Особенности составления учетной политики в бюджетных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Главной задачей этой работы является ознакомление с правилами формирования, раскрытия и изменения учетной политики в бюджетных организациях. Выделить особенности организации учета и учетной политики бюджетных организаций.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Особенности составления учетной политики в бюджетных

организациях 5

1.1. Понятие учётной политики 5

1.2. Организационный раздел учетной политики 10

1.3. Особенности формирования учетной политики в бюджетных организациях 16

Заключение 23

Список использованных источников 25

ГЛАВА 2. Практическая часть 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Бюджетный.docx

— 51.17 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение          3

Глава 1. Особенности составления учетной политики в бюджетных

организациях          5

1.1. Понятие учётной политики      5

1.2. Организационный раздел учетной политики    10

1.3. Особенности формирования учетной политики в бюджетных организациях           16

Заключение          23

Список использованных источников      25

ГЛАВА 2. Практическая часть       26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общепризнанно, что бухгалтерский  учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается  в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения  учета. При этом под эффектом в  данном случае понимается своевременное  формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Учетная политика является одним из основных документов,  устанавливающих  правила ведения в учреждении бухгалтерского учета. Этот документ ежегодно составляется бухгалтером и утверждается руководителем.

Формирование учетной  политики следует рассматривать  как один из важнейших элементов  оптимизации деятельности организации  любой организационно-правовой формы. Квалифицированная проработка приказа  об учетной политике позволит организации  выбрать оптимальный вариант  учета, эффективный как с точки  зрения бухгалтерского учета, так и  с точки зрения налогообложения.

Учетная политика является документом для внутреннего пользования, практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии. Таким образом, учетная политика имеет очень важное значение не только для не только для организации, но и для внешних пользователей. Четко и грамотно составленная политика считается показателем высокой бухгалтерской.

Целью учетной политики являются: формирование полной и достоверной  информации о деятельности организации и ее имущественном положении, обеспечение контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

Рассматриваемая тема актуальна  в наше время тем, что на практике к формированию учетной политики часто относятся формально, как  к одному из требований налоговых  органов, ссылаясь на ограниченные требования к ее содержанию. На самом деле действующая  нормативная база позволяет с  помощью учетной политики решить множество задач.

Главной задачей этой работы является ознакомление с правилами  формирования, раскрытия и изменения  учетной политики в бюджетных  организациях. Выделить особенности  организации учета и учетной  политики бюджетных организаций.

 

  1. Понятие учётной политики

 

Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых. Основным документом по учётной политике является Положение по бухгалтерскому учёту "Учётная политика организаций" ПБУ 1/98. Данное Положение устанавливает  основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придание гласности) учётной  политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме  кредитных организаций).

Согласно ПБУ 1/2008 под учётной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. 
В экономической литературе приводятся разнообразные определения: «Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и организационные основы ведения бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени»; «… совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования»; «… это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности». В приложении к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 1994г. №100 под учетной политикой предприятия понимается «… совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности». Данное определение совпадает с определением метода бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета  как наука сложился 500 лет тому назад и никакой общественно-экономический  строй, как показывает практика, не может поменять его. Изменения же происходят только в техническом и организационном плане с целью более рационального и эффективного использования метода бухгалтерского учета. Поэтому международные стандарты предусматривают не совокупность методов и способов ведения бухгалтерского учета, а принципов и правил организаций и технологической основы реализации его способов. Поэтому, учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологии реализации способов (метода) бухгалтерского учета на предприятии с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации предприятия.

При формировании учетной  политики следует руководствоваться  рядом допущений и требований изложенных в ПБУ 1/2008. 
Понятие «допущения» примерно соответствует понятию «основополагающие бухгалтерские принципы» в западном учете. В отечественном учете это понятие относится, по существу, к правилам ведения учета и составления отчетности. При этом указанные в положении по учетной политике допущения не обязательно должны объявляться организацией. Их принятие и следования им подразумевается. Вместе с тем, если организация при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности допускает отступления от установленных допущений, то она обязана раскрыть причины этих отступлений.

