Организация учета материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение порядка оценки материалов, документального оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материалов, а также контроля за сохранностью и использованием их в производстве.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие принципы учета производственных запасов 5
1.1 Задачи учета и классификация материалов 5
1.2 Оценка материальных ценностей 9
Глава 2. Организация учета материалов 18
2.1. Документальное оформление движения материалов 18
2.2. Синтетический и аналитический учет материалов 22
2.3. Учет переоценки и снижения стоимости материалов 35
2.4. Инвентаризация материалов 38
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Учет материалов.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы доставить запасы до места их настоящего нахождения и состояния.

Затраты на приобретение запасов включают цену покупки, импортные пошлины и прочие налоги (кроме возмещаемых налоговыми органами), транспортно-экспедиторские и другие расходы, непосредственно относимые на приобретение готовой продукции, материалов и услуг. Торговые скидки, возвраты платежей и прочие аналогичные статьи вычитаются при определении затрат на покупку.

Затраты на переработку запасов включают затраты, непосредственно связанные с единицами продукции, такие, как прямые затраты труда. К ним также относятся систематически распределяемые постоянные и переменные накладные производственные расходы, возникающие при переработке сырья в готовую продукцию.

Прочие затраты включаются в себестоимость запасов только в той степени, в которой они сведены с доведением их до современного местоположения и состояния. Например, можно включать в стоимость запасов непроизводственные накладные расходы или затраты по разработке продуктов для конкретных клиентов.

Чистая реализационная стоимость — это предполагаемая прочная цена при нормальном ходе дел, за вычетом возможных затрат на выполнение работ и возможных затрат на реализацию. Практика списания запасов ниже себестоимости, до чистой стоимости реализации отвечает мнению, что активы не должны учитываться выше сумм, получение которых ожидается от их продажи или использования. Себестоимость запасов может оказаться невозмещаемой, если они повреждены, полностью или частично устарели, их проданная цена снизилась или увеличились возможные затраты на завершение или на осуществление продажи.

Запасы обычно списывают до чистой стоимости реализации постатейно. В некоторых условиях допускается группировка похожих или взаимосвязанных статей.

В каждом последующем периоде производится новая оценка чистой стоимости реализации. В случае исчезновения обстоятельств, вызвавших списание запасов ниже себестоимости, сумма списания изменяется так, что новая учетная величина является меньшей из двух величин — себестоимости и пересмотренной чистой стоимости реализации.

Согласно ПБУ 5/01 в учете производственных запасов используется 4 метода их оценки при отпуске в производство:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материалов (метод ФИФО);
  • по себестоимости последних по времени приобретения материалов (метод ЛИФО).

Оценка по себестоимости каждой единицы применяется для материалов, используемых организациями в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или для запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга.

В Основных положениях по учету материалов на предприятии и стройках отмечается, что на средних и крупных предприятиях, в обороте которых имеется значительное количество материальных ценностей, целесообразно текущий учет вести в оценке по твердым учетным ценам на каждое наименование материала. На малых предприятиях, где номенклатура потребляемых в производстве материалов незначительна, текущий учет лучше строить в оценке по фактической себестоимости заготовления или приобретения.

Особенности учета материальных ценностей в твердых учетных ценах состоят в том, что движение всех материалов (поступление, внутреннее перемещение, отпуск) оценивается по заранее разработанным на предприятии и зафиксированным в номенклатуре-ценнике ценам.

Таблица 2

Типовая номенклатура-ценник3

 

 

Изменения цены

Номенкла-турный

Номер

Наименование материала

Еди-ница изме-рения

Учетная цена за единицу, руб.

На

01.01.2003

На ____

На ____

На _______

10030101    Бензин А-92     л            9-50

и т.д.


 

Учетные цены рассчитывают для текущей оценки движения производственных запасов, на каждый вид товарно-материальных ценностей, зарегистрированных в номенклатуре-ценнике. Фактическая себестоимость материалов на отчетную дату определяется по учетным ценам, скорректированным на процент отклонения фактических затрат на их изготовление и приобретение от стоимости этих ценностей по учетным ценам.

Используются несколько вариантов учетных цен:

  • предполагается установление учетных цен на уровне прейскурантных или договорных, отклонения, в этом случае, представляют величину транспортно-заготовительных расходов;
  • предполагается, что учетная цена, определяется как средняя величина фактической заготовительной себестоимости рассчитанной за длительный период, или как плановая заготовительная себестоимость, устанавливаемая на основе прейскурантных или договорных цен с добавлением планируемой величины транспортно-заготовительных расходов. Отклонение означает экономию или перерасход фактической себестоимости товарно-материальных ценностей от их средней или плановой себестоимости.

Использование твердых учетных цен позволяет существенно сократить время обработки первичных документов по движению материальных ценностей, а на основе отклонений от учетных цен можно определять эффективность снабженческих операций.

Организации, ведущие текущий учет материальных ценностей по фактической себестоимости заготовления и приобретения, в конце месяца определяют средневзвешенную себестоимость единицы каждого наименования материала. Она необходима для оценки материальных ценностей при отпуске на производственные, ремонтные и хозяйственные цели.

Чтобы рассчитать средневзвешенную себестоимость, необходимо определить:

  1. в натуре и по стоимости фактическое количество материалов данного вида, находившегося в обороте предприятия (сальдо на начало месяца плюс поступление);
  2. средневзвешенную себестоимость единицы материала, для чего стоимость материалов в обороте разделить на их количество;
  3. фактическую себестоимость израсходованных на производство материалов;
  4. фактическую себестоимость остатка материала на конец месяца.

