Особенности составления и анализа сегментарной отчетности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методики составления сегментарной отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- дать точное и полное понятие сегмента;
- определить сферу и порядок применения ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
- раскрытие информации по отчетному сегменту

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ……….………5
1.1 Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/10 «Информация по сегментам»…………………………………………………………………………………5
Выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по нему……………….10
Этапы построения системы сегментарной отчетности организации…………16
2 ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………..21
2.1 Характеристика и организационная структура предприятия ОАО «Машзавод»………………………………………………………………………21
2.2 Отчетность по сегментам производства……………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………...………...33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по отчетности.docx

— 118.45 Кб (Скачать файл)

Сегмент считается отчетным, если выполняется  хотя бы одно из следующих условий:

  • выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов;
  • финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 процентов от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток;
  • активы сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов.

 Сегмент,  показатели которого ниже описанных ранее, может быть выделен в качестве отчетного, если информация по данному сегменту будет полезной заинтересованным пользователям или если существует необходимость выделения большего количества отчетных сегментов.

 Перечень  отчетных сегментов определяется  организацией исходя из ее  организационной и управленческой структуры.

На отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности организации должно приходиться не менее 75 процентов выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации.

Если  на отчетные сегменты приходится менее 75 процентов выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяет ли каждый из них в отдельности вышеперечисленным условиям.

В случае если количество отчетных сегментов  составляет более десяти, организация должна проанализировать возможность объединения отчетных сегментов в один.

 Показатели, характеризующие деятельность, не включенную в отчетные сегменты, раскрываются в бухгалтерской отчетности как прочие сегменты.

При подготовке бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена последовательность в определении перечня отчетных сегментов.

Если  сегмент, выделенный в качестве отчетного  в периоде, предшествующем отчетному, в отчетном периоде не соответствует  условиям отчетного сегмента, но предполагается, что указанный сегмент будет  выделяться как отчетный в будущем, такой сегмент выделяется в качестве отчетного сегмента в отчетном периоде.

Если  сегмент впервые стал удовлетворять  условиям отчетного сегмента в отчетном периоде, то по нему должна быть представлена также сравнительная информация за предшествующие отчетному периоды, за исключением случаев, когда необходимая информация отсутствует и ее подготовка противоречит требованию рациональности.

Показатели  отчетного сегмента, подлежащие раскрытию, приводятся в оценке, в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений (по данным управленческого учета).

Выручка, расходы, активы и обязательства, относящиеся  к двум и более отчетным сегментам, подлежат обоснованному распределению между данными сегментами. Способ распределения определяется организацией в зависимости от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов. Организация должна последовательно применять основу распределения показателей между отчетными сегментами.

Распределенные  выручка и расходы включаются в раскрываемый в бухгалтерской отчетности финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в том случае, если такие данные включаются в расчет финансового результата (прибыли, убытка) этого сегмента, используемого полномочными лицами организации для принятия решений.

 В  случае если полномочные лица  организации для принятия решений  используют несколько показателей финансового результата (прибыли, убытка), активов или обязательств отчетного сегмента, исчисленных по различным правилам, то в составе информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности организации указанные показатели приводятся в той оценке, которая наиболее соответствует правилам оценки аналогичных показателей по организации в целом, представляемых в ее бухгалтерской отчетности.

 Показатели  отчетного сегмента, подлежащие  раскрытию приводятся в оценке, применяемой для отражения в  бухгалтерской отчетности аналогичных  показателей организации в целом.  Указанные показатели отчетного  сегмента могут не раскрываться, когда их подготовка противоречит требованию рациональности.

Организация раскрывает в пояснениях к бухгалтерской  отчетности следующую информацию по отчетным сегментам:

  • общую информацию;
  • показатели отчетных сегментов;
  • способы оценки показателей отчетных сегментов;
  • сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках организации;
  • иную информацию, предусмотренную ПБУ12/10.

В составе  общей информации по отчетным сегментам  организацией приводится:

  • описание основы выделения сегментов, признанных отчетными;
  • случаи объединения сегментов;
  • наименование вида (группы) продукции, товаров, работ, услуг, от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов, а также в прочих сегментах.

По каждому  отчетному сегменту раскрываются следующие  показатели:

  • финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период;
  • общая величина активов на отчетную дату;
  • общая величина обязательств на отчетную дату (если такие данные представляются полномочным лицам организации).

Организация раскрывает следующие показатели по каждому отчетному сегменту в случае их представления полномочным лицам организации на систематической основе, независимо от включения таких показателей в расчет финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента:

  • выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации;
  • подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами;
  • проценты (дивиденды) к получению;
  • проценты к уплате;
  • величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
  • иные существенные доходы и расходы;
  • налог на прибыль организаций.

Допускается зачет между показателями «Проценты (дивиденды) к получению» и «Проценты к уплате» в случае, если проценты (дивиденды) к получению составляют большую часть доходов отчетного сегмента, и полномочным лицам организации представляется показатель, исчисляемый как проценты (дивиденды) к получению за вычетом процентов к уплате.