Положением по учетной  политике установлены следующие  допущения: инвестиционной обособленности организации, непрерывности ее деятельности, последовательности применения учетной  политики и временной определенности факторов хозяйственной деятельности. 
Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящихся у данной организации. Для нашей страны в период становления рыночной экономики это допущение представляется особенно важным, так как во многих организациях (особенно в хозяйственных товариществах и обществах) их имущество находится в личном пользовании учредителей, участников или работников.

Допущение непрерывности  деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем  и у нее отсутствует намерение  ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения  у организации имеются, она обязана  объявлять об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке  к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно  должно использоваться в аудиторской  практике и аудитор обязан информировать  пользователей бухгалтерской отчетности о возможности ликвидации организации  или сокращения деятельности.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная  политика применяется последовательно  от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных  актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения  бухгалтерского учета и существенного  изменения условий деятельности.

Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в  бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени  поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факторами. Например, начисленная работникам организации  оплата труда относится на издержки производства или обращения того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени  выплаты начисленной суммы работникам. В международной бухгалтерской  практике допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности соответствует основополагающий «принцип начисления».

В международной практике наряду с основополагающими используются и другие бухгалтерские принципы (осторожности, существенности, стоимостной оценки объектов учета и др.). В отечественной практике в качестве указанных понятий используют понятие «требования». Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, своевременности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском  учете всех факторов хозяйственной  деятельности. 
Требование своевременности означает необходимость своевременного отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности фактов хозяйственной деятельности.

Требование осмотрительности (осторожности, в западной практике – еще и консерватизма) означает большую часть готовность к учету  потерь (расходов) и пассивов, чем  возможных доходов и активов (не допуская срытых резервов).

В западной практике одним  из конкретных проявлений данного требования является так называемый асимметричный  учет прибылей и убытков, т.е. прибыль  отражается в учете только после  совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться с момента  возникновения предположения о  его возможности. Для покрытия таких  убытков предусматривается создание специальных резервов, например резерв по сомнительным долгам. Следует отметить, что в отечественной практике тоже предусмотрено образование  резервов по сомнительным долгам в  коммерческих организациях. Однако они  могут создаваться лишь по окончании  финансового года на основе проведенной в конце года инвентаризации, не погашенной в установленный срок дебиторской задолженности. В западной практике указанные резервы можно создавать в момент образования сомнительной задолженности. Принципиальное отличие порядка формирования резервов сомнительных долгов в отечественной и зарубежной учетной практике позволяет сделать вывод о том, что требование осторожности не используется в полной мере в нашей учетной практике. 

Требования приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском  учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителям  организации крупных сумм ссуд не является не законным. Однако, если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.

Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества  данных аналитического учета с оборотами  и остатками по синтетическим  счетам на первое число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а так же показателей отчетности на начало и конец периода. 

Требование рациональности означает необходимость рационального  и экономического ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины организации. 
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации. 

 

  1.   Организационный раздел учетной политики

 

Учетная политика, являющаяся реализацией одного и  того же метода бухгалтерского учета, на разных предприятиях будет различной. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, порядка отражения хозяйственных операций и т.д. представляет собой степень свободы предприятия в формировании учетной политики.

Главная задача учетной политики - максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и до-достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия.

Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008. Если положениями не разработаны способы ведения учета для каких-либо объектов, то предприятие разрабатывает собственные. В обоих случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики на предприятии - выбор способов ведения бухгалтерского учета должен быть выдержан на единых принципах. Это означает:

- применение избранных способов ведения учета всеми структурными подразделениями предприятия, в том числе выделенными на самостоятельный баланс, иначе учетная информация будет несопоставимой и несводимой;

Информация о работе Особенности составления учетной политики в бюджетных организациях