Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

В результате проведения в России реформ, связанных со становлением рыночных отношений, постепенно устанавливаются новые правила формирования бухгалтерской отчетности отечественных организаций, приводящее ее в соответствие международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). От степени их соблюдения зависит достоверность оценки достижений организации и ее возможностей, степень риска решений, принимаемых на основе отчетных данных.
В связи со сказанным выше повышаются требования к профессионализму бухгалтеров в вопросах составления бухгалтерской отчетности.
Целью курсовой работы является рассмотреть бухгалтерскую (финансовую) отчетность как один из методов бухгалтерского учета.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3-5
1. Сущность бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………….6
1.1 Понятие и значение бухгалтерской (финансовой) отчетности…………..6-8
1.2 Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности………………...8-10
1.3 Пользователи отчетности и сроки ее предоставления………………....11-12
2. Формы бухгалтерской отчетности…………………………………………..13
2.1 Бухгалтерский баланс……………………………………………………13-15
2.2 Отчет о прибылях и убытках……………………………………………15-17
2.3 Отчет об изменении капитала…………………………………………...17-20
2.4 Отчет о движении денежных средств…………………………………..20-22
2.5 Приложение к бухгалтерскому балансу………………………………..22-23
2.6 Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках………………………………………………………………………..23-24
2.7 Аудиторское заключение……………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….......26-27
Список использованной литературы……………………………………..…28-29
Приложения. Образцы форм бухгалтерской отчетности
Приложение 1. Бухгалтерский баланс……………………………………...
Приложение 2. Отчет о прибылях и убытках………………………………
Приложение 3. Отчет об изменениях капитала………………………….…
Приложение 4. Отчет о движении денежных средств…………………..…
Приложение 5. Отчет о целевом использовании полученных средств……………………………………………………………………..…
Приложение 6. Пример оформления пояснения к балансу и отчету о прибылях и убытках………………………………………………………….
Практическое задание

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

     Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом, он дает законченное и цельное  представление не только об имущественном  состоянии организации, но и о  тех изменениях, которые произошли  за тот или иной период. Данные баланса дают возможность контролировать правильность использования средств целевого назначения.

     2.2 Отчет о прибылях  и убытках

     Отчет о прибылях и убытках 9см. приложение 2) характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Заполняется на основании данных синтетического и аналитического учета по счета 90 «продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 99» Прибыли и убытки» и др. В нем отражается выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и прочих налогов и обязательных платежей (нетто-выручка); себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов); прочие доходы, а также имевшие место прочие расходы; сумма полученной валовой прибыли; сумма прибыли (убытка) до налогообложения и чистой прибыли (убытка).

     При составлении бухгалтерского баланса  и отчета о прибылях и убытках  следует иметь в виду, что не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

     Показатели  об отдельных видов активов и  обязательств, доходов, расходов и хозяйственных  операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

     В отечественной практике этот вид отчета находится на втором месте после баланса, как по номеру формы, так и по возможности его получения сторонними пользователями. В отличие от баланса, который фиксирует положение компании на определенную дату, форма № 2 отражает данные за период.

     Системообразующими  элементами отчета являются доходы и  расходы.

     Доходы - увеличение экономических выгод  в результате поступления активов  или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала фирмы, за исключением  вкладов участников.

     Расходы - уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала фирмы, за исключением уменьшения вкладов участников.

     Доходы  должны признаваться, если удовлетворяются  условия:

     -организация  имеет право на получение выручки в соответствии с договором;

     -сумма  выручки может быть определена;

     -имеется  уверенность в том, что в  результате конкретной операции  произойдет увеличение экономических  выгод;

     -право  собственности на товар перешло  от организации к покупателю;

     -произведенные  расходы могут быть определены.

     Если  в отношении денежных средств  и иных активов не исполнено хотя бы одно из этих условий, то в бухгалтерском  учете признается кредиторская задолженность.

     Аналогично  в бухгалтерском учете признаются и расходы.

     Если  в отношении расходов не исполнено  хотя бы одно из условий, то в бухгалтерском  учете признается дебиторская задолженность.

     Отчет о финансовых результатах дает представление  о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.

     2.3 Отчет об изменениях капитала

     Отчет об изменении капитала (см. приложение 3) заполняется на основе данных синтетического и аналитического учета по счетам 80 «уставный капитал», 82 «резервный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 96 «резервы предстоящих расходов» и др. В нем отражается состояние и движение всех видов источников собственных и приравненных к ним средств организации (т. е. обязательств организации перед учредителями, собственниками).  В отчете приводятся данные о начальном и конечном остатках капитала, его увеличении и использовании.

     В I разделе раскрывается состав и  движение собственного капитала (Уставный Капитал, Добавочный Капитал, Резервный Капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет, целевое финансирование).

     В новом образце Отчета об изменениях капитала по каждому числовому показателю приводятся данные минимум за два  года - отчетный и предшествующий отчетному, т.е. выполняется требование п.10 ПБУ 4/99.[13] В новую форму Отчета включена строка "Изменения в учетной политике", которая позволяет соблюсти сопоставимость показателей при внесении изменений в учетную политику организации (например, в случае изменения законодательства, разработки новых способов ведения бухгалтерского учета).

     Во II разделе информация об остатках и  движении резервов организации, создаваемых  за счет себестоимости продукции (резерв на оплату отпусков работников, резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год, резерв на ремонт основных средств).

     В III раздел включаются показатели, характеризующие  наличие и движение резервов, созданных  за счет прибыли организации (резерв по сомнительным долгам, резерв под  обесценение вложений в ценные бумаги).

