Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 15:19, контрольная работа
Переход России на рыночные условия хозяйствования обусловил возрождение ряда правовых институтов, к которым относится и финансовый институт аудита. Это, в свою очередь, потребовало разработки нового, адекватного финансово-экономическим потребностям общества механизма правового регулирования аудиторской деятельности. Большую роль в становлении правового института аудита сыграл Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Однако происходящие в стране структурные реформы потребовали модернизации законодательства в данной сфере общественных отношений. На смену названному акту приходит Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который ознаменовал переход на новый этап правового регулирования аудита. Изменились законодательные подходы к основополагающим категориям исследуемого правового института - аудиту, аудиторской деятельности, аудиторским услугам; существенно скорректированы основания и порядок проведения аудиторских проверок, по-новому определен правовой статус субъектов аудиторской деятельности. Важно отметить, что новый закон предусматривает переход на кардинально иную систему регулирования аудита, в основе которой лежит саморегулирование. Вместе с тем с помощью Закона об аудите 2008 года не удалось разрешить все накопившиеся в рассматриваемой сфере общественных отношений проблемы.
Введение 3
1. Государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации 4
2. Аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности 7
3. Права и обязанности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц 9
4. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов 12
5. Контроль качества аудита и профессиональная этика аудитора 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Содержание
Введение
Переход России на рыночные условия хозяйствования обусловил возрождение ряда правовых институтов, к которым относится и финансовый институт аудита. Это, в свою очередь, потребовало разработки нового, адекватного финансово-экономическим потребностям общества механизма правового регулирования аудиторской деятельности. Большую роль в становлении правового института аудита сыграл Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Однако происходящие в стране структурные реформы потребовали модернизации законодательства в данной сфере общественных отношений. На смену названному акту приходит Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который ознаменовал переход на новый этап правового регулирования аудита. Изменились законодательные подходы к основополагающим категориям исследуемого правового института - аудиту, аудиторской деятельности, аудиторским услугам; существенно скорректированы основания и порядок проведения аудиторских проверок, по-новому определен правовой статус субъектов аудиторской деятельности. Важно отметить, что новый закон предусматривает переход на кардинально иную систему регулирования аудита, в основе которой лежит саморегулирование. Вместе с тем с помощью Закона об аудите 2008 года не удалось разрешить все накопившиеся в рассматриваемой сфере общественных отношений проблемы. В частности, данный акт не содержит правил регулирования внутреннего аудита, в связи с чем, на сегодняшний день в России сложилась ситуация, при которой весьма важное для бизнеса явление не имеет адекватного законодательного обеспечения.
Цель работы – рассмотреть основы регулирования аудиторской деятельности.
Задачи работы – изучить основы государственного регулирования аудиторской деятельности, права и обязанности субъектов аудита, контроль качества работы аудиторов и особенности их профессиональной этики.
1. Государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
Аудит, аудиторская деятельность – это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности аудируемых лиц в соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
В настоящее время государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется в Министерстве финансов РФ, в структуре которого функционирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, при Министерстве финансов в соответствии с законом создан совет по аудиторской деятельности, который регулирует деятельность профессиональных аудиторских объединений.
Согласно ст. 15 Закона об аудиторской деятельности данные органы выполняют следующие функции:
На сегодняшний день действует Совет по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, целью создания которого явилась организация государственного регулирования аудиторской деятельности.
Функции Совета по аудиторской деятельности следующие:
1) рассмотрение вопросов государственной политики в области аудиторской деятельности;
2) рассмотрение проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности и других нормативно-правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, и их рекомендация к утверждению соответствующим федеральным органом;
3) утверждение порядка разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов, а также определение области знаний для установления перечня вопросов для квалификационного экзамена;
4) оценка деятельности саморегулируемых аудиторских организаций путем осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, предоставление рекомендаций по совершенствованию данной деятельности;
5) внесение на рассмотрение соответствующего федерального органа предложений о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
6) рассмотрение обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и внесение соответствующих предложений на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
7) осуществление других функций, необходимых для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в интересах общества.1
Для выполнения вышеописанных функций Совет по аудиторской деятельности уполномочен запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и прочую нужную информацию и документы.
Совет по аудиторской деятельности
состоит из 10 представителей пользователей
бухгалтерской (финансовой) отчетности,
двух представителей уполномоченного
федерального органа и по одному представителю
от федерального органа
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности состоит из четырех уровней:
1 уровень - система кодексов ГК, УК,НК и пр., ФЗ «Об аудиторской деятельности» (№307 ФЗ от 30.12.2008г.) и Указы президента и постановлениями правительства по вопросам регулирования аудиторской деятельности.
