Перспективы развития инвестиций в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование путей решения проблем привлечения и использования иностранных инвестиций в РК, учитывая сложные процессы модернизации происходящие в экономике Казахстана и связанную с этим необходимость в иностранном капитале, исходя из анализа современного инвестиционного климата. Задачами исследования стали: изучение процесса модернизации экономики и инвестиционного климата Казахстана и факторов, влияющих на него; анализ современного состояния иностранных инвестиций, т.е. изучение инвестиционной политики, проводимой государством, эффективности привлечения иностранного капитала; оценка положительных и отрицательных сторон использования финансовой поддержки иностранных инвесторов; исследование проблемы привлечения и использования иностранного капитала, исходя из этого рассмотрение путей совершенствования механизмов привлечения иностранных инвестиций и перспективы дальнейшего вливания иностранного капитала в Казахстан.

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность и функции инвестиций
1.1 Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии экономики.
1. 2 Классификация инвестиций и их структура.
1.3 Структура финансовых рынков
2 Глава 2 Анализ форм участия и показатели иностранного капитала в РК
2.1 Инвестиционный климат Республики Казахстан
2.2 Анализ количественных показателей иностранных инвестиций в РК
2.3 Значение иностранных капиталовложений для РК
3 Перспективы инвестирования в РК
3.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Казахстан
3.2 Стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса
3.3 Совершенствование механизмов привлечения иностранных инвестиций в условиях модернизации экономики
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Перспективы развития инвестиций в РК.docx

— 117.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

3.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Казахстан

 

        Центральное место в формировании инвестиционной политики принадлежит государству, экономическая роль которого заключается в: 
–              формировании инвестиционной политики и разработке на её основе общегосударственных планов развития и инвестиционных программ; 
–              выработке общегосударственных инвестиционных программ, индикативных планов развития на уровнях: региональном, местном, межотраслевом, отраслевом, отдельных фирм, объединений, предприятий; 
–              реализации инвестиционной политики и внедрении всей системы программ и планов в общественном воспроизводстве. 
        Эти три аспекта составляют органическое единство политики и экономики. Поскольку «политика есть концентрированное выражение экономики», постольку инвестиционная политика, формируя инвестиционные процессы, определяет экономическое и социальное развитие страны. Инвестиционная политика с одной стороны определяется производственными процессами, а с другой – воздействует на них. В зависимости от того, на каком уровне осуществляется инвестиционная политика, её можно подразделить на: международную – мегауровень; национальную (государственная) – макроуровень; инвестиционная политика отдельных фирм – микроуровень. Далее каждая подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Так как целью дипломной работы является изучение теоретико-практических основ государственной инвестиционной политики, остановимся на ней более подробно.  
        При формировании инвестиционной стратегии важным является вопрос о постановке целей. При этом следует соблюдать следующие условия: поставленные цели должны быть четко сформулированы; не должны противоречить общегосударственным социально-экономическим целевым установкам; должны иметь временные ограничения. 
        Для достижения поставленных стратегических целей в экономике используются различные методы и приёмы. Под инвестиционной тактикой мы понимаем совокупность приёмов, методов и форм экономико-политической деятельности, направленной на достижение целей и решение задач того или иного конкретного этапа инвестиционной стратегии.      Государственную инвестиционную стратегию можно представить в виде сложной и целостной системы отношений, проявляющихся через формирование инвестиционной стратегии и тактики, где государство выступает качестве основного субъекта распределение инвестиционных ресурсов, регулятора и контролёра инвестиционных процессов.  
         В мировой практике различают два вида инвестиционной политики: экстенсивный и интенсивный, принципиально отличающиеся по динамике, структуре и эффективности привлечения и использования инвестиций в экономику страны. При экстенсивном типе аккумуляция и наращивание капитала происходит в основном без существенного изменения технического уровня производственных активов. Интенсивная инвестиционная политика представляет собой привлечение и использование капитала при преобладании инновационных процессов, применении новейших технологий и техники. Государственная инвестиционная политика в Республике Казахстан в целом должна развиваться по интенсивному типу. 
Государственная инвестиционная политика подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя государственная инвестиционная политика – часть внешнеэкономической политики, проводимой государством в виде установления структуры и масштабов иностранных инвестиций, как зарубежных инвесторов в отечественную экономику, так и вложения национальных инвесторов за рубежом. Ёе специфика зависит от содержания и целей внешнеэкономической политики, в частности, от её приоритетов, от соотношения между экспортной и импортной политиками. Внешняя инвестиционная политика страны включает в себя политику регулирования, стимулирования, а также контроля над притоком и оттоком капитала. 