     В IV разделе - данные заполняют хозяйственные общества; в нем приведены показатели, отражающие изменения капитала отчетного года в сравнении с предыдущим.

     В соответствии с п.30 ПБУ 4/99 хозяйственные  товарищества и общества в составе  бухгалтерской отчетности должны раскрыть информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации. [13]

     Бухгалтерский учет уставного капитала ведется  на счете 80, сальдо по которому должно соответствовать размеру уставного  капитала, зафиксированному в учредительных документах организации.

     Графа "Добавочный капитал", который  включает:

     - суммы прироста стоимости вне  оборотных активов (имущества)  в результате до оценки основных  средств, объектов капитального  строительства и других активов  организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев;

     - курсовые разницы, образовавшиеся  при внесении учредителями вкладов  в уставный капитал организации  в иностранной валюте;

     - эмиссионный доход, возникающий  при продаже акций по цене, которая превышает их номинальную стоимость, увеличении номинальной стоимости акций либо дополнительном выпуске акций;

     другие  аналогичные суммы.

     Графа "Резервный капитал". Резервный капитал или фонд создается как гарантия на вложенный в производство капитал и представляет собой зарезервированную на определенные цели часть нераспределенной прибыли (собственного капитала) для покрытия возможных убытков, непредвиденных расходов и обязательств. Резервный капитал формируется путем обязательных отчислений от чистой прибыли до достижения им размера, предусмотренного уставом общества.

     В графе "Резервный капитал" показывается остаток резервного капитала на начало и конец предыдущего и отчетного  года, а также сумма отчислений в него в предыдущем и отчетном году.

     Графа "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) представляет собой сумму чистой прибыли (убытка) организации прошлых лет и отчетного года. Средства, учитываемые на счете 84, состоят из сумм чистой прибыли (убытка):

     - отчетного года и подлежат распределению между участниками, в том числе на выплату доходов (дивидендов) участникам (акционерам);

     - прошлых лет и оставлены в  организации после расчетов с  участниками (акционерами) по  доходам (дивидендам) для использования,  как правило, на производственное развитие организации.

     В графе 6 отражаются показатели, оказывающие  влияние на величину нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации  в период между 31 декабря предыдущего  года и 1 января отчетного года.

     Изменение величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) происходит за счет:

     - изменений в учетной политике.

     Резервы, образованные в соответствии с законодательством, и резервы, образованные в соответствии с учредительными документами, представляют собой разновидность уставных резервов (резервный капитал (фонд), образующийся из чистой прибыли).

     Образование резервного капитала может носить обязательный (в соответствии с законодательством  Российской Федерации) и добровольный (в соответствии с порядком, установленным  учредительными документами или учетной политикой) характер.

     Организация в целях равномерного включения  предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного  периода может создавать резервы  предстоящих расходов: на оплату отпусков, ремонт основных средств покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минфина России

     Перечень, порядок создания резервов, предельный размер отчислений в них, а также  способы учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, должны быть предусмотрены в учетной политике организации. Резервирование должно происходить на основании составленных специальных расчетов или смет.

     Формирование  хозяйствующими субъектами резервов предстоящих расходов осуществляется на добровольной основе, т.е. не является обязательным.

2.4 Отчет о движении  денежных средств

     Отчет о движении денежных средств (см. приложение 4) составляется на основе  данных по счетам: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55»Специальные счет в банках» и др. В нем отражается информация о состоянии (остатках на начало и конец отчетного периода), поступлении и выбытии всех денежных средств организации. Данные отчеты позволяют отслеживать направление движения денежных потоков и на основании последующего анализа принимать управленческие решения ох их оптимизации. [1] По данным отчета пользователи могут оценить возможность предприятия погашать обязательства и осуществлять инвестиции.

     Информация  отчета о движении денежных средств  необходима для оценки:

     - возможности предприятия генерировать в будущем периоде положительный денежный поток,

     - меры платежеспособности предприятия,

     потребности в дополнительном финансировании,

     - факторов, приведших к количественному различию величин нераспределенной прибыли отчетного периода и сальдо денежных поступлений и платежей.

     Между показателями бухгалтерского баланса  и отчета о движении денежных средств  существует взаимосвязь. Она выражается следующим соотношением: величины "Остаток денежных средств на начало года" и "Остаток денежных средств на конец отчетного периода" формы №4 идентичны с аналогичными данными, содержащимися в бухгалтерском балансе ("Денежные средства" соответственно на начало и конец отчетного периода). Взаимосвязь прослеживается также и между формой бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, характеризует прирост имущества организации за счет накопления полученной в отчетном периоде прибыли. Следует заметить, что значительная часть товарно-денежного оборота - внешние инвестиционные и заемные операции, пополнение уставного капитала, - не фиксируется в отчете о прибылях и убытках, хотя и оказывает влияние на соответствующие статьи бухгалтерского баланса. Отчет о движении денежных средств призван восполнить этот пробел.

2.5 Приложение к бухгалтерскому балансу

     Приложение к бухгалтерскому балансу (см. приложение 5) составляется на основе данных синтетического и аналитического учета по счетам: 01 «Основные средства»; 02 «Амортизация основных средств»; 04 «Нематериальные активы; 05 «Амортизация нематериальных активов»; 58 «Финансовые вложения»; 08 «Вложения во внеоборотные активы»; 20 «Основное производство»; 23 «Вспомогательные производства»;25 «общепроизводственные расходы»; 26 «Общехозяйственные расходы»; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»; 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; 70 «расчеты с персоналом по оплате труда»,;71 «Расчеты с подотчетными лицами»и др.

Информация о работе Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета