Особенности составления и анализа сегментарной отчетности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методики составления сегментарной отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- дать точное и полное понятие сегмента;
- определить сферу и порядок применения ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
- раскрытие информации по отчетному сегменту

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ……….………5
1.1 Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/10 «Информация по сегментам»…………………………………………………………………………………5
Выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по нему……………….10
Этапы построения системы сегментарной отчетности организации…………16
2 ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………..21
2.1 Характеристика и организационная структура предприятия ОАО «Машзавод»………………………………………………………………………21
2.2 Отчетность по сегментам производства……………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………...………...33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по отчетности.docx

— 118.45 Кб (Скачать файл)

Специалисты и директора отделов на основании  управленческой информации принимают  решения в рамках должностных  полномочий. Вопросы, выходящие за пределы  их компетенции, решаются генеральным  директором самостоятельно или на совете директоров отделов.

Заседание совета директоров может проводиться  в двух вариантах:

- открытое  совещание директоров отделов  в полном составе;

- собрание  директоров некоторых отделов.

С офисом ситуация выглядит иначе. Ответственность  за результаты работы этого центра ответственности можно возложить  на главного бухгалтера предприятия. Он будет осуществлять непосредственный контроль за местами возникновения затрат в офисе, а поскольку каждый отдел будет являться местом возникновения затрат, все директора отделов по требованию главного бухгалтера должны будут предоставлять объяснения по причинам любых отклонений от установленных норм, которые закреплены в бюджете предприятия, утвержденном на совете директоров отделов. Сведения об отклонениях, выходящих за рамки допустимых, предоставляются генеральному директору. Границы допустимых отклонений могут устанавливаться в процессе формирования любого бюджета.

Этап 2. Кодировка  статей затрат центров ответственности. Организация системы сегментарного учета предполагает специальную кодировку затратных и доходных статей центров ответственности для их детального отражения в системе управленческого учета и для последующего составления сегментарной отчетности.

Рассмотрим  этот вопрос на примере организации  учета затрат обращения.

Для контроля и оценки деятельности отдельных  сегментов бизнеса необходимо провести:

- классификацию  их расходов на переменные, постоянные, условно-постоянные. К переменным, как  обычно, будем относить затраты,  размер которых находится в  прямой зависимости от объема  продаж аптеки и аптечного  пункта (от их деловой активности). К постоянным затратам, напротив, отнесем затраты, величина которых не зависит от изменения объема продаж. Затраты, которые нельзя однозначно отнести ни к переменным, ни к постоянным, будем рассматривать как условно-постоянные;

- разделение затрат центров ответственности на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые - затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от деятельности руководителя центра ответственности. Другими словами, директора аптек и аптечных пунктов путем принятия тех или иных управленческих решений могут повлиять на размер регулируемых затрат. Нерегулируемые затраты, напротив, не подвержены такому влиянию.

В соответствии с вышеизложенным целесообразно  внести следующие коррективы в рабочий план счетов организации. Каждой статье затрат присвоим два дополнительных признака. Первый признак: 1 — переменные затраты, 2 — постоянные затраты, 3 — условно-постоянные затраты. Второй признак: 4 — регулируемые затраты, 5 — нерегулируемые затраты. Это не усложнит существенно работу бухгалтерии, но обеспечит бухгалтера-аналитика, занимающегося сегментарным учетом, всей необходимой для него информацией.

Режим работы бухгалтерии, обрабатывающей первичные  документы и формирующей информацию об издержках обращения, с внедрением системы сегментарного учета существенно не изменится. Сохранится ранее действовавший порядок кодировки статей затрат в бухгалтерском учете. Признаки статей затрат формируются бухгалтером-аналитиком при постановке системы сегментарного учета.

В сегментарном учете информация распределяется согласно признакам классификации затрат в автоматическом режиме.

Признаки 3 (условно-постоянные затраты) и 4 (регулируемые затраты) видны только бухгалтеру-аналитику.