Такие расчеты должны производиться по каждому виду материальных ценностей, по которым в текущем месяце был отпуск (расход).

Применение методов по себестоимости первых по времени закупок "ФИФО" и по себестоимости последних по времени закупок "ЛИФО" введено сравнительно недавно, так согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, предприятия при формировании учетной политики могут их выбирать для применения в учете.

При методе ФИФО применяется правило: первая партия на приход – первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материальных запасов отпущена в производство, сначала списывают запасы по себестоимости первой закупленной партии, затем по цене второй партии, так в порядке очередности, пока не будет получен общий расход запасов за месяц. При повышении стоимости материальных ресурсов с течением времени их списание по себестоимости первой партии может привести к увеличению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

При методе ЛИФО, применяется другое правило: последняя партия на приход – первая в расход, сначала списываются запасы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей партии и так далее.

В условиях инфляции списание по методу ЛИФО является наиболее предпочтительным для предприятий, желающих уменьшить свою налогооблагаемую базу, поскольку себестоимость продукции будет выше.

Поскольку учетная цена может не совпадать с фактической себестоимостью приобретения, то возникает необходимость учитывать на отдельных аналитических счетах отклонения от фактической себестоимости. Ежемесячно отклонения от учетных цен распределяются и списываются на счета издержек производства.

Для этого бухгалтерия организации определяет процент отклонений фактической себестоимости заготовленных материальных ценностей от их стоимости по учетным ценам (или процент транспортно-заготовительных расходов).

Для хранения материальных ценностей в организациях существует складское хозяйство. В зависимости от видов ценностей, для хранения которых предназначены склады, последние подразделяются на специализированные и общие.

На общих складах находятся материальные ценности, для хранения которых не требуется создания особых условий. Специализированные склады должны быть приспособлены для хранения конкретных видов ценностей.

Все складские помещения должны быть оборудованы противопожарными щитами и иметь достаточное весоизмерительное хозяйство.

Материальные ценности передаются на ответственное хранение материально ответственным лицам, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности.

Материально ответственное лицо организует складской учет на складе (в кладовой и других местах хранения) и ведет его ежедневно под постоянным контролем бухгалтерии в карточках складского учета (ф.№ М-17) по каждому сорту, виду и размеру.

Карточки учета материалов бухгалтерия выдает материально ответственным лицам под расписку в регистрационном журнале-реестре. Получив их, материально ответственное лицо заполняет реквизиты, характеризующие место хранения материалов (стеллаж, ячейка и т.д.), в соответствии с материальными ярлыками, прикрепленными к месту хранения.

Существует два варианта дальнейшей организации учета материально ответственными лицами. При первом варианте в конце каждого месяца на основании первичных документов и записей в карточках учета материалов материально ответственные лица составляют отчет о движении материальных ценностей. К отчету прилагаются все первичные документы за месяц. На каждую группу материальных ценностей составляют отдельный отчет. При втором варианте материально ответственное лицо сдает бухгалтеру материального отдела первичные документы. При их приеме-сдаче оформляется реестр приемки-сдачи документов, в котором указываются количество и номера сдаваемых первичных документов каждого наименования раздельно по приходу и расходу.

Бухгалтер материального отдела принимает от материально ответственного лица документы при реестрах непосредственно на складе, проверяет правильность отражения реквизитов документов в карточках учета материалов и подтверждает правильность записей своей подписью. С этого момента карточка становится регистром бухгалтерского учета.

Материально ответственное лицо ежемесячно переносит остатки из карточек учета материалов в ведомость учета остатков. Ведомость может открываться в разрезе мест хранения или по материально ответственным лицам. Бухгалтер материального отдела проверяет правильность отражения остатков в количественном выражении и ценит их по учетным ценам.

 

Глава 2. Организация учета материалов

      1. Документальное оформление движения ТМЦ

 

Важной предпосылкой сохранности материальных ценностей и одним из принципов рациональной организации их учета является своевременное и правильное оформление первичными документами хозяйственных операций по движению предметов труда.

Все операции по движению материальных ценностей осуществляют материально ответственные лица (заведующий складом, кладовщик и др.). Руководитель организации, принимая этих лиц на работу, заключает с ними договор о полной материальной ответственности.

  Дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность материально ответственных лиц определяется действующим законодательством.

Распоряжения главного бухгалтера в части документального оформления операций по движению материальных ценностей, порядка ведения оперативного учета являются обязательными для материально ответственных лиц. Освобождение этих лиц от работы руководитель производит только после сплошной инвентаризации и передачи числящихся за ними материальных ценностей другому лицу.

В зависимости от источников поступления в учете отражаются следующие виды хозяйственных операций с материалами:

  • принятие к учету материальных ценностей приобретенных за плату у поставщиков;
  • принятие к учету материальных ценностей приобретенных подотчетными лицами в порядке закупки мелких партий за наличный расчет;
  • принятие к учету материальных ценностей, изготовленных в цехах собственного производства;
  • принятие к учету материальных ценностей в качестве вклада в уставный капитал;
  • принятие к учету материальных ценностей приобретенных в порядке обмена на другой товар;
  • принятие к учету материальных ценностей полученных от ликвидации основных средств;
  • принятие к учету излишков, выявленных в результате инвентаризации и др.

В Федеральном законе "О  бухгалтерском учете" и в Положении по ведению  бухгалтерского учета и отчетности  в РФ,  раздел  "Документирование  хозяйственных операций"  приведены  основные требования  к порядку оформления первичных  документов и  перенесения из  них достоверной  информации в бухгалтерскую отчетность.

Информация о работе Организация учета материалов