Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение организационных аспектов бухгалтерского управленческого учета.
Задачами курсовой работы является:
- изучить теоретические основы организации управленческого учета;
- рассмотреть основные аспекты управленческого учета.
Объектом исследования является бухгалтерский управленческий учет.
Предмет исследования – изучение теории и практики управленческого учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1 Система управленческого учета на предприятии: предпосылки создания, сущность и его значение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2 Основные различия и сходства между управленческим и бухгалтерским (финансовым) учетом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3 Варианты организации управленческого учета: автономная и интегрированная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.1 Калькуляция себестоимости в управленческом учете. . . . . . . . . . . . . . . .22
2.2 Центры ответственности в управленческом учете . . .. . . . . . . . . . . . . . . 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 67.85 Кб (Скачать файл)

 Автономная система с использованием зеркальных счетов финансового и управленческого учета также может существовать изолированно друг от друга. Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных учета. Как правило, финансовая бухгалтерия ведет учет расходов в целом по организации в разрезе элементов затрат без подразделения по центрам ответственности. Финансовый результат определяют путем сопоставления общей выручки от продаж (без НДС) с общими расходами на продажу (с учетом остатка товарно-материальных ценностей). Управленческий учет использует эти данные как итоговые, зеркальное отражение осуществляется путем сопоставления итоговых статей затрат с выходными данными финансового учета. Возможны и другие варианты зеркального отражения .

 Автономная система с использованием переходных счетов и зеркальным отражением наиболее приспособлена для управления организацией и для отражения затрат по аналитическим центрам. Она наиболее целесообразна, когда речь идет о территориально обособленных филиалах организации. При этом при сохранении единства финансового учета и управления всей организацией обеспечивается индивидуальный учет по каждому подразделению, что повышает степень ответственности .

  Важнейшим фактором при создании системы управленческого учета признается ее экономическая эффективность. Это те выгоды, которые предприятие получает как от наличия системы учета за счет улучшения качества принимаемых решений, так и от оптимизации ее применения. Процедура внедрения учета очень трудоемкий и продолжительный процесс, в котором будут задействованы все структурные подразделения предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАПЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА.

2.1 Калькулирование себестоимости в управленческом учете

 

  Калькулирование себестоимости - один из важнейших разделов управленческого учета. В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции. В процессе калькулирования себестоимости единицы продукции учитывают все издержки, связанные с выполнением одного заказа или производством единицы продукции какого-либо вида.Объекты калькуляции – это отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работа и услуги, себестоимость которых определяется. Определение себестоимости служит основой для установления цен, является базой для исчисления налогов на сбыт, а также для текущей оценки результатов деятельности предприятия.Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу продукции (услуг), предназначенных для реализации, а также на единицу продукции (услуг) для внутреннего потребления. Конкретные функции в процессе калькулирования издержек:

-  определение производственной  или заводской себестоимости  для оценки запасов готовой  продукции или полуфабрикатов;

-определение величины себестоимости для установления и контроля цен;

- предоставления данных о себестоимости продукции для оценки результата деятельности предприятия и обеспечения процесса принятия решений руководством.

  Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций. Все виды калькуляции отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей. Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в процессе производства конкретных продуктов.

  Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три:

-  плановая себестоимость разрабатывается на основе прогрессивных норм и экономических нормативов за отчетный период.и представляет собой принятие предприятием решений о предельной величине затрат на производство соответствующих видов продукции, выполнение работ или оказание услуг.

   - фактическая (отчетная) себестоимость определяется на основе данных бухгалтерского учета по истечении отчетного периода и представляет достоверную информацию о фактических затратах на производство продукции, работ, услуг. Она служит основой для экономического анализа, прогнозирования, планирования и принятия решений  на краткосрочную и долгосрочную перспективу по изготовлению, совершенствованию или замене данного вида продукции.

   - нормативная себестоимость  составляется на основе действующих  на начало месяца текущих норм  затрат, т.е.  норм расхода сырья,  материалов и других затрат. Текущие  нормы затрат соответствуют производственным  возможностям предприятия на  данном этапе его функционирования. Используется при нормативном  методе планирования и у чета  затрат.

    Калькулирование себестоимости продукции является объективно необходимым процессом при управлении производством т.к. содержащаяся в них информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций как:

 -   установление оптимальной цены на продукцию;

 -   оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;

-  целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;

-   оценка качества работы управленческого персонала. 

Калькулирование  на любом предприятии, независимо от видов деятельности, размеров и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами, соблюдение которых необходимо в системе финансового учета и желательно в управленческом учете[2,164].

Основные принципы калькулирования:

  1. Научно обоснованная классификация затрат на производство
  2. Объективное установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
  3. Обоснованный выбор метода распределения косвенных расходов.
  4. Разграничение затрат по периодам:

- доходы и расходы,  полученные в отчетном периоде,  считаются доходами и расходами  этого периода, независимо от  фактического времени поступления(выплат) денежных средств;

- доходы и расходы,  не относящиеся к отчетному  периоду, не признаются доходами (расходами) отчетного периода,  даже если денежные средства  по ним поступили или перечислены  в данном периоде;

-  раздельный учет по текущим затратам на производство продукции и по капитальным вложениям.

   Метод калькулирования себестоимости- это совокупность приемов документирования и отражение производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости отдельного вида продукции( работ, услуг) или их единиц, а также отнесение издержек на единицу продукции. Методика калькулирования  себестоимости продукции зависит от характера технологического процесса.

