Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа
Основной задачей почти любого предприятия является обеспечения спроса населения достаточным количеством продукции надлежащего качества.
Темпы роста объема производ¬ства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Предприятия изготовляют продукцию в строгом соответствии с заключенными договорами, разработанными плановыми задани¬ями по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества, изучая потребности рынка.
Введение ..........................................................................................................3
1 Учет готовой продукции сельскохозяйственного производства
1.1 Понятие и оценка готовой продукции.....................................................5
1.2 Организация учета готовой продукции...................................................9
1.3 Учет отгрузки, продажи и расходов на продажу
готовой продукции........................................................................................14
2 Организационно экономическая характеристика ОАО «Горынский агрокомбинат»
2.1 Общие сведения о предприятии.............................................................21
2.2 Обеспеченность предприятия средствами производства....................22
2.3 Трудовые ресурсы предприятия.............................................................27
2.4 Производство продукции........................................................................30
2.5 Экономические результаты деятельности предприятия......................36
Практическая часть........................................................................................43
Заключение.....................................................................................................68
Библиографический список..........................................................................
Таблица 3.2.
Численность работников и эффективность их использования
Показатели |
Годы |
|||
2009г. |
2010г. |
2011г. |
||
Численность работников, чел. |
218 |
185 |
161 |
|
Произведено продукции на 1среднегодового работника, туб. |
36,9 |
44,5 |
44,8 |
|
Произведено валовой продукции на 1 среднегодового работника, млн.руб. |
3986,2 |
7329,7 |
12267,1 |
|
Как видно из таблицы 3.2., численность работников за последние три года значительно снизилась. По сравнению с 2009 годом численность работников в 2011 году сократилась на 57 человек.
Что касается производительности труда, то она увеличивается как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Так в 2009 году на одного работника было произведено лишь 36,9 туб продукции, а в 2011 году уже 44,8 туб. Это связано с тем, что объём производства продукции снижается более низкими темпами, чем численность работающего персонала.
В денежном выражении данный показатель возрос в 2010 году почти в два раза. В 2011 году по сравнению с 2009 годом он возрос в 3 раза.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что производительность труда на предприятии растет довольно высокими темпами. Но, в свою очередь, на рост производительности повлияло как снижение численности работников, так и, в значительной степени, увеличение стоимости единицы продукции.
2.4 Производство продукции
Продукция овощной
консервации - это обработанные овощи
в герметично укупоренных банках
(стерилизованные или
Натуральные консервы
вырабатываются из бланшированных овощей
в рассоле с добавлением
Несмотря на многие проблемы, основная из которых устаревшее оборудование, достаточно широк ассортимент выпускаемой продукции: щи, борщи, рассольники, солянка, огурцы, томаты консервированные, зеленый горошек, икра любительская из кабачков, соус томатный, кетчупы, повидло, джемы, варенья, соки фруктовые и овощные с мякотью. Ассортимент продукции, выпускаемой ОАО «Горынский агрокомбинат» представлен в табл. 4.1.
Таблица 4.1.
Номенклатура производимой предприятием продукции
Номенклатурные группы |
Количество ассортиментных позиций |
|
Овощи маринованные |
32 |
|
Солянка овощная, рагу овощное, икра любительская из кабачков, икра из кабачков диетическая |
21 |
|
Кабачки в томатной заливке, салат из свеклы с луком, соусы и кетчупы |
12 |
|
Борщ со свежей капустой, капуста тушеная |
8 |
|
Горошек зеленый консервированный |
4 |
|
Кукуруза сахарная |
3 |
|
Огурцы по домашнему |
5 |
|
Повидло |
3 |
|
Варенье из малины,
варенье из черноплодной рябины, плоды
и ягоды протертые в |
8 |
|
Сок березовый, соки плодовые и ягодные с мякотью и сахаром в ассортименте |
14 |
|
Из табл. 4.1. видно, что количество номенклатурных групп составляет 10 единиц, общее число ассортиментных позиций - 110 единиц.
На предприятии используется следующая технологическая последовательность переработки плодоовощного сырья:
1) Закупка и доставка:
Основная часть исходного сырья (морковь, капуста, свекла, картофель, яблоки, ягоды) закупается в период сезона массовой заготовки (июль-октябрь месяцы) у колхозов, совхозов, коопзаготпромов, фермерских и крестьянских хозяйств близлежащих районов.