Организация раскрывает по каждому отчетному  сегменту величину внеоборотных активов в случае представления такого показателя полномочным лицам организации на систематической основе, независимо от включения этого показателя в расчет общей величины активов отчетного сегмента.

Организация раскрывает следующую информацию об оценке показателей, раскрываемых в  пояснениях к бухгалтерской отчетности по каждому отчетному сегменту:

  • порядок учета операций между отчетными сегментами;
  • характер различий (если они не очевидны из результатов сопоставлений) между: показателем прибыли (убытка) организации до налогообложения и совокупным показателем прибыли (убытка) отчетных сегментов; показателями а тивов и обязательств организации и совокупными показателями активов и обязательств отчетных сегментов;
  • характер изменений способов оценки показателей, используемых для определения финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента, по сравнению с предшествующими периодами и влияние таких изменений на финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в отчетном периоде;
  • описание различий в распределении данных между отчетными сегментами и их влияние на показатели этих сегментов в случаях, когда способ распределения выручки и расходов отличается от способа распределения активов и обязательств, с которыми эти выручка и расходы связаны.

Организация раскрывает результаты сопоставления  суммарной величины следующих существенных показателей отчетных сегментов, включая показатели прочих сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации:

  • суммарной величины выручки всех отчетных сегментов с показателем выручки организации;
  • суммарной величины показателей прибыли (убытка) отчетных сегментов с показателем прибыли (убытка) до налогообложения либо показателем чистой прибыли (убытка) за отчетный период, если организация распределяет на отчетные сегменты налог на прибыль организаций;
  • суммарной величины активов отчетных сегментов с величиной активов организации;
  • суммарной величины обязательств отчетных сегментов с величиной обязательств организации;
  • суммарной величины каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении отчетных сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации.

Организация раскрывает выручку от продаж покупателям (заказчикам) организации по каждому виду продукции, товаров, работ, услуг или однородных групп продукции, товаров, работ, услуг.

Организация раскрывает по каждому географическому  региону деятельности следующую  информацию:

  • величину выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, в том числе отдельно от продаж в Российской Федерации и от продаж за рубежом;
  • стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, в том числе размещенных на территории Российской Федерации, размещенных за рубежом.

Если  величина выручки от продаж, полученной в отдельной стране, или стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, размещенных на территории отдельной страны, является существенной, такой показатель раскрывается обособленно. При этом организация должна раскрыть правила отнесения выручки от продаж к отдельным странам.

Организация раскрывает следующую информацию о  покупателях (заказчиках), выручка от продаж которым составляет не менее 10 процентов общей выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации:

  • наименование покупателя (заказчика);
  • общая величина выручки от продаж такому покупателю (заказчику);
  • наименование отчетного сегмента (отчетных сегментов), к которому относится данная выручка.

При изменении  в отчетном периоде структуры  отчетных сегментов сравнительная информация за периоды, предшествующие отчетному, должна быть пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов, за исключением случаев, когда такая информация отсутствует и такой пересчет противоречит требованию рациональности. При этом пересчету подлежит сравнительная информация по каждому показателю отчетного сегмента.

Случаи  пересчета (невозможности такого пересчета) подлежат раскрытию в составе  информации по отчетным сегментам.

Если  сравнительная информация не пересчитана  в соответствии с новой структурой отчетных сегментов, информация по сегментам  за отчетный период должна быть представлена в разрезе как прежней, так  и новой структуры сегментов.

1.3 Этапы построения системы сегментарной отчетности организации

Цель  создания системы сегментарного  учета и отчетности в организации - это обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления полной, оперативной и достоверной информацией о деятельности структурных подразделений для анализа и принятия грамотных управленческих решении. Эту информацию не может предоставить система финансового учета. Постановка же сегментарного учета, кроме того, позволяет усовершенствовать существующий в настоящее время на предприятии документооборот, оптимизировать показатели деятельности, как отдельных центров ответственности, так и предприятия в целом. [12]

При создании системы сегментарного учета  и отчетности необходимо иметь в  виду, что;

  • затраты на внедрение и обслуживание системы должны быть меньше, чем получаемый от ее использования эффект;
  • система должна обеспечивать конфиденциальность информации;
  • система должна быть автоматизирована и универсальна.

Постановка  системы сегментарного учета  предполагает прохождение предприятием следующих этапов.

Этап 1. Формирование децентрализованной структуры управления с выделением центров ответственности. Последние в свою очередь должны подразделяться на центры прибыли и центры затрат.

По центрам  ответственности (одновременно являющимися  и местами возникновения затрат) осуществляется управленческий учет и контроль (нормирование, планирование и учет затрат обращения). Ответственность за результаты деятельности центров ответственности возлагается на директоров аптек, пунктов и аптечного склада. Работа сформированных центров ответственности контролируется административными службами (отделами) предприятия.

Информация о работе Особенности составления и анализа сегментарной отчетности на предприятии