  Существуют несколько  методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции:

  Нормативный метод   учета и калькулирования себестоимости продукции обычно характеризуется тем, что на предприятии по каждому изделию на основе действующих норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция нормативной себестоимости изделия. В идеале, если бы в течение месяца все затраты на предприятии соответствовали действующим нормам, нормативам и сметам, а объем производства соответствовал запланированному, фактическая себестоимость изделия была бы равна нормативной. Исходя из этой посылки учет организуют таким образом, чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонениям от норм. Данные о выявленных отклонениях позволяют руководителям всех уровней производственного процесса управлять себестоимостью продукции и вместе с тем бухгалтерии калькулировать фактическую себестоимость изделия путем прибавления к нормативной себестоимости изделия (вычитания из нее) соответствующей доли отклонений от норм по каждой статье.

  Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характеризуется тем, что на предприятии выпускают продукцию ограниченной номенклатуры, отсутствует незавершенное производство. В связи с этим объектами учета затрат являются отдельные процессы в изготовлении (выпуске) продукции, в выполнении работы (услуги) как составные части всего процесса производства.

  Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характерен для массовых производств, в которых исходное сырье и материалы последовательно превращаются в готовую продукцию. Производственные процессы или их группы образуют переделы, каждый из которых завершается выпуском промежуточного продукта-полуфабриката, который к тому же может быть в таком виде реализован на сторону. Эти переделы и являются объектами учета затрат[2,111].

   Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характерен тем, что объектом учета затрат является производственный заказ, открываемый на индивидуально или мелкосерийно изготовляемое изделие, серию изделий или часть изделия (в судостроении, тяжелом машиностроении), на отдельную работу, отдельную услугу. Себестоимость каждого заказа определяется после завершения работ по этому заказу.

   Необходимо отметить, что к этой группе относится применяемый на практике инвентарно-индексный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. В отличие от нормативного при инвентарно-индексном методе учет прошлых затрат организуют в течение месяца без подразделения по нормам и отклонениям от норм по группам изделий или по производству в целом. Себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ и услуг определяют на основе данных инвентаризации и оценки остатков незавершенного производства на конец месяца. На стоимость этих остатков уменьшают затраты за месяц. После этого по каждой калькуляционной статье исчисляют индекс – отношение фактических затрат к плановым, который используют для расчета фактической себестоимости отдельных видов продукции. При инвентарно-индексном методе несколько сокращается трудоемкость работ, но затраты не контролируются в процессе производства, причины отклонений от норм не выявляются, фактическая себестоимость определяется пропорционально плановой себестоимости. Поэтому предприятиям рекомендовано переходить от инвентарно-индексного к прогрессивному нормативному методу. Те производства, где нормативный метод в идеальном (завершенном) виде не может быть внедрен, могут применять отдельные его элементы[12].

 

2.2 Центры ответственности в управленческом учете

 

   В управленческом учете под центром ответственности (ц.о.) понимают структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сег­мент бизнеса, — показатель, определяемый для данного подразделения ру­ководством[1,122].

 Сегменты бизнеса, деятельность которых является предметом бухгалтерского управленческого учета, могут обладать юридической самостоятельнос­тью или входить в состав организации на правах структурных подразделений.

 В первом случае в качестве примера можно сослаться на холдинг, состоящий из материнской компании, зависимых и дочерних организаций. Постановка системы управленческого учета, единого для всех организаций, входящих в состав такого образования, позволяет более эффективно вести хозяйственную деятельность как на отдельных предприятиях, так и по холдингу в целом, оперативнее получать необходимую бухгалтерскую информацию, учитывать интересы всех участников бизнеса, а в конечном счете — избегать ошибочных управленческих решений.

Во втором случае речь идет об организациях, имеющих в своем  составе отдельные структурные  подразделения, например заочный вуз со множеством филиалов; строительный трест, в состав которого входят строительномонтажные управления; издательский дом, имеющий ряд направлений деятельности, и т.д. Как правило, это менее крупные (в сравнении с вышеприведенными) центры ответственности.

Не следует отождествлять  центр ответственности с центром  возникновения затрат.  Так, работающая швейная машина — место возникновения  затрат, а  цех, где она расположена, — центр ответственности.

Рассмотрим некоторую  классификацию ц.о. по двум критериям:

1. По отношению к процессу  производства ц.о. подразделяются  на:

-    основные -  в них организуется контроль по месту возникновения затрат;

-   функциональные – они обеспечивают контроль над затратами, возникающими во многих местах, но под воздействием одного центра ответственности.

2. По отношению к внутреннему  хозяйственному механизму ц.о. подразделяются на:

-     хозрасчетные -  они совпадают с местами возникновения затрат, в них производится контроль затрат в момент их возникновения;

-     аналитические – в них ведется контроль за отдельными затратами. При этом центры не связанны системой внутрихозяйственных отношений.

В 1974 году Дж. Хиггинс сформулировал 4 вида центров ответственности:

-         центр затрат – структурное подразделение, руководитель которого отвечает и контролирует только производимые затраты. К его задачам относятся обеспечение ресурсами предприятия в полном объеме, необходимого качества и точно в срок.

-       центр доходов – руководитель которого отвечает за получение доходов в его структурном подразделении.

-       центр прибыли – руководитель отвечает за доходы, расходы и окончательный результат.

-      центр инвестиций – руководитель обладает наибольшими полномочиями при принятии решений о направлении инвестиций

            Центр затрат. Его руководитель обладает наименьшими управленческими полномочиями и поэтому несет минимальную ответственность за полученные результаты. Он отвечает лишь за произведенные затраты. Результаты деятельности центраответственности не учитываются, тем более что во многих случаях измерятьих либо невозможно, либо не нужно[5,122].

Информация о работе Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета