Беларусь была рассмотрена на специальном заседании Совета министров иностранных дел ЕС. Итогом совещания стало сведение к минимуму контактов с Беларусью. В Заявлении о взаимоотношениях с Беларусью отмечалось, что страны — члены ЕС будут высказываться против членства Беларуси в Совете Европы, не будут заключать с ней ни временного соглашения, ни соглашения о партнерстве и сотрудничестве и намерены осуществлять двусторонние отношения исключительно через руководство ЕС. Европейский союз решил также приостановить реализацию программ технического содействия Республике Беларусь (ТАСИС, ТЕМПУС), за исключением гуманитарных или региональных проектов, поддерживающих процесс демократизации. В результате принятой резолюции политический диалог на высшем уровне между Беларусью и государствами — членами ЕС был приостановлен. Таким образом, вопреки объективным условиям для расширения сотрудничества Беларуси с объединенной Европой на первый план выдвинулся субъективный фактор, влияние которого свело к минимуму достижения предыдущих лет.
После президентских выборов (сентябрь 2001 г.) белорусским руководством был декларирован ряд мероприятий по либерализации экономики. Однако представители европейских институтов посчитали, что эти мероприятия не были реализованы даже в незначительном объеме. Как результат, отчетливо наблюдается некоторая "усталость" европейских институтов по отношению к "белорусскому вопросу". Многие европейские политики предпочитают даже не упоминать Беларусь. Беларусь остается одной из наименее известных гражданам объединенной Европы европейским государством. Такая ситуация не должна сохраняться после выхода ЕС на границы с Беларусью.
Факторы, оказывающие влияние
на формирование взаимоотношений Беларуси
и Евросоюза. Расширение Европейского союза на Восток
приводит к тому, что он будет иметь с Беларусью
общую границу протяженностью в несколько
сотен километров. Этот факт вынуждает
наполнить новым содержанием и новой энергией
как европейскую политику
Представить точный сценарий развития отношений крупнейшей региональной организации с Беларусью не только в долгосрочной, но и в среднесрочной перспективе достаточно сложно. На наш взгляд, было бы более логичным попытаться определить внутренние и внешние факторы, которые оказывают и будут оказывать влияние на этот процесс, а также оценить степень влияния этих факторов на ситуацию.
Политический фактор. В ближайшей перспективе политический фактор будет оставаться препятствием в восстановлении нормальных контактов как с Европейским союзом в целом, так и с государствами, расположенными к западу от Беларуси. Европа может не пойти на восстановление полномасштабных политических контактов с официальным Минском. Беларусь могут просто не будут приглашать на общеевропейские мероприятия.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на расхождение взглядов на политическую и экономическую ситуацию в Беларуси, белорусское руководство не скрывает, что желало бы улучшить отношения с Европой. Несколько лет тому назад на официальном сайте Министерства иностранных дел Беларуси в качестве одного из направлений внешней политики было отмечено стремление стать ассоциированным членом ЕС, а впоследствии и начать процедуру вступления в эту структуру (в настоящее время официально такая цель не формулируется).
На современном этапе белорусский МИД пытается продвинуть концепцию "ответственного соседства с ЕС", реализация которой поручена Межведомственной государственной комиссии по участию Республики Беларусь в европейских интеграционных процессах (создана в 1999 г.). В связи с расширением ЕС белорусское правительство, представители академических кругов, бизнеса активно изучают возможные последствия расширения ЕС для белорусской экономики.
Вместе с тем следует отметить, что в заявлениях белорусского руководства по отношению к ЕС содержатся различные оценки. В публичных выступлениях официальных лиц присутствуют обвинения Запада в политике двойных стандартов по отношению к Беларуси. Ряд белорусских СМИ, освещая европейские процессы, в том числе расширение ЕС на Восток, главный упор делают на негативные последствия процесса расширения для новых государств-членов.
Европейский союз (ЕС) является крупнейшим донором международной технической помощи (МТП) Беларуси, которая с 1991 г. по 2006 г. предоставлялась, через Программу ТАСИС. В рамках Программы ТАСИС для Беларуси реализовано более 420 проектов с общим бюджетом свыше 210 млн евро.
С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2013 г. внешняя помощь ЕС предоставляется странам- партнерам через девять инструментов внешней помощи (ИВП), семь из которых в разной степени доступны Беларуси. Три из этих инструментов: Европейский инструмент добрососедства и партнерства (ЕИДП), Инструмент сотрудничества в области ядерной безопасности (ИСЯБ) и Инструмент в области демократии и прав человека (ИДПЧ) фактически заменили собой Программу ТАСИС в Беларуси. Основным для Беларуси является ЕИДП. Из этого инструмента на сегодня для Беларуси доступны 14 программ, которые с группированы по следующим типам: Национальная (индивидуально для Беларуси), Восточная региональная (совместно с Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдовой, Россией и Украиной), программы трансграничного сотрудничества (ТГС) («Регион Балтийского моря», «Латвия—Литва—Беларусь» и «Польша—Беларусь—Украина»), Межрегиональная (ТЕМПУС, ЭРАЗМУС-МУНДУС, ТАЙЕКС, Сотрудничество в сфере городского развития и диалога (ССГРИД), тематические программы («Инвестирование в человеческий капитал», «Миграция и предоставление убежища», «Охрана окружающей среды и устойчивое управление природными ресурсами, включая энергетику», «Объединения граждан и органы местного самоуправления: партнерство на благо развития», «Продовольственная безопасность»).
