Особенности процедуры банкротства «Наблюдение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 00:23, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена понятию наблюдения как одна из процедур банкротства. Актуальность темы исследования предопределила цель и задачи реферата.
Цель данной работы: изучить что такое процедура банкротства как процедура наблюдения, её сущность, цель. Рассмотреть какие существуют правовые последствия введения наблюдения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Общие положения………………………………………………………………5
1.1 Понятие процедуры наблюдени...............................................................................5
1.2 Введение процедуры наблюдения. Её цель и сроки 7
2.Правовые последствия введения наблюдения……………………………….10
2.1 Ограничения по распоряжению имуществом должника. 10
2.2 Временный управляющий. 14
2.3 Финансовый анализ состояния должника. 21
3.Окончание процедуры наблюдения…………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………….………27
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

банкротство 8.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИПЕЦКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 

     Кафедра бухгалтерского учета и финансов. 

     Реферат

     по  дисциплине: «Анализ банкротств»

     на  тему: Особенности процедуры банкротства «Наблюдение» 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила:

     Студентка гр. ЗБА-10

Сушкова И. А.

Проверила:

Моесеева Т. И. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Липецк  2012 г.

Содержание: 
 

Введение.

 
 

    Данная  работа посвящена понятию наблюдения как одна из процедур банкротства. Актуальность темы исследования предопределила цель и задачи реферата. 

    Цель данной работы: изучить что такое процедура банкротства как процедура наблюдения, её сущность, цель. Рассмотреть какие существуют правовые последствия введения наблюдения. 

    Для достижения целей данной работы необходимо решить следующие задачи:

    • раскрыть понятие процедуры наблюдения;
    • рассмотреть как вводится процедура наблюдения;
    • раскрыть цель и сроки данной процедуры;
    • рассмотреть какие существуют ограничения по распоряжению имуществом должника;
    • выявить права и обязанности временного управляющего;
    • выяснить как проводится анализ финансового состояния должника;
    • рассмотреть окончание процедуры наблюдения.
 

В случае отсутствия признаков банкротства  арбитражный суд отказывает в  удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) не всегда влечет обязательную ликвидацию должника. При ликвидации должника — юридического лица применяются такие процедуры как: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Первой  процедурой арбитражного управления неплатёжеспособности предприятия является процедура наблюдения, которая начинается в момент возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника, продолжается  в течение всей стадии подготовки дела к рассмотрению в суде и заканчивается решением суда о признании должника банкротом или о введении процедур финансового оздоровления, внешнего управления либо утверждением мирового соглашения, или отказом в признании должника банкротом.  

Наблюдение  за должником вводится арбитражным  судом в отношении должника с  момента принятия заявления. Цель этой процедуры – обеспечить сохранность имущества должника, с одной стороны, а с другой – принять решение в отношении должника.

Правом  на обращение в арбитражный суд  с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом. Должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. При введении наблюдения руководитель должника не отстраняется от исполнения своих обязанностей, фактически должник продолжает свою деятельность, но с определенными ограничениями.

По Закону о банкротстве 2002 года определение  арбитражного суда о введении наблюдения как процедуры банкротства завершает  стадию проверки обоснованности заявления  требований заявителя к должнику либо заявления самого должника о несостоятельности и может быть обжаловано. 

 

1.Общие  положения

1.1 Понятие процедуры наблюдения

 

Наблюдение  как процедура банкротства впервые появилась с принятием в 1998 году Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве 1998 года). Дальнейшее развитие регулирование данной процедуры банкротства получило с принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. (далее - Закон о банкротстве 2002 года).

При разбирательстве  дела о банкротстве арбитражным судом (ст.223 АПК РФ) вводится процедура наблюдения в отношении предприятия-должника. Смысл установления данной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволят определить состояние платежеспособности должника, сохранить его имущество и кроме этого является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Ее смысл  состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т.е. в состоянии  ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между соблюдением интересов организации-должника и кредиторов

Наблюдение  является подготовительной процедурой, а необходимость её использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещения заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния.

В отличие  от таких процедур банкротства, как  финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.

В принципе, вопрос о начале процедур банкротства юридически может быть решён по-разному. Так, по закону о банкротстве США, в отношении должника сразу открывается либо процедура ликвидации, либо реорганизации (по ходатайству должника или кредитора). Однако затем ликвидационная процедура может быть преобразована в реорганизационную, и наоборот. Во Франции, так же как и в России, существует вспомогательная процедура наблюдения. В Германии все дела сразу начинаются открытием конкурсного производства, а затем уже может быть введён план реструктуризации.1 
 
 
 
 
 

1.2 Введение процедуры наблюдения. Её цель и сроки

 

В соответствии со ст.62 п.1 ФЗ, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном статьёй 48 настоящего Федерального закона.