2 уровень - правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАТ).
3 уровень - приказы Министерств финансов, методические рекомендации, регламентирующие порядок осуществления аудиторских проверок применительно к конкретным отраслям по отдельным вопросам налогообложения, финансов и специальных аудиторских заданий.
4 уровень - внутренние стандарты аудиторских организаций, которые подготавливаются для разъяснения внешних правил и оказания помощи их технической реализации.2
2. Аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности
После принятия нового Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 года № 307-ФЗ порядок аттестации аудиторов изменился. Представители Минфина решили отменить различные типы аттестатов аудита и ввести единый квалификационный аттестат.
Раньше в системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ были приняты четыре типа квалификационных аттестатов: в области общего аудита; в области банковского аудита; в области страхового аудита; в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
Аттестацию проходят все физические лица, которые хотят заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы.
Перед аттестацией проводится профессиональное обучение
в учебно-методических центрах, которые
утвердил федеральный орган исполнительной
власти. Аттестация проводится в виде
квалификационного экзамена. Допуск к
аттестации получают лица, которые имеют
высшее экономическое или юридическое
образование, полученное в учебных заведениях
с государственной аккредитацией; имеющие
стаж работы не менее трех лет; оплатившие
сбор за проведение аттестации. По итогам
положительной аттестации
Аннулировать квалификационный аттестат аудитора может только Минфин России.
До 1 января 2010 года каждые пять лет аудиторы проходили лицензирование, осуществляемое Министерством Финансов РФ.
С 1 января 2010 г. согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.08г. утратили силу лицензии на осуществление аудиторской деятельности и все аудиторские организации, индивидуальные аудиторы для продолжения деятельности обязаны вступить в саморегулируемые организации аудиторов и пройти внешний контроль качества аудита.
Аудиторы, которые имеют действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2010г. могли до этого времени осуществлять аудиторскую деятельность в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора.
До 1 января 2013 года им необходимо сдать упрощенный квалификационный экзамен. Для таких лиц не применяется требование о наличии не менее двух лет из последних трех лет стажа работы, которая связана с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторской организации.
С 1 января 2012 года аудиторы с действительными квалификационными аттестатами аудитора имеют право осуществлять аудиторскую деятельность.
До 1 января 2013 года организации и физические лица при вступлении в члены саморегулируемой организации аудиторов имеют право представлять в саморегулируемые организации аудиторов рекомендации не менее трех аудиторов, которые имеют действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный не позднее, чем за три года до дачи рекомендаций, подтверждающих безупречную деловую (профессиональную) репутацию претендента.3
Реестр аудиторов и аудиторских
организаций публикуется саморегулируемыми организациями
аудиторов, сведения о которых внесены
в государственный реестр саморегулируемых
организаций аудиторов до 1 января 2010 года,
на их официальных сайтах в информационно-
3. Права и обязанности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц
Согласно ст.13 «Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право:
1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
2) осуществлять проверку документации, которая связана с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица в полном объеме, а также проверять фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
3) получать у должностных
лиц аудируемого лица
4) отказаться от проведения
аудиторской проверки или от
выражения мнения о
5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.4
Также аудиторы вправе вступать в члены аккредитованных профобъединений, заниматься оказанием сопутствующих аудиту услуг, привлекать индивидуальных аудиторов и иных специалистов.
Аудитор имеет право отказаться от проведения аудиторской проверки и поставить в известность об этом заказчика в случае, если он является учредителем или другим должностным лицом, несущем ответственность за финансовую отчетность, либо состоит с ними в близком родстве.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) предоставлять необходимую информация о требованиях законодательства РФ, о проведении аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора по требованию аудируемого лица;
3) передавать аудиторское заключение аудируемому лицу и/или лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
4) обеспечивать сохранность документации, получаемой и составляемой в ходе аудиторской проверки, не разглашать данные этой документации без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
5) исполнять другие обязанности, определенные договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.
Также аудиторы должны пройти аттестацию и ежегодно повышать свою квалификацию, соблюдать условия конфиденциальности, отказаться от проверки объектов, к которым аудиторские фирмы имеют непосредственное отношение и несут ответственность (учредители, собственники и пр.), или являются их дочерними предприятиями или филиалами, оказывались услуги по ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.
Информация о работе Основы регулирования аудиторской деятелньости