Отсрочка и рассрочка уплаты налогов как элементы налоговой оптимизации: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:42, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата заключается в том, чтобы раскрыть такие понятия, как отсрочка и рассрочка по уплате налога и сбора, установить, в чем разница между ними, рассмотреть:
- условия изменения срока уплаты налога и сбора, пени;
- порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита;
- зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, а также пени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..................3
1. Сущность налоговой оптимизации…………….........................…….....….....4
2. Условия изменения срока уплаты налога и сбора, пени….............................7
2.1. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора ………………..........................................................................10
3. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита.......................................…...................................................………....................19
4. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита...........................................................................................................23
5. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, а также пени………………............……………………......................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по Бородкиной В,В.docx

— 103.80 Кб (Скачать файл)

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется плательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

 - товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

- осуществление поставок по межправительственным соглашениям.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если в отношении лица, претендующего на предоставление указанной отсрочки или рассрочки:

- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства РФ. В данном случае решение о предоставлении отсрочки или рассрочки не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене, о чем лицо, подавшее заявление, уведомляется в письменной форме в течение трех рабочих дней;

- возбуждена процедура банкротства.

За предоставление отсрочки или  рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей в период отсрочки или рассрочки. Проценты уплачиваются до или одновременно с уплатой суммы задолженности, но не позднее дня, следующего за днем истечения срока предоставленной отсрочки или рассрочки. Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

Все рассмотренные выше правила  применяются также в отношении  порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено  законодательством о налогах  и сборах.

Вот несколько примеров из судебной практики, подтверждающих тяжелое финансовое положение как повод для отсрочки.

Должник обратился в суд с  просьбой об отсрочке на шесть месяцев, мотивировав свое обращение финансовой несостоятельностью. В качестве доказательств  он представил документы о том, что  не получил оплату выполненных им работ по контракту, но принимает меры к ее взысканию, у него имеется задолженность по заработной плате, а также долг перед бюджетом в части уплаты налогов и сборов. Суд пришел к выводу, что должник подтвердил тяжелое финансовое положение, а значит, невозможность исполнения судебного акта и доказал, что по прошествии нескольких месяцев у него появится возможность исполнить решение суда. При этом суд учел интересы как должника, так и взыскателя, и предоставил отсрочку не на шесть, а на три месяца (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.2010 по делу № А81-2605/2009).

В другом деле при взыскании с  общества задолженности по страховым  взносам общество ходатайствовало  к суду об отсрочке исполнения решения  на полгода из-за тяжелого финансового  положения в момент обращения  в суд. Речь шла о значительной кредиторской задолженности и убыточности  деятельности. Общество также указало, что по окончании отсрочки у него появится возможность погасить долг в связи с выделением ему средств  из муниципального бюджета. Суд признал  это обстоятельствами, затрудняющими исполнение судебного акта, и предоставил отсрочку (постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.11.2010 № Ф03-8023/2010, Определением ВАС РФ отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).

Кроме того, суды часто дают рассрочку  по выплате страховых взносов, установив, что единовременное взыскание с  должника всей суммы задолженности при наличии обязательств перед другими кредиторами может привести к его неплатежеспособности, а в дальнейшем к банкротству. В результате застрахованным лицам будет причинен больший ущерб, чем в случае несвоевременного поступления страховых взносов (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2010 № Ф03-7571/2010).

Между тем в практике встречаются  примеры, когда суды не признают тяжелое  финансовое положение. В одном деле заявитель ссылался на невозможность заключать договоры и эффективно заниматься производственной деятельностью из-за ареста судебными приставами его счетов и имущества, а также из-за кредиторской и ссудной задолженности. Однако суд решил, что наложение ареста на автотранспортные средства не препятствует их использованию в предпринимательской деятельности. Что касается задолженности, компания погасит ее, если реализует ту часть имущества, которая не арестована. Суд также учел, что по данным бухгалтерского баланса компания имеет дебиторскую задолженность, размер которой превышает сумму задолженности по иску (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2011 по делу № А29-10232/2009) [5].

 

3. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

 

С 1 января 2007 г. утратили силу положения  Налогового Кодекса РФ по налоговому кредиту, и в настоящее время возможно предоставление только инвестиционного налогового кредита на условиях, излагаемых далее.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 Налогового Кодекса РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только:

- по налогу на прибыль организаций;

- по региональным и местным  налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от 1 до 5 лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать  свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора о кредите.

Уменьшение производится по каждому  платежу налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется договором.

Если организацией заключено более  одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода, либо по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение научно-исследовательских  или опытно-конструкторских работ  либо технического перевооружения  собственного производства, в том  числе направленного на создание  рабочих мест для инвалидов  или защиту окружающей среды  от загрязнения промышленными  отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2) осуществление внедренческой  или инновационной деятельности, в том числе создание новых  или совершенствование применяемых  технологий, создание новых видов  сырья или материалов;

3) выполнение особо важного заказа  по социально-экономическому развитию  региона или предоставление ею  особо важных услуг населению;

4) выполнение государственного  оборонного заказа;

5) осуществление инвестиций в  создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

- по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5, - на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;

- по основаниям, указанным в  подпунктах 2 - 4, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполнoмoченным органом и заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Решение о предоставлении организации  инвестиционного налогового кредита  принимается уполномоченным органом  по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 Налогового Кодекса РФ в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Договор об инвестиционном налоговом  кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Договор об инвестиционном налоговом  кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать  проценты на сумму кредита по ставке, менее 1/2 и более 3/4 ставки рефинансирования Банка России.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту  ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Региональными и местными органами власти по региональным и местным налогам соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита [6].

 

 

 

4. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

 

Действие отсрочки, рассрочки или  инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора.

В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, оно может быть прекращено до истечения такого срока. Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

При нарушении заинтересованным лицом  условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

При этом оставшаяся неуплаченной сумма  задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим  это решение уполномоченным органом  налогоплательщику или плательщику  сбора по почте заказным письмом  в течение пяти дней со дня принятия решения. Оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Копия такого решения в те же сроки  направляется в налоговый орган  по месту учета этих лиц.

Информация о работе Отсрочка и рассрочка уплаты налогов как элементы налоговой оптимизации: теория и практика