           Основной целью политики регулирования является максимизация эффективности капитала. Политика стимулирования направлена на привлечение как можно большего объёма инвестиций, то есть здесь важна скорее количественная, а не качественная сторона. Политика контроля над притоком капитала направлена на защиту отечественной экономики от потрясений и нестабильности мирового рынка капиталов. Особую актуальность эта политика приобрела после азиатского финансового кризиса.      Эта политика позволяет защитить отечественный рынок от международного спекулятивного капитала.  
          Основной целью политики контроля над оттоком капитала является недопущение «бегства» капитала из страны. В мировой теории выделяют превентивный и временный контроль. Первый устанавливается в случае, когда страна, имея дефицит платежного баланса, все-таки не девальвирует национальную валюту. Превентивный контроль выступает в различных формах, чаще всего это: налогообложение фондов, прибылей, переведенных за границу, введение системы двойных валютных курсов (относительно низкий курс для сделок по капитальным счетам), установление запрета на перевод капитала за границу. Данная политика, как свидетельствует мировая практика, неэффективна. Дело в том, что частный сектор легальными и нелегальными путями находит возможность уйти из под контроля и перевести капиталы за границу. Кроме того, введение такого контроля создает благоприятную почву для развития и процветания коррупции, особенно, если инвесторы стремятся вывести средства через оффшорные зоны.  
           Другая форма – временный контроль применяется только в условиях кризиса. Данная политика содействует оздоровлению экономики через реструктуризацию финансового сектора. Экономисты считают, что ещё рано оценивать последствия применения данной политики. «Но предварительные итоги показывают, что в противовес опасениям ортодоксальных экономистов временный контроль не нанёс значительного ущерба». 
         Политика регулирования иностранных капиталопотоков включает в себя введение различных инвестиционных режимов и систему государственных гарантий. В мировой практике различают следующие инвестиционные режимы: режим наибольшего благоприятствования; национальный режим; справедливый и равноправный режим. 
          При режиме наибольшего благоприятствования страна-реципиент капитала относится к инвесторам одного государства не менее благоприятно, чем к другим инвесторам. То есть суть данного режима заключается в создании одинаковых конкурентных преимуществ всем иностранным инвесторам. Мировой практике известны случаи, когда из данного режима предоставляются определенные исключения, в частности, исключения общего плана и оговоренные в соглашениях и договорах. Наиболее ярким примером является практика КНР. В законодательстве этой страны записано, что «исключением является любое соглашение о формировании таможенного союза, зоны свободно торговли, экономического союза или соглашения об избежание двойного налогообложения, а также стимулирования приграничной торговли. В Мексике исключения из режима наибольшего благоприятствования применяются в отношении всех двусторонних и многосторонних соглашений, подписанных страной до вступления в силу                    Соглашения о североамериканской зоне свободной торговли, и касаются авиации, рыболовства, морского судоходства, телекоммуникаций, производства, продажи и лицензирования радиотелевизионных программ…  
            Одной из составляющих политики регулирования является политика предоставления государственных гарантий зарубежным инвесторам. Страна-реципиент капитала гарантирует иностранным инвесторам защиту его прав и интересов в законодательном порядке. Мировая практика выделяет следующие основные формы государственных гарантий: установление в законодательном порядке национального режима; защита от экспроприации, национализации; предоставление беспрепятственного перевода прибыли и других видов доходов; защита инвесторов от изменений в законодательстве, которые будут приняты после подписания договора или введение так называемой «дедушкиной оговорки».  
            Политика стимулирования привлечения зарубежных инвестиций оказывает воздействие на направления, объём капиталопотоков. Анализ последних десяти лет позволяет выделить три основных направления реализации данной политики. Во-первых, это улучшение имиджа страны-реципиента путем проведения активной «инвестмент-промоушн», то есть рекламной кампании. Данное осуществляется через средства массовой информации, путём участия государства в различных международных акциях, форумах, саммитах и т. д. Естественно, это направление работы требует колоссальных затрат, в связи с чем «инвестмент-промоушн» осуществляется главным образом на уровне государства. Во-вторых, это содействие и всесторонняя поддержка государства иностранного капитала.      Такое направление политики стимулирования выступает в форме полного пакета услуг: консалтинговые услуги, устранение различных административных формальностей, упрощение порядка регистрации и т. д. В-третьих, предоставление инвесторам различных льгот.  