Таким образом, бухгалтер-аналитик, занимающийся сегментарным учетом, работая на персональном компьютере, имеет доступ ко всей бухгалтерской  информации. Для посторонних пользователей в систему управленческого сегментарного учета он закрыт. Возможности получения сотрудниками бухгалтерской информации варьируются в зависимости от их должностных обязанностей.

Существует  два пути повышения оперативности формирования сегментарной отчетности.

Первый, не капиталоемкий, состоит в том, чтобы повысить частоту представления центрами прибыли товарных и кассовых отчетов (как отмечалось, в настоящее время они представляются ежедекадно). В отношении кассовых отчетов проблемы не возникает, поскольку они в любом случае должны формироваться ежедневно.

По товарным отчетам проблема состоит в более  частом их формировании и занесении  в бухгалтерскую систему. Однако при формировании трехдневного отчета обрабатывать и проверять в бухгалтерии документов придется в 3 раза меньше, чем за десять дней. На складе формировать товарные отчеты можно ежедневно. Следовательно, при сдаче товарных отчетов 2 раза в неделю (в четверг — за понедельник, вторник и среду и в понедельник — за оставшиеся дни недели) в бухгалтерии не будут накапливаться непроверенные документы. При применении такого варианта, документооборота в системе управленческого учета информация за первые три дня недели появляется уже в пятницу утром, что вполне оперативно.

Второй  возможный путь решения проблемы — глобальный, высоко капиталоемкий, но обладающий чрезвычайной эффективностью. Он состоит в полной автоматизации учетного процесса с использованием электронных сетей, что предполагает как формирование товарных и кассовых отчетов непосредственно в аптеках с передачей информации в центральный офис, так и формирование системы штрихового кодирования, позволяющей вести количественный учет товаропотока.

Этап 3. Организация  плановой и отчетной работы по каждому  сегменту. С вводом в действие системы  управленческого учета появляется возможность планировать затраты и доходы центров ответственности и, как следствие, разрабатывать ценовую политику сегментов бизнеса, выявлять отклонения фактических показателей от плановых, устанавливать их причины. Одна из основных задач сегментарной отчетности — предоставление отчетов об отклонениях от принятых норм по сегментам бизнеса. При своевременном выявлении отклонений и причин их возникновения появляется возможность их оперативного устранения.

Разработка  бюджетов и смет ведется бухгалтером-аналитиком в непосредственном контакте с директорами отделов с использованием таких приемов планирования, как анализ фактических показателей за прошлый период, разработка внутренних стандартов, прогнозирование. Система планирования сориентирована на организацию контроля затрат и получение прибыли центрами ответственности, а также на координацию их хозяйственной деятельности в интересах предприятия в целом. В системе сегментарного учета формируются бюджеты и сметы по всем направлениям хозяйственной деятельности структурных подразделений предприятия. Бюджеты и отчеты об их исполнении составляются по местам возникновения затрат в разрезе центров ответственности. По причинам возникновения отклонений лицами, несущими ответственность за возникшие отклонения, должны быть представлены объяснения. Далее в автоматическом режиме бухгалтер-аналитик формирует сводные отчеты для принятия руководством предприятия соответствующих управленческих решений.

Данный  отчет является одним из нескольких по движению товарных потоков. В частности, он помогает администрации предприятия  контролировать остатки товара в аптеках и анализировать процессы товарооборота. В связи с тем, что остаток товара учитывается при расчете налога на имущество предприятий, составление такого отчета позволяет оптимизировать налоговые платежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
    1. Характеристика и организационная структура предприятия ОАО «Машзавод»

Завод начал  свое существование в 1939 году  как  ремонтная база авиационной промышленности.

Профиль завода долго не определялся (вплоть до 1957 года), что приводило  к частой смене номенклатуры выпускаемой  продукции. На разных этапах своего существования завод занимался производством самолетных нормалей, запасных частей и специнструментов для электростанций и заводов; выпуском блок-замков, патронов трехкулачковых, цепей Галля, втулок и гильз, метчиков, настольных токарных станков, запасных частей к тракторам ДТ-54 и СТЗ-3-НАТИ, разного режущего инструмента.

