Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:37, реферат
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях составная часть единой системы учета РФ. Информационная система для бюджетных учреждений имеет особенности, обусловленные существенными различиями в правилах ведения бухгалтерского учета, действующих в коммерческих и бюджетных организациях. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях регламентируются специальными нормативными актами, адресованными для них. Определяющие регламентации (правила и указания) бюджетного учета, обязательные в практике бюджетных учреждений, устанавливаются централизованно Министерством финансов России.
В соответствии с ГК РФ предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Предпринимательская деятельность предусмотрена следующими нормативными актами и учредительными документами:
— Законы РФ «Об образовании», «Основы законодательства РФ о культуре»;
— Федеральные законы «О высшем и
послевузовском образовании, «О науке
и государственной научно-
— иные правовые акты.
К предпринимательской
- реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения;
- торговля покупными товарами, оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;
- приобретение акций, облигаций,
Для учреждений образования не является
предпринимательской платная
Если ранее доходы от сдачи в аренду государственного имущества, взимание дополнительной оплаты за обучение, оказание консультационных услуг учреждениями образования и другими бюджетными организациями считались выручкой от предпринимательской деятельности, то с введением с 1 января 2000 года Инструкции №107 эти доходы рассматриваются как дополнительный источник бюджетного финансирования.
Никаких налогов с получаемого дохода как дополнительного источника бюджетного финансирования учреждение – получатель средств не исчисляет и не уплачивает.
Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства).
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: - оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; - перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; - трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- оплату товаров,
работ и услуг по заключенным
государственным или
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Основными задачами бухгалтерского учета являются:
-формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
-обеспечение информацией,
необходимой внутренним и
-предотвращение отрицательных
результатов хозяйственной
Основные правила ведения бухгалтерского учета в организациях установлены Законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», Планом счетов бухгалтерского учета и другими нормативными документами, на которых остановимся более подробно в отдельной главе.
В соответствии с указанным законом основными правилами, требованиями к ведению бухгалтерского учета являются:
-бухгалтерский учет
имущества, обязательств и
-имущество, являющееся
собственностью организаций,
-бухгалтерский учет
ведется организацией
-организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
-все хозяйственные
операции и результаты
-текущие затраты на
производство продукции и
-основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты.
После того как решением Верховного суда РФ от 30 июля 1998г №ГКПИ 98-283 была признана недействительной Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (утверждена приказом Минфина России от 03 ноября 1993г №122), бюджетные организации остались без нормативного документа, который определял бы порядок ведения ими бухгалтерского учета.
Но теперь такой документ есть. Приказом Минфина России от 30 декабря 1999г №107 утверждена новая Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях. Инструкция зарегистрирована в Минюсте России 28 января 2000г №2064.
Используя периодическую бухгалтерскую литературу, нами была изучена Инструкция №107, она состоит из трех частей и двух приложений. В части I «Организация бухгалтерского учета» приводится бюджетный План счетов. Часть II «Учет операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников» состоит из двенадцати глав, каждая из которых посвящена отдельному участку бухгалтерского учета. Часть III определяет «Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений».
Приложение №1 к названной Инструкции представляет «Унифицированные формы финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций», приложение №2 – «Корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям».
Теперь бюджетным учреждениям
разрешено применять не только документацию
класса 05 ОКУД «Унифицированная система
первичной учетной
Изменения, которые Инструкция №107 вносит в бухучет бюджетных организаций, весьма значительны и затрагивают все участки учета. Но в первую очередь необходимо сказать об ограничениях в выборе форм и способов ведения бухгалтерского учета и изменениях в учете внебюджетных средств поскольку от этого зависит налогообложение бюджетных организаций. Согласно пунктам 1 и 5 новой Инструкции, в бюджетных учреждениях устанавливается единый порядок ведения бухгалтерского учета. Этот порядок формируется на основе:
-стандартного Плана счетов бухгалтерского учета (п.30 Инструкции№107);
-мемориально-ордерной
формы ведения бухгалтерского
учета (перечень применяемых
-формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
-методов оценки активов и обязательств;
-корреспонденции субсчетов
по основным бухгалтерским
Это означает, что бюджетные учреждения в отличие от любых других некоммерческих и коммерческих организаций лишены возможности утверждения рабочего плана счетов бухгалтерского учета, выбора формы бухгалтерского учета и т.п.
Однако это противоречит Федеральному закону от 21 ноября 1996г №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а пункт 4 Инструкции №107 подтверждает, что бюджетные учреждения находятся в сфере действия этого закона.
Статья 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» гласит, что учетная политика бюджетных учреждений, как и любых других организаций, представляет собой совокупность организационно-технических решений и способов ведения бухгалтерского учета. Следовательно, чтобы ограничить права бюджетного учреждения по организации бухгалтерского учета и формированию учетной политики, необходимы изменения и дополнения в вышеуказанный закон.
Признавая целесообразность ведения единых унифицированных правил ведения бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, все же необходимо отметить, что данная проблема должна решаться не нормативным правовым актом Минфина России, а на законодательном уровне.
Согласно статье 8 Инструкции №107, сведения об исполнении смет доходов и расходов представляются руководителям обслуживаемых учреждений в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии.
Между тем пункт 2 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предусматривает принципиально иной порядок организации бухгалтерского учета. Руководителю юридического лица предоставлено право, сделать выбор в пользу определенной формы ведения бухгалтерского учета и нести ответственность за данный выбор. В условиях рынка даже для бюджетных учреждений наиболее приемлемой является децентрализованная форма учета, (то есть непосредственно в учреждении), поскольку руководитель в этом случае может принимать управленческие решения на основе своевременно поступающей бухгалтерской информации.
До недавнего времени деятельность бюджетных организаций регламентировалась не только Федеральным законом «О бухгалтерском учете», но и следующими документами:
-Положением по ведению
бухгалтерского учета и
-ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»
(приказ Минфина России от 09 декабря 1998г №60 Н);
-ПБУ 5/98 «Учет материально-
(приказ Минфина России от 15 июня 1998г №25 Н);
-ПБУ 9/99 «Доходы организации»
(приказ Минфина России
от 6 мая 1999г №32 Н) – в части
признания доходов от
-ПБУ 10/99 «Расходы организации»
(приказ Минфина России от6 мая 1999г №33 Н) – в части признания расходов по предпринимательской и иной деятельности.
Одновременно с новой
Инструкцией по бухгалтерскому учету
в бюджетных учреждениях
На основании этого документа бюджетные учреждения и организации исключены из сферы действия вышеуказанных положений и стандартов бухгалтерского учета. Тем не менее, многие нормы Инструкции №107 повторяют формулировки ранее принятых нормативных актов Минфина России.
В частности, и в пункте 7 Инструкции №107 по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, и в пункте 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации говорится о необходимости ведения документации на русском языке.
Информация о работе Особенности учёта в бюджетных организациях