Внутренняя инвестиционная политика в отличие от внешней регулирует внутренние капиталопотоки. Основной целью таковой является определение приоритетных направлений инвестирования, стимулирование отечественных инвесторов, обеспечение роста внутреннего инвестиционного спроса, формирование эффективного конкурентоспособного рынка институциональных инвесторов, обеспечение трансформации сбережения в инвестиции.  
           Инвестиционная политика является частью макроэкономической политики. Означает ли это, что инвестиционная политика не формирует и не регулирует отношения, происходящие на микроуровне. Инвестиционная политика включает проблемы по улучшению инвестиционного климата, по стимулированию конкуренции, повышению эффективности производства и т.д., то есть, работая в рамках национальной системы в целом, регулирует процессы, имеющие место на микроуровне. Здесь необходимо отметить, что каждая микроединица формирует и осуществляет свою микрополитику, не идущую в разрез национальной. 
           Предметом анализа государственной инвестиционной политики являются особенности национального экономического поведения субъектов инвестиционного рынка, а также отдельные формы причинно-следственных связей категории «инвестиции» и других категорий экономической теории, (например, инвестиции и совокупный продукт, процент и уровень инвестиционной активности, инвестиционный спрос и ВВП), а также роль государства и степень его вмешательства в инвестиционные процессы. 
Сущность государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Казахстан, как и в любом другом государстве, состоит в соблюдении ряда правил, так называемых «китов»: 
1.   Экономическая безопасность. Здесь строго должно быть прослежено влияние привлечения и использования иностранных банковских и государственных кредитов на рост внешнего долга страны и пассивного сальдо торгового баланса страны. В основе данного принципа лежит принцип предпочтения прямых иностранных инвестиций международному ссудному капиталу. 
2.    Определение сущности «инвестиции» как экономической категории. В мировой практике существует огромное число определений понятия «инвестиции», причем каждая страна в зависимости от национальных особенностей формирует свое экономическое объяснение категории «инвестиций». Сюда входит не только определение экономического понятия категории «инвестиции», но и их классификация. 
3.    Реализация инвестиционных задач государства. Поток и использование иностранных и отечественных инвестиций – процесс, регулируемый государством и направленный, как правило, на решение макроэкономических задач в средне- и долгосрочной перспективе. 
4.    Создание максимально благоприятного инвестиционного климата. Здесь государство должно позаботиться о постоянном повышении инвестиционного рейтинга страны. 
5.  Этапность привлечения и приоритетности использования иностранных инвестиций. Здесь государство должно формировать основные цели и приоритеты инвестиционной политики, исходя из сравнительных преимуществ казахстанской экономики наряду с объективными направлениями глобального технико-экономического развития.  
6.   Приоритетное использование для национальной экономики международного ссудного капитала. Согласно данному принципу необходимо в конкурсном порядке утвердить проект, и только после привлекать кредит под проект. Важным условием должно стать опережение нормы внутреннего капитала над стоимостью кредита. 
7.   Законодательный механизм. В законодательстве должны быть четко и ясно изложены права и обязанности инвестора, гарантии и способы защиты его интересов. Перед Казахстаном стоит задача создать развитую, внутренне непротиворечивую систему экономического законодательства, обеспечивающую равные права для иностранных и отечественных инвесторов. 
8.  Регулятивный принцип, который состоит из мер организационного и контрольного механизмов; в условиях транзитной экономики усиливаются функции государства по созданию условий и стимулированию поступательного развития производства и повышения благосостояния и качества жизни населения. Активизация роли государственного регулирования не подменяет предпринимательскую инициативу, а, напротив, создает благоприятную почву для роста инвестиционного спроса  
9.   Социальная направленность инвестиционной политики. Большое внимание государство должно уделять инвестированию в так называемый «человеческий фактор» или в человеческий капитал. Это особый вид вложений, преимущественно в нематериальную сферу, а именно, в образование, здравоохранение, культуру, науку. Такие инвестиции обеспечивают развитие и духовное совершенствование личности, расширение возможностей творческого участия индивидов в социально-экономических процессах страны. 
        Рассмотренная выше сущность инвестиционной политики носит общеэкономический характер. Вместе с тем основные принципы инвестиционной политики в каждой отдельно взятой социально-экономической системе модифицируются, приобретают специфические черты. В основе такого явления лежат различия исторического, демографического, социально-политического развития каждого конкретного общества. 
        Инвестиционная политика является важнейшим элементом экономической стратегии страны, и определяется ее целями и задачами. Инвестиционная политика должна максимально содействовать развитию рыночных отношений в стране, структурной перестройке производства, а также существенно повысить инвестиционную активность как государственных, так и частных отечественных и иностранных инвесторов. 