В случае, когда дело о банкротстве возбуждено на основании заявления должника, то наблюдение как процедура банкротства вводится со дня принятия арбитражным судом заявления должника к производству. О времени и месте проведения заседания судья уведомляет как заявителя, так и должника, а также саморегулируемую организацию арбитражных управляющих и регулирующий орган, неявка которых не препятствует рассмотрению вопроса о введении наблюдения.

Исключением из общего правила является возбуждение  дела о банкротстве по заявлению  должника. В этом случае наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству, о чём указывается в определении о принятии заявления.

При определении  арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:

  • признание требований заявителя обоснованными и необходимость введения наблюдения;
  • утверждение временного управляющего;
  • размер вознаграждения временного управляющего и источник его выплаты.

Если  при вынесении определения о  введении наблюдения невозможно выдвинуть  кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение отложить рассмотрение вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более 15 дней.

Определение о введении наблюдения и определение  об утверждении временного управляющего подлежат немедленному исполнению и могут быть обжалованы, что не приостанавливает их исполнение.  

Наблюдение  как процедура  банкротства применяется  к должнику в целях:

    • обеспечения сохранности имущества должника;
    • проведения анализа финансового состояния должника;
    • составление реестра требований кредиторов;
    • проведения первого собрания кредиторов.

Не  применяется:

    • к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации;
    • к отсутствующему должнику;
    • к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств;
    • к гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

В соответствии со ст.62 п.2 ФЗ, при возбуждении дела о банкротстве на основании заявления  должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления  должника к производству, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом к должнику должна быть применена иная процедура банкротства. В случае возбуждения дела о банкротстве на основании заявления должника о введении наблюдения указывается в определении о принятии заявления должника.

Срок  законом не установлен, однако наблюдение должно быть завершено с учётом срока  рассмотрения дела о банкротстве. Срок рассмотрения дела о банкротстве  и срок наблюдения вместе должны составлять не более 7 месяцев.

Начало  процедуры наблюдения – при подаче заявления конкурсными кредиторами и уполномоченным органом по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику на основании определения арбитражного суда. При подаче заявления самим должником с даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (ст.224 АПК РФ).

Органом управления является – руководство предприятия-должника под контролем временного управляющего.

Целями  процедуры наблюдения являются:

    • обеспечение сохранности оставшегося имущества должника. Данная цель достигается в основном за счёт ограничения прав органов управления организации-должника по распоряжению имуществом и заключению сделок, которые впоследствии могут ухудшить финансовое состояние должника;
    • проведение анализа финансового состояния должника. При этом предполагается получение ответов на следующие основные вопросы: какое имущество должника имеется в наличии? достаточно ли его на покрытие судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему? в чём причина возникшей неплатёжеспособности? имеются ли в наличии признаки умышленного или фиктивного банкротства? существует ли возможность восстановления платёжеспособности?
    • необходимость составления реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. Эта цель также перешла из закона о банкротстве 1998 г.

Данные  цели, безусловно, всегда были в центре внимания при проведении наблюдения. Кроме того, эти цели предполагают более активный характер деятельности временного управляющего, не ограничивающего свою деятельность лишь изучением документации и согласованием определённых сделок.2

2.Правовые  последствия введения  наблюдения.

2.1 Ограничения по распоряжению имуществом должника.

 

После вынесения арбитражным судом  определения о введении процедуры наблюдения складывается следующая ситуация (в соответствии со ст.63 ФЗ):

    • в течение наблюдения требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а лишь выявляются путём их предъявления через собрание или комитет кредиторов. Это предоставляет должнику возможность работать, несмотря на долги, а также возможность оценить целесообразность продолжения своей деятельности, либо её ликвидации;
    • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. В этом случае кредитор может предъявить свои требования к должнику в рамках дела о банкротстве;
    • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолжности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью, и морального вреда. При этом подразумевается, что исполнительные документы вступили в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если же такие исполнительные документы приняты судом после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то их принудительное исполнение приостанавливается и не может осуществляться до завершения рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве;
    • запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
    • запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
    • не допускается прекращение денежных обязательств должника путём зачёта однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очерёдность удовлетворения требований кредиторов. Реально это условие выполнимо, только если имеется один, максимум два кредитора. Если у должника несколько кредиторов (что чаще всего так и бывает), да ещё и различной очерёдности, то выполнение данного правила невозможно и фактически означает запрет на проведение зачёта.   

Информация о работе Особенности процедуры банкротства «Наблюдение»