Особенности системы директ-костинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: исследование особенностей метода «директ-костинг».

Задачи курсовой работы: для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть особенности учета затрат методом «директ-костинг»;

-изучить калькулирование себестоимости по системе «директ-костинг»;

-составить отчет за месяц с указанием прибыли при использовании методов «директ – костинг» и полной себестоимости;

- определить точку безубыточности математическим и графическим методом; - определить изменения маржинального дохода с помощью нормы маржинального дохода при увеличении количества путевок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ-КОСТИНГ» 5

1.Возникновение и развитие системы «директ – костинг» 5
2.Особенности системы “директ - костинг”. Преимущества
и недостатки 7

3.Калькулирование себестоимости по системе
«директ – костинг» 13

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 19

1.Отчет за месяц с указанием прибыли при использовании
методов «директ – костинг» и полной себестоимости 19

2.Определение точки безубыточности 21
3.Определение изменения маржинального дохода с помощью
нормы маржинального дохода при увеличении

количества путевок 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа управл. учет.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

         Главной особенностью “директ-костинга”,  основанного на классификации  расходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например “Прибыли и убытки”.

         Постоянные расходы не включают  в расчет себестоимости изделий,  а как расходы данного периода  списывают с полученной прибыли  в течение того периода, в  котором они были произведены.  По переменным расходам оцениваются  также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.

         При системе “директ-костинг”  схема построения отчетов о  доходах многоступенчатая. В них содержатся, по крайней мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.

      Отчет о доходах не обязательно должен быть двухступенчатым. Если переменные затраты подразделять на производственные и непроизводственные, то данный отчет о доходах будет трехступенчатым. В этом случае на первом этапе определяется производственный маржинальный доход как разность между объемом реализованной продукции и переменными производственными затратами. На втором этапе как разность между производственными маржинальными и внепроизводственными переменными затратами определяется маржинальный доход в целом по предприятию, на третьем этапе – прибыль путем вычитания из общей суммы маржинального дохода суммы постоянных  расходов.

    Отчеты  о доходах можно изменять подразделением общей суммы постоянных затрат на два различных мелких блока. Этот метод можно было бы назвать “многоблочной системой”[8,с.123].

         Важной особенностью “директ-костинга”  является то, что благодаря ему  можно изучать взаимосвязи и  взаимозависимости между объемом  производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Наглядно это изображено  при помощи графика (рис. 1).

  

 Затраты,

  доход

                                                                                            прибыль 

                                                                                        переменные       выручка от

                                                                                           расходы          реализации

                                                                                                         полная

                                                                                                 себестоимость

                  убыток

 
 

                                                                                                  

                                                      Объем продукции

    Рис.1 График безубыточности 

        Три главные линии показывают  зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки  от объема производства.

         Точка К называется точкой  критического объема производства (точка рентабельности): объем производства, при котором величина выручки от реализации продукции равна ее полной себестоимости.

         Этот график и многочисленные  его модификации используются  при анализе и принятии управленческих  решении.                                                                                                                                                                                                                                                        

          Из определения точки критического объема производства (К) выводится формула 1. 

                                    К = Зпост / М изд.,                                                           (1) 

    где З пост – величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек   производства отчетного периода;

      М изд – величина маржинального дохода на единицу продукции (разница между ценой реализации изделия и величиной его себестоимости исчисленной по условно-переменным  расходам).

         Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям.

         Большое значение здесь имеет  установление связей и пропорций  между затратами и объемами  производства. Используя методы  корреляционного и регрессивного анализа, математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки мощностей; строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием [8,с.315].

         Система “Директ-костинг” заостряет внимание руководства предприятия на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) по предприятию в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий.

         За счет сокращения статей  себестоимости упрощается ее  нормирование, учет, контроль и к  тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонтрирует их влияние на величину прибыли предприятия.

         Основное достоинство системы учета сумм покрытия в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различные оперативные решения по управлению предприятием. В первую очередь это касается возможностей проводить эффективную политику цен.

         С учетом по системе “Директ-костинг” также связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.

         Имея учетные данные об ограниченной  себестоимости и суммах покрытия (маржинальном доходе) по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычного,производство комплектующих внутри предприятия или наоборот закупка их на стороне, определение оптимального размера партии или серии продукции, выбор и замена оборудования и другие.

