Отсрочка и рассрочка уплаты налогов как элементы налоговой оптимизации: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:42, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата заключается в том, чтобы раскрыть такие понятия, как отсрочка и рассрочка по уплате налога и сбора, установить, в чем разница между ними, рассмотреть:
- условия изменения срока уплаты налога и сбора, пени;
- порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита;
- зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, а также пени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..................3
1. Сущность налоговой оптимизации…………….........................…….....….....4
2. Условия изменения срока уплаты налога и сбора, пени….............................7
2.1. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора ………………..........................................................................10
3. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита.......................................…...................................................………....................19
4. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита...........................................................................................................23
5. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, а также пени………………............……………………......................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по Бородкиной В,В.docx

— 103.80 Кб (Скачать файл)

При наличии на момент вынесения  решения об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных выше, решение об изменении срока не может быть вынесено. Если же такое решение уже было принято - оно подлежит отмене. Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту его учета. Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ [9].

Органами, в компетенцию  которых входит принятие решений  об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются:

- по федеральным налогам и сборам - Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;

- по региональным и местным налогам - Налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются ими по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований;

- по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ - Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;

- по государственной пошлине - органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 Налогового Кодекса РФ совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина.

Некоторые федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в  федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Сроки уплаты таких налогов или сборов (за исключением государственной пошлины) изменяются на основании решений Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в соответствующие бюджеты по согласованию с региональными и местными финансовыми органами.

Если в соответствии с  законодательством субъектов РФ региональные налоги подлежат зачислению в региональные и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению:

- в бюджеты субъектов  РФ - по согласованию с финансовыми  органами соответствующих субъектов  РФ;

- в местные бюджеты  - по согласованию с финансовыми  органами соответствующих муниципальных образований.

При отсрочке или рассрочке  по уплате федеральных налогов в  части, зачисляемой в федеральный  бюджет, на срок более одного, но не более трех лет, решение об изменении  сроков уплаты принимается Правительством РФ [8].

 

2.1.Условия изменения срока уплаты  налога и сбора, пени

 

Отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора позволяет хозяйствующим субъектам оптимизировать денежные потоки и осуществлять экономию оборотного капитала.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, на срок, не превышающий одного года, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности [11].

 Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

2) задержки этому лицу финансирования  из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога, утверждение арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство  и (или) реализация товаров,  работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 года № 382 (ред. от 03.09.2010) [10].

К сезонным отраслям и видам деятельности относятся:

- в сельском хозяйстве - это растениеводство, механизированные работы в полевых условиях, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья, звероводство;

- в перерабатывающей промышленности - сезонное производство в организациях мясной и молочной промышленности, сезонное производство в организациях сахарной и консервной промышленности, производство растительных масел и жиров;

- в рыбном хозяйстве - рыбохозяйственная деятельность на промысловых судах и в береговых перерабатывающих организациях, искусственное воспроизводство рыбных запасов, выращивание прудовой товарной рыбы и рыбопосадочного материала, добыча и переработка водорослей и морских млекопитающих;

- в нефтедобывающей и газовой  промышленности - обустройство месторождений и строительство объектов на болотистых местах и под водой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- в торфяной промышленности - добыча, сушка и уборка торфа, ремонт  и обслуживание технологического  оборудования в полевых условиях;

- в медицинской промышленности - заготовка растительного лекарственного и эфирно-масличного сырья;

- в лесной, деревообрабатывающей  и целлюлозно-бумажной промышленности - заготовка и вывозка древесины, сплавные и лесоперевалочные работы, работы по выгрузке древесины из судов водного транспорта и выкатке древесины из воды, заготовка живицы, пневого осмола и бересты;

- в легкой промышленности - сезонное  производство изделий из натурального меха в организациях меховой промышленности;

- в лесном хозяйстве - подготовка  почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работа  в лесопитомниках, полевые лесоустроительные  работы, заготовка дикорастущих  лесных продуктов;

- в охотничьем хозяйстве - охотничий  промысел и заготовка продукции  охоты, охрана, учет и воспроизводство  охотничьих животных, включая биотехнические мероприятия и дичеразведение, полевые охотоустроительные работы;

