Особенности составления сводной отчетности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 04:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение понятия и сущности консолидированной отчетности, а также ее особенности составления.
Целями консолидированной отчетности могут быть:
-автоматизация сбора информации для целей составления консолидированной отчетности; -сокращение сроков подготовки консолидированной отчетности;
-повышение качества отчетности;
-совершенствование системы внутреннего контроля;
- регламентация процедур по подготовке и составлению консолидированной отчетности;
-составление консолидированной отчетности на основе полной и достоверной информации о деятельности взаимосвязанных компаний как деятельности единой хозяйственной организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1. Понятие и сущность консолидированной бухгалтерской отчетности…………………
1.1.Состав, структура и принципы подготовки консолидированной отчетности…………. 1.2 Принципы подготовки консолидированной отчетности
1.3 Факторы, обуславливающие необходимость составления консолидированной отчетности и освобождение от ее составления
2.Порядок формирования сводной (консолидированной) отчетности
2.1 Урегулирование расчетов между взаимосвязанными организациями и определение доли меньшинства в капитале дочернего общества……… 2
2.2 Подготовка показателей отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности 2
3.Особенности составления сводной отчетности в России 2
3.1 Основные различия в составлении отчетности в соответствии с российскими и международными стандартами 2
3.2 Проблема трансформации российской отчётности в соответствии с МСФО 2
Заключение 2
Список использованой литерауры 2

Вложенные файлы: 1 файл

Консал отчет особености.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………

1. Понятие и сущность консолидированной бухгалтерской отчетности…………………

1.1.Состав, структура и принципы подготовки консолидированной отчетности…………. 1.2 Принципы подготовки консолидированной отчетности

1.3 Факторы, обуславливающие необходимость составления консолидированной отчетности и освобождение от ее составления

2.Порядок формирования сводной (консолидированной) отчетности

2.1 Урегулирование расчетов между взаимосвязанными организациями и определение доли меньшинства в капитале дочернего общества………

2.2 Подготовка показателей отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности             

3.Особенности составления сводной отчетности в России             

3.1 Основные различия в составлении отчетности в соответствии с российскими и международными стандартами             

3.2 Проблема трансформации российской отчётности в соответствии с МСФО             

Заключение             

Список использованой литерауры             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Консолидированная финансовая отчетность согласно требованиям международных нормативных документов представляет собой объединение финансовой отчетности двух или более юридически самостоятельных компаний, действующих совместно в экономическом и финансовом отношении. Цель объединения заключается в получении информации о группе этих компаний как о едином экономическом образовании без учета формальной обособленности их как юридических лиц. Данная отчетность дает возможность заинтересованным пользователям представление о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении группы компаний в целом в отличие от сводной отчетности, которая составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения.

Консолидированная финансовая отчетность составляется материнской компанией и предназначена для того, чтобы объективно и правдиво показать владельцам, что представляет собой их инвестиции, т.е. контроль и владение чистыми активами. Оценить, во что превратились инвестиции через ряд лет, как они влияют на результаты деятельности группы компаний, можно лишь в консолидированной финансовой отчетности.

Составление консолидированной отчетности - один из наиболее сложных участков бухгалтерского учета, так как при формировании ее показателей необходимо соблюдение ряда нормативно установленных правил.

В отличие от сводной мини­стерской отчетности сводная бух­галтерская отчетность или, как мы ее называем, используя термин, принятый за рубежом, - консоли­дированная отчетность, подразу­мевает нечто другое. Исходным моментом тут является то, что с образованием концерна возникает новая самостоятельная экономи­ческая единица, в которой дочер­ние, зависимые и совместные (совместно контролируемые) пред­приятия занимают положение эко­номически  не  самостоятельных подразделений. Именно поэтому простого сложения статей баланса и отчета о финансовых результатах недостаточно для получения реаль­ной картины функционирования группы предприятий. Для этого требуется консолидированная от­четность, составленная с использо­ванием специальных методов, уст­раняющих общие статьи и двойной счет.

В России этот вид отчетности еще мало известен и правила ее составления пока не вполне отре­гулированы, несмотря на то, что требование составления сводной бухгалтерской отчетности включено в "Положение о бухгалтерском уче­те и отчетности" начиная с 1992 года. В последнее время были предприняты определенные попытки урегулирования бухгалтерского учета в этой области. Так, были из­даны "Указания о бухгалтерском учете отдельных операций", утвер­жденные приказом Минфина Рос­сии от 28 июля 1995 г. № 81, свя­занные с введением в действие первой части ГК РФ. В разделе 1 Указаний в общих чертах раскрыты порядок и правила консолидации отчетности зависимых и дочерних предприятий в отчетности мате­ринской компании. Позже порядок составления и предоставления сводной отчетности был установлен «Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности», утвержденными приказом МФ РФ от 30.12.96 №112 (ред. от 12.05.99). Но, во-первых, эти правила и рекомендации описаны в общем ви­де, а, во-вторых, они содержат се­рьезные недоработки и некоторые различия с международными стан­дартами   бухгалтерского   учета.

Поэтому проблема формирования сводной (консолидированной) отчетности в России является столь актуальной и на сегодняшний день.

Целью данной работы является изучение понятия и сущности консолидированной отчетности, а также ее особенности составления.

Целями консолидированной отчетности могут быть:

-автоматизация сбора информации для целей составления консолидированной отчетности; -сокращение сроков подготовки консолидированной отчетности;

-повышение качества отчетности;

-совершенствование системы внутреннего контроля;

- регламентация процедур по подготовке и составлению консолидированной отчетности;

-составление консолидированной отчетности на основе полной и достоверной информации о деятельности взаимосвязанных компаний как деятельности единой хозяйственной организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· изучить сущность консолидированной отчетности;

· изучить методику консолидации данных отчетности;

· изучить порядок и особенности составления консолидированной отчетности.

