Особенности процедуры банкротства «Наблюдение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 00:23, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена понятию наблюдения как одна из процедур банкротства. Актуальность темы исследования предопределила цель и задачи реферата.
Цель данной работы: изучить что такое процедура банкротства как процедура наблюдения, её сущность, цель. Рассмотреть какие существуют правовые последствия введения наблюдения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Общие положения………………………………………………………………5
1.1 Понятие процедуры наблюдени...............................................................................5
1.2 Введение процедуры наблюдения. Её цель и сроки 7
2.Правовые последствия введения наблюдения……………………………….10
2.1 Ограничения по распоряжению имуществом должника. 10
2.2 Временный управляющий. 14
2.3 Финансовый анализ состояния должника. 21
3.Окончание процедуры наблюдения…………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………….………27
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

банкротство 8.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, то после введения наблюдения определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счёта (данные о счетах должника предоставляются самим должником либо запрашиваются в налоговых органах), а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Введение  наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и прекращения деятельности иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с определёнными ограничениями. С введением наблюдения в деле о банкротстве появляется особая фигура - временный управляющий, который утверждается арбитражным судом и действует параллельно с руководством должника.

Органы  управления должника с момента введения наблюдения могут совершать исключительно  с согласия временного управляющего сделки следующих видов (новый закон от 27.09.2002г. определяет, что это согласие

должно  быть получено в письменной форме ):

  • связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо  либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  • связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств  и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.
 

    Контроль  над этими сделками осуществляет временный управляющий, который дает разрешение на их осуществление. Если же какая-либо из вышеперечисленных сделок  осуществляется без согласия временного управляющего, то она может быть признана в судебном порядке недействительной. Давая согласие на совершение таких сделок, временный управляющий должен решить вопрос о том, целесообразна ли эта сделка, не станет ли последствием её заключения ликвидация организации-должника и невозможность её оздоровления. К сожалению, должник не застрахован от неправомерных действий арбитражного управляющего и от сговора между руководителем организации-должника и временным управляющим.

    Кроме того, по решению суда этот перечень может быть расширен, то есть суд может запретить совершать без согласия временного управляющего любую сделку.

    Ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг при  применении к нему процедур банкротства  не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по поручению клиентов, подтвержденные последними после возбуждения производства по делу о банкротстве.

    Наряду  с этим есть решения, которые не могут  принимать ни органы управления должника, ни временный управляющим. К ним относятся решения (ст.64 п.3 ФЗ РФ):

    • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
    • о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
    • о создании филиалов и представительств;
    • о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
    • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
    • о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
    • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
    • о заключении договоров простого товарищества.
 

С момента  введения наблюдения любые ограничения  по распоряжению имуществом должника, в том числе аресты имущества должника, могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.3 
 

2.2 Временный управляющий.

 

Временный управляющий, как и другие арбитражные  управляющие, утверждается арбитражным судом (ст. 65 п.1 ФЗ). В определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом. В дальнейшем первоначально определенный размер вознаграждения временного управляющего может быть увеличен арбитражным судом на основании собрания кредиторов.

Деятельность  временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям:

  • контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности имущества неплатёжеспособного предприятия); 
  • изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности оздоровления или ликвидации должника, а также сбор информации о кредиторах.

Временный управляющий может быть отстранён  арбитражным судом от исполнения обязанностей временного управляющего (ст.65 п.3 ФЗ):

    • в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;
    • в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица временным управляющим; в иных предусмотренных федеральным законом  случаях.

Вопрос  об отстранении руководителя всегда является одним из самых важных, поскольку некомпетентное или заведомо преступное руководство зачастую является причиной банкротства. С другой стороны, причины кризиса могут быть связаны с внешними факторами, например с кризисом на уровне экономики государства. При этом руководитель организации-должника лучше разбирается в специфике работы предприятия, чем только что пришедший, пусть и высококвалифицированный, временный управляющий. Поэтому в мировой практике известны три варианта управления должником в случае его банкротства:

      • управление руководством должника (самоуправление);
      • управление специально назначенным управляющим или даже группой управляющих (доверительное управление, арбитражный управляющий, временная администрация);
      • управление руководством под контролем специально назначенного лица.

Выбор системы управления обычно зависит  от анализа причин, в результате которых положение должника ухудшилось. Однако закон о банкротстве Российской Федерации не даёт возможности оценить эффективность работы руководства должника, поскольку в любом случае во время наблюдения и финансового оздоровления полномочия руководителя ограничиваются, а во время внешнего управления и конкурсного производства руководитель вообще отстраняется и его место занимает арбитражный управляющий, но если руководителем организации-должника не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника или допускаются иные нарушения требований законодательства Российской Федерации, то арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя возлагается на временного управляющего.

В целях  защиты интересов кредиторов и сохранения имущества должника закон о банкротстве наделяет временного управляющего широким кругом прав и обязанностей.

Временный управляющий вправе (ст.66 ФЗ):

  • предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решении, а также требования о применении последствий недействительности ничтожный сделок (ст.168 ГК РФ), заключённых или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 настоящего Федерального закона;
  • заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;
  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона;
  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
  • получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;
  • осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия.

Органы  управления должника обязаны предоставлять  временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Обязанности временного управляющего (ст.67 ФЗ ):

    • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
    • проводить анализ финансового состояния должника;
    • выявлять кредиторов должника;
    • вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, когда это осуществляет реестродержатель;
    • уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
    • созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении  арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчёт о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платёжеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определённых в пункте 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Одной из обязанностей временного управляющего является установление требований кредитора. Это очень важный вопрос, поскольку  при этом определяется не только сумма  долгов, но и количество голосов, которыми обладает кредитор на собрании.

Для участия  в первом собрании кредиторов кредиторы  вправе предъявить свои требования к  должнику в течение 30 дней с даты опубликования в «Российской  газете» сообщения о введении наблюдения. Кредиторы могут предъявлять свои требования и после этого срока, но тогда эти требования будут рассматриваться судом после введения процедуры, следующей за наблюдением, и соответственно кредиторы не будут допущены к голосованию на первом собрании кредиторов. Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. К требованиям должен быть приложен судебный акт или иные документы, подтверждающие обоснованность этих требований. В этом случае на основании определения арбитражного суда они включаются в  реестр требований кредиторов.

При наличии  возражений арбитражный суд проверяет  обоснованность требований и выносит  определение о включении или  об отказе включения этих требований в реестр. Это определение возможно обжаловать. При необходимости арбитражный суд может поручить временному управляющему отложить проведение первого собрания до завершения рассмотрения требований.

Немаловажная  роль в осуществлении процедур банкротства  отводится законом о банкротстве  собранию кредиторов, образуемому в  целях защиты интересов всех кредиторов. Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов: выявленных конкурсных кредиторов (кредиторов, обратившихся в установленный срок и в установленном законом порядке внесённых в реестр требований кредиторов), уполномоченные органы, представителя работников предприятий-должников.

Особенности первого собрания кредиторов таковы (ст. 72,73 ФЗ):

  • определение даты проведения (не позднее 10 дней до даты окончания наблюдения);
  • предоставление протокола проведения в арбитражный суд;
  • принятие решения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении финансового оздоровления, внешнего управления или об открытии конкурсного производства (т.е. решение первого собрания кредиторов является основанием для принятия арбитражным судом решения о дальнейшей участи предприятия-должника);
  • образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;
  • определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих;
  • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;
  • решение иных вопросов, предусмотренных законом о банкротстве.

Информация о работе Особенности процедуры банкротства «Наблюдение»