Доставка сырья
на агрокомбинат производится как собственным
транспортом предприятия, так и
транспортом предприятий
- у СПК, агрофирм, совхозов, К(Ф)Х района, у населения;
- непосредственно на предприятии;
- путем заготовки сырья в пунктах его приёмки.
В сырьевую зону предприятия входят 26 хозяйств Столинского района, которые занимаются выращиванием овощеводческой продукции. Кроме того, закупка сырья производится у населения района.
В 2009 году было закуплено 3263,5 тонн сырья, в 2010 - 2573,8 тонн, в 2011 - 2001 тонна. Из данного количества около 15% составляют закупки у населения. Снижение объёмов закупки сырья, в свою очередь, повлияло на снижение объёмов производства готовой продукции.
Что касается вспомогательных материалов, то к ним относятся стеклобанка и крышка закаточная. Основными поставщиками стеклянных банок являются заводы “Елизово” и ”Гута”, а также индивидуальный предприниматель из г.Минска Ю. Полевничий. Объёмы поставок вспомогательных материалов приведены в табл. 4.2.
Таблица 4.2.
Объёмы поставок стеклобанки за 2009-2011 гг., тыс. банок
Поставщики |
Годы |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
||
Завод "Елизово" |
1473 |
1345,7 |
1453,6 |
|
Завод "Гута" |
765 |
567,3 |
657,4 |
|
ИП Полевничий г. Минск |
468,7 |
876 |
1243,3 |
|
Коопзаготпром г. Столин |
23 |
13 |
15 |
|
Другие |
12 |
34 |
20 |
|
Всего: |
2741,7 |
2836 |
3389,3 |
|
Рост закупок вспомогательных материалов у индивидуального предпринимателя Ю. Полевничего можно объяснить тем, что с ним предприятие работает по бартеру, кроме того, поставки тары могут осуществляться при оплате продукцией, которая будет произведена в будущем.
Предприятию это выгодно, так как у него не хватает денежных средств на счетах для оплаты сырья и материалов. Поэтому бартер является единственным источником, позволяющим предприятию работать без сбоев и остановок. Ю. Полевничий также является основным поставщиком закаточной крышки.
Прием и хранение:
При поступлении сырья производится входной контроль качества на соответствие требованиям стандартов. Хранение поставленного сырья осуществляется в специализированных сооружениях - материальных складах и овощехранилищах.
Подготовка и переработка:
Поступающее из складов и хранилищ сырье моется, очищается, измельчается, и подвергается технологической обработке (варке, выпариванию, смешиванию и т.п.). Полученная готовая продукция укладывается в основном в стеклянную тару емкостью от 0,5 до 3 литров, которая упаковывается в ящики, гофрокороба или термоусадочную пленку.
Результаты
производственно-хозяйственной
Таблица 4.3.
Показатели производственной деятельности предприятия за 2009-2011 годы
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2009 |
2010 |
2011 |
2011 в % к 2009 |
|
Производственная мощность - всего |
туб/год |
9510 |
1050 |
10500 |
110,4 |
|
в т.ч.: |
||||||
линия зелёного горошка |
туб/год |
3000 |
3000 |
3000 |
100 |
|
линия сахарной кукурузы |
туб/год |
200 |
200 |
200 |
100 |
|
Использование производственной мощности: |
% |
84,6 |
78,3 |
68,7 |
81,2 |
|
в т.ч.: |
||||||
линия зелёного горошка |
% |
38 |
63 |
41 |
107,9 |
|
линия сахарной кукурузы |
% |
3 |
29 |
0,4 |
13,3 |
|
Годовой объём производства - всего |
туб/год |
8044 |
8226 |
7217 |
89,7 |
|
в т.ч.: |
||||||
овощные консервы |
туб/год |
5704 |
5829 |
3809 |
66,8 |
|
томатные консервы |
туб/год |
52 |
112 |
793 |
1525 |
|
фруктовые консервы |
туб/год |
2288 |
2060 |
2177 |
95,1 |
|
соки овощные |
туб/год |
0 |
225 |
438 |
||
Как видно из таблицы 4.3. значительно сократился процент использования производственной мощности предприятия. В 2009 году он составлял 84,6 %, а 2011 году сократился до 68,7 %, то есть сократился почти на 19 %.