         Еще одно важное достоинство  системы – это то, что ограничение  себестоимости продукции лишь  переменными расходами позволяет  упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится более “обозримой”, а отдельные затраты – лучше котролируемы. Так как чем больше контролируемых объектов, тем сильнее рассеивается внимание между ними, тем слабее становится контроль. 

      В последнее время наблюдается  тенденция роста удельного веса  постоянных расходов.   Поэтому  повышаются требования к обоснованности  планирования и нормирования  величин этих расходов.

         “Директ-костинг” дает возможность  оперативнее контролировать постоянные расходы, так как часто в процессе контроля за себестоимостью используются нормативные (стандартные) затраты, или гибкие сметы.

         Примененяя “стандарт-кост” в   “директ-костинге”, устанавливают  нормы на постоянные затраты;  в основе же контроля гибких смет лежит разделение затрат на постоянные и переменные.

         При системе учета полной себестоимости  часть нерапределенной суммы  накладных расходов переходит  из одного периода в другой, поэтому контроль за ними ослабевает. “Директ-костинг” помогает снизить трудоемкость распределения накладных расходов.

         Однако организация производственного  учета по системе “Директ-костинг”  связана с рядом проблем, которые  вытекают из особенностей, присущих  этой системе:

    - возникают трудности при разделении расходов на постоянные и   переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много. В основном расходы полупеременные, а значит, возникают трудности в их классификации. Кроме того, в различных условиях одни и те же расходы могут вести себя по-разному;

    - противники “директ-костинга” считают,  что постоянные расходы также   участвуют в производстве данного  продукта и, следовательно, должны  быть включены в его себестоимость.  “Директ-костинг” не дает ответа  на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость, поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства;

    - ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре статей не отвечает требованиям нашего учета, одной из главных задач которого до последнего времени являлось составление точных калькуляций;

    - необходимо в ценах, устанавливаемых  на продукцию предприятия,обеспечивать покрытие всех издержек предприятия [10,с.127].

    1.3 Калькулирование себестоимости по системе «директ – костинг» 

    Основой «директ-костинга» (называемого методом  неполной (усеченной) себестоимости) является разделение затрат на переменные и  постоянные. При этом постоянные затраты считаются затратами периода и не распределяются между изделиями, а прямо относятся на результаты. Остатки готовой продукции оцениваются только по переменным затратам.

    Метод «директ-костинг» имеет два варианта:

1) простой  «директ-костинг», основанный на использовании в учете данных только о переменных (операционных) затратах.

2) развитой  «директ-костинг», при котором в  себестоимость наряду с переменными  затратами включаются и прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции.

    Простой «директ-костинг» базируется на следующих  принципах:

- затраты подразделяются по элементам на постоянные и переменные;

- себестоимость производственных и реализованных изделий исчисляется только на основе распределения переменных затрат;

-сравнение полученной переменной себестоимости с ценой реализации в целях определения разницы, называемой маржой с переменных затрат (объем реализации минус переменные затраты);

- возмещение постоянных затрат за счет различных марж с переменной себестоимости для определения результата деятельности и рентабельности предприятия.

    В условиях развитого «директ-костинга»  возникает понятие полумаржи (разность валовой маржи и прямых постоянных затрат), ее еще называют «вклад продукта». Понятие «вклад продукта» получило широкое распространение в практике «директ-костинга», оно позволяет определить, что каждый продукт приносит предприятию[10,с129].

    При этом варианте отклоняются от строгого соблюдения переменной себестоимости, так как себестоимость включает не только переменные затраты, но и часть прямых постоянных затрат, что дает возможность улучшить технику исчисления переменной себестоимости, так как здесь речь идет о сокращенной себестоимости, включающей одновременно переменные и часть постоянных затрат.

    Метод «вклад продукта» позволяет определить «участие» каждого продукта, т.е. его «взнос» в покрытие постоянных затрат, которые существуют даже при  условии отказа от производства и  реализации этого продукта.

      Эта учетная категория позволяет  лучше измерить рентабельность  продукта или группы продуктов,  индивидуализируя затраты, которые  к нему относятся. При таком  методе отклоняются от строгого  соблюдения переменной себестоимости,  так как себестоимость включает не только переменные затраты, но и часть прямых постоянных затрат. Это дает возможность улучшить технику исчисления себестоимости, а сам метод был назван развитым “директ-костингом”.

Информация о работе Особенности системы директ-костинг