Основными задачами консолидированной отчетности являются:

четкое распределение обязанностей, полномочий и определение мер ответственности при формировании консолидированной отчетности;

обеспечение эффективного взаимодействия между участниками процесса подготовки консолидированной отчетности;

обеспечение соблюдения идентичности принципов и методов учетной политики, применяемых взаимосвязанными компаниями при составлении и подготовке консолидированной отчетности;

установление единства форм и содержания консолидированной отчетности;

утверждение правил внутреннего контроля.

В настоящее время сводная годовая бухгалтерская отчетность составляется по унитарным предприятиям и по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в областной собственности (независимо от размера доли).

Составление сводной годовой бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской отчетности организаций и унитарных предприятий.

Кроме того, сводная отчетность составляется внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами и при наличии дочерних и зависимых обществ.

Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную. Цель - показать, прежде всего, инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная потребность составления консолидированных отчетов - элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная - несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.

 

 

 

 

1. Понятие и сущность консолидированной бухгалтерской отчетности

 

Консолидированная бухгалтерская отчетность является необходимым атрибутом рыночной экономики и занимает достойное место в современном международном учете.

Консолидированная отчетность должна составляться с соблюдением международных принципов бухгалтерского учета в целях предоставления пользователям отчетности информации о фактическом имущественном и финансовом положении деятельности концерна. Применительно к консолидированной отчетности наиболее важными являются международные стандарты: 03 «Объединение бизнеса», 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании», 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность», 14 «Сегментная отчетность», 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах».

Одним из важнейших стандартов в данной области является стандарт МСФО 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность», в котором рассматриваются вопросы составления и представления финансовых отчетов для группы компаний, находящихся под контролем головной компании. Консолидированные финансовые отчеты объединенных компаний разрабатываются в целях удовлетворения потребностей пользователей в информации о финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности таких компаний. В стандарте даны определения основных показателей, используемых в содержательной части. К таким понятиям могут быть отнесены:

материнская компания (parent), которая является таковой, если имеет одно или более дочерних предприятий;

дочернее предприятие (subsidiary), которое является таковым, если находится под контролем материнской компании;

группа (group)- материнская компания и все ее дочерние предприятия;

контроль (control) - способность проводить финансовую и коммерческую политику с целью получения выгоды;

консолидированная финансовая отчетность (Consolidated Financial Statement) - финансовая отчетность группы, представленная как отчетность одной компании;

доля меньшинства (minority interest) - доля итогов производственной деятельности и нетто-активов дочернего предприятия, которой материнская компания не владеет ни прямо, ни косвенно. Это доля составляет менее 50 % акций;

консолидированная финансовая отчетность используется:

· при котировке акций обществ, входящих в группу;

· для оценки эффективности экономических взаимосвязей хозяйственных обществ группы;

· при принятии решений о контроле основного общества за деятельностью группы, с целью получения выгоды от использования контролируемого имущества группы.

Таким образом, консолидированной отчетности присущи две основные особенности:

· она не является отчетностью юридически самостоятельного предприятия. Ее цель - не выявление налогооблагаемой прибыли, а лишь получение общего представления о деятельности группы, т.е. она имеет явно выраженную аналитическую направленность;

· консолидация не есть простое суммирование одноименных статей финансовой отчетности компаний группы. Любые внутрикорпоративные финансово-хозяйственные операции идентифицируются и в процессе консолидации исключаются.

Вместе с тем показатели консолидированной отчетности не используются при расчете налогов, распределении прибыли и определении сумм дивидендов к выплате.

Основными пользователями консолидированной отчетности являются:

· совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган (дирекция, правление) материнской компании;

· учредители (участники) материнской компании;

· совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган (дирекция, правление) дочерних и зависимых обществ. Консолидированная финансовая отчетность дает возможность пользователям принимать обособленные решения в отношении группы взаимосвязанных компаний. Это обусловлено тем, что компания, которая контролирует другие компании, может совершать сделки, позволяющие исказить действительное финансовое положение и реальные финансовые результаты группы. Например, можно манипулировать доходами и расходами отдельных компаний посредством продажи друг другу активов или оказания услуг по завышенным или заниженным ценам. Такие операции могут ввести в заблуждение внешних пользователей, поскольку финансовая отчетность каждой компании в отдельности не позволяет выявить и оценить влияние внутригрупповых операций.

МСФО 27 запрещает исключение дочерних компаний из консолидации по причине того, что деятельность дочерних компаний отличается от деятельности других компаний группы. Это связано с тем, что раскрытие в консолидированной отчетности дополнительных данных о деятельности таких компаний помогает представить информацию лучше. Объяснить значение различных видов хозяйственной деятельности в рамках группы помогают требования стандарта МСФО 14 «Сегментная отчетность».

Например, головное общество металлургического холдинга должно будет включить в консолидированную отчетность не только производственные предприятия, но также и входящие в холдинг дочернюю страховую организацию, дочерний банк, дочернюю организацию - профессионального участника рынка ценных бумаг и т.п.

В обобщенном виде в настоящее время применяется несколько методов консолидации компаний:

· метод приобретения - при консолидации дочерних компаний. Показатели отчетности консолидируемой компании складываются с показателями отчетности головной компании, выделяется гуд-вилл по приобретению и доля меньшинства, характеризующая долю в активах, пассивах, прибылях и убытках, принадлежащую сторонним организациям, не входящим в группу;

Информация о работе Особенности составления сводной отчетности в России