Организация и формы безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому в процессе хозяйственной деятельности между различными субъектами экономических отношений осуществляются денежные расчеты, связанные с поставками материальных ценностей, оказанием услуг и выполненных работ. Денежные расчеты возникают также при выполнении предприятиями и организациями финансовых обязательств по платежам в бюджет, ссудам банка и другим обязательным платежам. Денежные расчеты осуществляются в форме движения наличных денег и денег в безналичной форме.

Содержание

Введение 3
1.Основы нормативного регулирования безналичных расчетов 4
1.1. Законодательное регулирование безналичных расчетов 4
1.2. Сущность и принципы безналичных расчетов 7
1.3. Формы безналичных расчетов и порядок их применения 12
2. Современные способы банковского обслуживания с использованием пластиковых карт 24
2.1. Банковские операции с пластиковыми картами и их сущность, и виды 24
2.2. История развития пластиковых карт в России 30
2.3. . Рынок пластиковых карт в Сибири 33
3. Особенности проведения безналичных расчетов в Сберегательном банке Российской Федерации 35
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

ОКБ Курсовик.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  развитие рыночных отношений система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов организации расчетов.

Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей – обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Инструментом регулирования безналичных расчетов служит комплекс законов, законных актов и нормативные акты ЦБ РФ.

Одна из целей ЦБ РФ – это обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов РФ. Банк России устанавливает правило, сроки, стандарты расчетов и порядок их проведение. Связист с массовости осуществление расчетов многие из них унифицированы.

Общий срок осуществления  платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации.

Второй принцип – осуществление расчетов преимущественно по счетам кредитных организаций. Наличие последних как у получателя, так и плательщика – необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета. 

Третий принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж; реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя). Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств.

Четвертый принцип – принцип срочности платежа. Соблюдение сроков расчетов в соответствии с договором. Своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренными договорами.

Пятый принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. Каждое предприятие является одновременно покупателем и продавцом. Коммерческие банки, являясь посредниками между продавцами и покупателями в расчетах, налоговыми, хозяйственными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил безналичных расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивости, кредитоспособности фирм, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов.

С принципом взаимного  контроля участников расчетов тесно  связан  шестой принцип – их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий.

Суть этого принципа заключается в том, что нарушения  договорных обязательств в части расчетов влекут  применение гражданско-правовой ответственности в форме  возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, ни в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений.

Все принципы организации  безналичных расчетов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Несоблюдения одного из них может привести к нарушению других. В то же время соблюдение всех перечисленных принципов обеспечивает создание условий для нормального функционирования всего хозяйственного механизма. [6]

1.3. Формы  безналичных расчетов и порядок их применения

В соответствии с действующим установленным законодательством в современных условиях применяются следующие формы безналичных расчетов между плательщиком и получателем средств: платежными поручениями, аккредитивами, чеками, расчеты по инкассо.

Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов.

Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками.

Применение формы безналичных  расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются  в договорах, заключаемых ими  со своими контрагентами.

В рамках форм безналичных  расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Познакомимся с особенностями  каждой формы безналичных расчетов, применяемых в современных условиях. [6]

 

Расчеты платежными поручениями

Платежным поручением является письменное распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Возможности применение в расчетах платежных поручений многообразны. Они могут использоваться в расчетах, как по товарным, так и по нетоварным операциям, причем все нетоварные платежи совершаются исключительно платежным поручением. 

Платежными поручениями  могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные  работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных  законодательством или договором.

При постоянных и равномерных  поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей.

  В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. Таким путем производится расчеты между торговыми организациями и их поставщиками.

Платежное поручение  выписывается на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в четырех экземплярах, каждый из которых имеет определенное назначение. Платежное поручение принимается банком к исполнению независимо от того, достаточно ли средств на счете плательщика для его оплаты. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». На лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты.

Возможна и частичная  оплата платежных поручений, помещенных в картотеку. Она осуществляется на основании платежного ордера формы 0401066. При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка. На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка «Частичная оплата», а запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) делается ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения. При осуществлении последней частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым был произведен этот платеж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платежного поручения помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платежного поручения выдаются клиенту.

Схема документооборота с использованием платежных поручений    Рис 2

/ — заключение договора; 2 — отгрузка продукции, оказание услуг, сдача работ; 3 — передача платежного поручения на право списания банком суммы платежа; 4 — выписка из расчетного счета о списании денежных средств; 5 — платежное поручение на право зачисления платежа на расчетный счет получателя; 6 — выписка из расчетного счета о зачислении платежа.

 

Расчеты платежными поручениями  имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов:

  • относительно простая схема организации документооборота;
  • обеспечение ускорения движения денежных средств;
  • наличие у плательщика возможности предварительного контроля качества оплачиваемых товаров и услуг;
  • возможность использования данной формы расчетов при нетоварных платежах.

Используя в расчетах платежное поручение, участники расчетов несет ответственность риски:

 1) риск получателя средств: задержки платежа связист отсутствием средств на счете плательщика, задержки не получение платеж по вине банка.

2) риск плательщика:  несвоевременные поставки товара  при досрочных платежах.

Документооборот при расчетах платежными требованиями       Рис 3

1 — договор-соглашение с указанием формы расчетов платежными требованиями; 2 — отгрузка продукции, товара, сдача работ и услуг; 3 — документы на отгрузку и платежное требование отправлены покупателю или банку с дальнейшей пересылкой через банк покупателю; 4 — акцепт платежного требования покупателем и сдача его в свой банк для оплаты; 5 — передача документов о зачислении платежа и выдача покупателю выписки из его расчетного счета; 6 — выписка из расчетного счета о зачислении платежа поставщику.

 

Достаточно  распространенной формой безналичных  расчетов являются расчеты с использованием платежных требований, суть которых заключается в том, что получатель средств выставляет требование плательщику уже после отгрузки товаров или выполнения работ. Иначе говоря, платежное требование — это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Расчеты посредством  платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. В безакцептном порядке расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях, установленных законодательством или предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения. Во всех остальных случаях расчеты могут производиться лишь при наличии акцепта плательщика.

Срок для  акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. Этот срок должен составлять не менее пяти рабочих дней. При оформлении платежного требования получатель средств в поле «Срок для акцепта» должен указать число дней, установленных договором для акцепта платежного требования. Если такого указания нет, то сроком для акцепта считаются пять рабочих дней. На всех экземплярах принятых исполняющим банком платежных требований ответственный исполнитель банка в поле «Срок платежа» проставляет дату, при наступлении которой истекает срок для акцепта платежного требования.

 

Расчеты по аккредитивам

Аккредитив  – это письменное  поручение из одного учреждения к другому о выплате определенной сумму физическому и юридическому лицу при соблюдение указанных в аккредитиву условий.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, согласно которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Аккредитивы бывают:

  • покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
  • отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. При установлении между банками корреспондентских отношений в исполняющем банке может быть открыт непокрытый (гарантированный) аккредитив. Это происходит путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с, открытого у него счета банка-эмитента. В данном случае ходатайства предприятия о выставлении непокрытого (гарантированного) аккредитива приходуются банком-эмитентом на отдельном внебалансовом счете.

Каждый аккредитив должен четко указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив считается отзывным. Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком:эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Это может произойти, например, в случае несоблюдения условий, предусмотренных договором, досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву. Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать поставщику только через банк-эмитент, который, в свою очередь, извещает об этом исполняющий банк (банк поставщика), а последний — поставщика. Однако исполняющий банк-обязан оплатить все документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.

Информация о работе Организация и формы безналичных расчетов