В 1957 году завод переименован в  «Читинский машиностроительный», профиль завода машиностроительный, основная продукция — компрессорные станки и холодильные машины.

Пик развития завода пришелся на 1986 год, когда было выпущено около 10 тыс. единиц компрессоров и компрессорных и холодильных  установок, а численность персонала составляла более 2,3 тыс. человек. С этого времени активность завода начала уменьшаться, а затем резко упала (в основном из-за неудовлетворительного материально-технического обеспечения) в 1993-1994 годах – выпуск сжался до 2% от уровня 1986 года, число занятых сократилось в три раза.

Завод был зарегистрирован в  качестве открытого акционерного общества 21 ноября 1996 году согласно Закону РФ от 26.12.1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

На сегодняшний день основными  видами деятельности общества являются:

  • разработка, производство и реализация компрессорного и холодильного оборудования, запасных частей к нему;
  • разработка, выпуск и реализация товаров народного потребления;
  • разработка и реализация научно-технической продукции;
  • выполнение различных работ по заказам сторонних организаций и частных лиц;
  • оказание платных услуг населению;
  • коммерческая деятельность, в том числе посредническая и торгово-закупочная;
  • обучение рабочим специальностям;
  • внешнеэкономическая деятельность.

ОАО «Машзавод» выпускает продукцию следующих  видов: компрессорные станции, компрессоры  свободные, холодильные машины, компрессорно-конденсаторные агрегаты, насосы.

А также  завод осуществляет другие виды деятельности связанные с производством теплоэнергии, промышленных газов, оказание медицинских услуг (зубопротезирование) и прочие.

Учредительным документом ОАО «Машзавод» является утвержденный годовым общим собранием акционеров устав. Устав содержит информацию о размере уставного капитала общества; условия о ценных бумагах общества (акциях) и выплате дивидендов; о составе и компетенции органов управления общества и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются большинством в три четверти голосов или простым большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом об акционерных обществах.

Высшим  органом ОАО «Машзавод» является общее собрание его акционеров, а  его исполнительным органом является генеральный директор  
ОАО «Машзавод» избираемый наблюдательным советом. Состав наблюдательного совета утверждается на общем собрание акционеров.

Как и  любое юридическое лицо, общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обладать обязанностями, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием.

Общество  действует на основании устава,  в котором определены цели деятельности, права и обязанности участников общества, порядок управления деятельностью и другие вопросы.

ОАО «Машзавод»  с момента его регистрации  получило статус юридического лица.

За счет чистой прибыли общество формирует:

  • Специальный фонд акционирования работников общества;
  • Резервный фонд;
  • Фонд потребления для социальных нужд общества и других нужд.

Трудовой  коллектив общества составляют все  граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового  договора. Трудовые отношения регулируются действующим законодательством о труде.

Директор


производственно ремонтного комплекса


Рисунок 1 – Организационно-управленческая структура предприятия

В ОАО  «Машзавод» применяется общая система  налогообложения согласно которой  уплачивается налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, страховые платежи, а также налог с сумм выплат, налог на прибыль, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и другие необходимые налоги, сборы, платежи.

    1. Отчетность по сегментам производства

 Учетной  политикой ОАО «Машзавод» не  предусмотрено составление сегментарной отчетности.

Однако  на предприятии представляется возможным  провести сегментацию по видам продукции. В результате чего выделить два отчетных сегмента: компрессорное оборудование и оборонная продукция.

ПБУ 12/2010 определяет целый ряд показателей, которые характеризуют деятельность отчетных сегментов. Однако в положении не в полной мере раскрывается порядок их исчисления.

Для анализа  сегментов на рассматриваемом предприятии  целесообразно применять следующий  порядок:

  1. Финансовый результат(прибыль или убыток) сегмента;

Информация о работе Особенности составления и анализа сегментарной отчетности на предприятии