Объем производства консервов (включая продукцию из давальческого сырья) на Горынском агрокомбинате в 2011 г. снизился в натуральном выражении по сравнению с 2010 г. на 34,7%. При этом объем реализации продукции в 2011 году составил 84,3% от объема ее производства. Значительное снижение объема производства продукции и еще большее снижение объема ее реализации свидетельствуют о падении спроса на продукцию Горынского агрокомбината. Что касается загрузки производственных мощностей, то она снизилась за три года с 84,6 % до 68,7 %. По линии производства консервов «Горошек зелёный» загрузка составляет в основном менее 50 % процентов, что значительно сказывается на общей загрузке мощностей предприятия, т.к. мощность данной линии составляет около трети общей мощности предприятия.
Слабо загружена и линия по производству консервов «Кукуруза сахарная». В 2009 году загрузка линии составила 3 %, в 2010 году она возросла до 29 %, а уже в 2011 снизилась до 0,4 %. Это свидетельствует о том, что на ней было произведено только 0,8 тысяч условных банок продукции при ее мощности в 200 туб. В 2011 г. линия почти не использовалась. Низкая загрузка данных линий связана с тем, что для их работы необходимо сырьё, на выращивании которого специализируются только отдельные предприятия района. В близлежащих районах посевы данных культур незначительны или вообще отсутствуют.
2.5 Экономические результаты деятельности предприятия
О финансовой деятельности предприятия можно судить исходя из данных таблицы 5.1.
В 2011 году снизилась результативность осуществляемой предприятием финансово-хозяйственной деятельности предприятия: если в 2010г. рентабельность реализованной продукции составляла 8,4%, то в 2011г. она уменьшились до 1,9%. Кроме того, в 2010 году на предприятии значительно увеличились запасы готовой продукции. За год они увеличились в 2,9 раза (с 79 тыс. до 310 тыс. долл. США). Одной из причин, повлиявшей на увеличение на предприятии запасов готовой продукции явилось выполнение предприятием установленных в Республике Беларусь прогнозных показателей увеличения объемов производства продукции. В тоже время недопустимо высокое накопление на предприятии запасов готовой продукции в 2011 году показало, что реальное увеличение объемов производства продукции возможно только при условии улучшения ценовой и качественной конкурентоспособности производимой продукции и увеличении за счет этого объемов ее реализации пропорционально росту объемов выпуска.
Таблица 5.1.
Показатели финансовой деятельности предприятия
Показатели |
Ед. изм. |
2009г |
2010г |
2011г |
|
Объём производства в оптовых ценах |
млн. руб. |
963 |
1580 |
2182 |
|
Полные затраты на производство продукции, всего |
млн. руб. |
869 |
1356 |
1975 |
|
в т.ч.: |
|||||
сырьё и основные материалы |
млн. руб. |
407 |
507 |
669 |
|
тара и тарные материалы |
млн. руб. |
162 |
217 |
233 |
|
топливо |
млн. руб. |
46 |
125 |
219 |
|
потери от брака |
млн. руб. |
8 |
17 |
15 |
|
Заработная плата и отч. по зарплате |
млн. руб. |
45 |
106 |
127 |
|
Общепроизводственные, общехозяйственные и др. расходы |
млн. руб. |
168 |
309 |
626 |
|
внепроизводственные расходы |
млн. руб. |
33 |
75 |
86 |
|
Из общей суммы затрат: |
|||||
переменные издержки |
% |
76,8 |
71,7 |
64 |
|
постоянные издержки |
% |
23,2 |
28,3 |
36 |
|
Выручка от реализованной продукции, всего |
млн. руб. |
1118 |
1820 |
1840 |
|
Удельный вес в общем объёме выручки: |
|||||
денежных поступлений |
% |
52,8 |
30,5 |
13,7 |
|
взаиморасчётов |
% |
47,2 |
69,5 |
86,3 |
|
Удельный вес реализ. продукции по рынкам сбыта: |
|||||
внутренний рынок |
% |
87 |
79 |
98 |
|
страны СНГ |
% |
13 |
21 |
2 |
|
дальнее зарубежье |
% |
0 |
0 |
0 |
|
Рентабельность произв. продукции |
% |
10,8 |
16,5 |
10,4 |
|
Анализируя
финансово-хозяйственную
Информация о работе Организационно экономическая характеристика ОАО «Горынский агрокомбинат»