- в водном хозяйстве - дноуглубительные  и берегоукрепительные работы;

- в геологоразведочных работах  - полевые экспедиционные работы;

- в промышленности нерудных  строительных материалов - добыча  песчано-гравийной смеси из русел рек;

- в промышленности по добыче  и обработке драгоценных металлов  и драгоценных камней - добыча  драгоценных металлов и драгоценных  камней из россыпных месторождений, добыча драгоценных металлов из рудных месторождений малой мощности (малые золоторудные месторождения);

- в речном и морском транспорте - перевозки пассажиров и грузов, погрузочно-разгрузочные работы в районах с ограниченными сроками навигации;

- во всех отраслях экономики  - досрочный завоз продукции (товаров)  в районы Крайнего Севера и  приравненные к ним местности

6) Наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных Таможенным кодексом РФ [4].

В качестве примера можно рассмотреть  завод, которому был причинен значительный ущерб в результате стихийного бедствия. В связи с этим завод не смог в установленный законом срок заплатить причитающиеся к уплате суммы налогов. На сумму задолженности  стали начисляться пени. Чтобы  прекратить начисление пеней на сумму  задолженности, завод обратился  в Министерство Финансов РФ с просьбой о предоставлении ему рассрочки  по уплате налогов в Федеральный  бюджет сроком на 4 месяца. Завод обязался погасить имеющуюся у него задолженность  перед Федеральным бюджетом в  течение указанных четырех месяцев  равными долями в три этапа.

Отсрочка или рассрочка может  быть предоставлена по одному или  нескольким налогам. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются следующие документы:

- заявление заинтересованного  лица с просьбой о предоставлении  отсрочки, рассрочки;

- документы, перечисленные в  пункте 5 статьи 64 Налогового кодекса  Российской Федерации, в том  числе обязательство, предусматривающее  на период изменения срока  уплаты налога и (или) сбора,  пени, штрафа соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки.

По требованию уполномоченного  органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое  может быть предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или  об отказе в ее предоставлении принимается  уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со ст. 63 Налогового Кодекса РФ в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного  лица уполномоченный орган вправе принять  решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности  по налогу, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях на документы об имуществе, которое является предметом залога, либо на поручительство [5].

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Например, срок уплаты налога - 20 февраля 2011года. Организацией подано заявление  об изменении срока уплаты этого  налога. По результатам рассмотрения заявления принято решение о  предоставлении отсрочки уплаты налога. В решении указывается, что оно  вступает в силу 1 марта 2011 года. Сумма  налога, на который предоставляется  отсрочка, составляет 5000 рублей, сумма пеней за период с 21 по 28 февраля 2011 года равна 400 рублей. Общая сумма отсроченной задолженности включает в себя сумму пеней: 5000+400 = 5400 руб. На эту сумму, начиная с 1 марта 2011 года, производится начисление процентов.

Если отсрочка или рассрочка  по уплате налога предоставляется под  залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 Налогового Кодекса РФ.

В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным, с  указанием обстоятельств, исключающих изменение срока исполнения обязанности по уплате налога. Оно может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством РФ.

Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

Условия изменения срока уплаты таможенных пошлин и налогов, которые изложены в статьях 333 - 335 Таможенного кодекса РФ, в настоящее время достаточно серьезно отличаются от аналогичных условий, содержащихся в Налоговом Кодексе РФ.

При наличии соответствующих оснований  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или определяемые им иные таможенные органы по заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов в письменной форме могут изменить сроки уплаты.

Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме  отсрочки или рассрочки. В проставлении отсрочки может быть отказано исключительно при наличии оснований, предусмотренных статьей 335 Таможенного кодекса РФ.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов может  предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

Отсрочка или рассрочка предоставляется  при условии обеспечения уплаты таможенных платежей в порядке, предусмотренном главой 31 Таможенного кодекса РФ. Решение принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом. Срок отсрочки или рассрочки может составлять от одного до шести месяцев.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов или об отказе в ее предоставлении в письменной форме доводится до лица, обратившегося с заявлением. В решении указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов, а в случае отказа излагаются причины такого решения.

Информация о работе Отсрочка и рассрочка уплаты налогов как элементы налоговой оптимизации: теория и практика