Общий финансовый ресурс доступных Беларуси программ МТП ЕС на период с 2007 г. по 2013 г. оценивается более чем в 1 млрд евро. Примерно половина этого ресурса приходится на программы, проекты в которых реализуются на основе технических заданий (ТЗ) (Национальная и Восточная региональная программы), а вторая половина припадает на программы, проекты в которых реализуются на основе заявок (программы ТГС, программы ТЕМПУС, ЭРАЗМУС-МУНДУС, ТАЙЕКС, ССГРИД).
При формировании Национальной программы ЕИДП для Беларуси применяется секторный подход. На период 2007—2011 гг. в качестве секторов поддержки выбраны следующие: 2007 г. — «Энергетика», 2008 г. — «Охрана окружающей среды», 2009 и 2010 гг. — «Стандарты», 2011 г. — «Региональное развитие». Общий бюджет на этот период составляет 43,0 млн евро. Секторы поддержки белорусской экономики на 2012— 2013 гг. являются в настоящее время предметом переговоров между ЕК и правительством Беларуси. Индикативный бюджет на 2012—2013 гг. составляет 56, 69 млн евро.
В рамках Региональной программы ЕИДП с участием Беларуси в настоящее время реализуется 17 проектов на общую сумму около 77 млн евро. В рамках программ ТГС реализуется 53 проекта с общим объемом финансирования белорусских частей проектов примерно в 14,4 млн евро (26 проектов — 7 млн евро в рамках программы «Регион Балтийского моря», 18 проектов — 3,6 млн евро в рамках программы «Латвия—Литва—Беларусь» и 9 проектов на сумму 3,8 млн евро в рамках программы «Польша—Беларусь—Украина»). Что касается Межрегиональной программы, то в рамках Программы ТЕМПУС реализуется 10 проектов с общим бюджетом около 11 млн евро; из 489 исследователей и 1795 студентов, которые стажировались по программе ЭРАЗМУС-МУНДУС по данным на июнь 2011 г. участниками из Беларуси было 4 исследователя и 29 студентов; в рамках Программы ТАЙЕКС реализовано около 90 мероприятий (семинары, миссии экспертов ЕК в Беларусь, учебные поездки белорусских специалистов в государства — члены ЕС), в рамках Программы ССГРИД реализуется 2 проекта с общим объемом белорусских частей проектов около 350 тыс. евро. Тематические программы имеют много страновой характер и предназначены для реализации во всем мире. Их общий бюджет превышает 4,7 млрд евро. Наиболее востребованной из тематических программ в Беларуси является программа «Объединения граждан и органы местного самоуправления: партнерство на благо развития» (реализуется 12 проектов на общую сумму около 2 млн евро), в программе «Миграция и предоставление убежища» для Беларуси реализуется два проекта с общим бюджетом свыше 1,2 млн евро, в программах «Охрана окружающей среды и устойчивое управление природными ресурсами» и «Инвестирование в человеческий капитал», реализуется по 1 проекту с белорусским участием. Нет информации об участии белорусских партнеров в программе «Продовольственная безопасность».
В рамках ИСЯБ реализуется два проекта, а в рамках ИДПЧ реализован 1 проект.
Что касается участия Беларуси в других ИВП ЕС, то в рамках Инструмента стабильности реализуется 1 проект, направленный на предотвращение нелегальной торговли радиоактивными материалами (бюджет 250 тыс. евро). Пока не использованными из доступных для Беларуси ИВП остаются Инструмент макрофинансового содействия и Инструмент гуманитарной помощи.
Таким образом, в настоящее время МТП ЕС предоставляется Беларуси практически через все доступные ей ИВП и эта помощь направлена на дальнейшее укрепление взаимного сотрудничества и партнерства в различных отраслях социально-экономического развития республики.
восстановление политического диалога с ЕС, включение в программу «Восточное партнерство», положительная динамика развития политических отношений со странами ЕС и международными организациями предоставляют значительные перспективы для развития белорусско-германских отношений.[18.19]
Выводы: Экономическое взаимодействие между Беларусью и ЕС из года в год увеличивается. С 2000 года белорусский экспорт в страны ЕС вырос более чем в 20 раз, на долю ЕС приходится 44% белорусского экспорта (для сравнения: на долю России - 32%). Начался диалог о развитии отношений и экспертные диалоги в сфере энергетики, транспорта, окружающей среды, таможни, сельского хозяйства, экономических и финансовых вопросов, стандартизации и сертификации.
Информация о работе Оль монополистической конкуренции в функционировании рынка