          Формирование целенаправленной государственной инвестиционной политики, ориентированной на решение макроэкономических задач государства, на интенсивные структурно-технологические преобразования должно предусматривать усиление регулирующей и координирующей роли государства в привлечении и использовании инвестиций. Переход к рыночным отношениям, создание экономики открытого типа требуют изменений функций государства в инвестиционной сфере. Таковыми в рассматриваемой области должны стать: 
– определение приоритетов экономического развития страны; 
–  разработка государственной инвестиционной стратегии страны, как на республиканском, так и на региональном уровнях; 
–  определение перечня приоритетных для национальной экономики инвестиционных проектов; 
–  обеспечение целенаправленного и рационального распределения государственных централизованных инвестиционных ресурсов; 
–  создание условий для становления и развития институциональных инвесторов; 
–  формирование системы защиты и страхования инвестиций; 
–  трансформация накоплений в инвестиции; 
–  обеспечение роста внутреннего инвестиционного спроса. 
         Анализ современной ситуации в Казахстане отражает картину, когда мы расходуем ренту ограниченных природных ресурсов на интеллектуальную, которая заключена в цене импортируемых нами товаров конечного спроса, и тем самым инвестируем и создаем условия для дальнейшего опережающего экономического роста зарубежных государств. В целях избежания деградации научно-технического потенциала страны и превращения её в сырьевой придаток мирового рынка государственная инвестиционная политика должна исходить из национальных интересов, делать упор на отечественного инвестора. 
         В настоящее время инвестиционная политика Казахстана должна быть направлена на: 
–  развитие реального сектора экономики; 
–   развитие корпоративного рынка ценных бумаг; 
–   агропромышленный комплекс (развитие инфраструктуры для аграрного производства, перерабатывающих производств, сельскохозяйственного машиностроения, химических препаратов для сельского хозяйства, внедрение новых технологий и подготовка кадров для сельского хозяйства, развитие социальной инфраструктуры на селе); 
– выпуск потребительских и инвестиционных товаров на уровне мировых стандартов; 
–  укрепление экспортного потенциала; 
–  развитие научно-исследовательской инфраструктуры и научно-технического потенциала, включая биотехнологическую революцию, авиа космонавтику, использование природного газа, ядерной и солнечной энергии, повсеместную компьютеризацию и развитие системы искусственного интеллекта; 
–  развитие импортозамещающих производств. 
            Однако инвестиционная политика не должна ограничиваться отраслевым уровнем экономики, целесообразно рассмотреть её и в региональном аспекте. Необходимо определить наиболее развитые и депрессивные регионы и, исходя из этого, разрабатывать различные региональные инвестиционные программы (например, создание более благоприятного инвестиционного климата, объявление свободной экономической зоны, концентрация на приоритетных направлениях региональных инвестиционных ресурсов). 
           Инвестиционная стратегия в условиях дефицита государственного бюджета предполагает создание системы государственных, смешанных и частных институтов для реализации инвестиционных программ. Инвестиционной стратегией должны быть четко определены сферы приложения государственных инвестиций. Государство должно финансировать те сферы, развитие которых обеспечит рост деловой активности частного инвестора. Это могут быть инвестиционные проекты производственной инфраструктуры (транспорт, связь, дороги), различные социальные программы, подготовка и переподготовка кадров для новых производств, финансирование НИОКР. Эффективным, на наш взгляд, будет разделение государственного бюджета (республиканского и региональных) на две части: бюджет потребления и бюджет развития экономики. Средства последнего могут быть: 
– направлены на инвестирование наиболее значимых и перспективных проектов; 
– выступать в качестве гаранта при получении кредита коммерческих банков предпринимателями малого и среднего бизнеса; 
– использованы в качестве совместного финансирования  инвестиционных проектов. 
        При формировании государственной инвестиционной политики в условиях дефицита бюджетных средств особое внимание следует уделить развитию частного инвестора.  
         Существенным препятствием на пути к росту инвестиционной активности выступает несоблюдение принципа комплексности, непротиворечивости и обоснованности при разработке мер Правительства и Национального банка Казахстана по стабилизации социально-экономического положения в стране. Вследствие чего инвестиционная политика, несмотря на изменение приоритетов, призывы восстанавливать и развивать реальный сектор, отличается весьма низкой эффективностью.      Выход из сложившейся ситуации видим в выработке качественно новой инвестиционной стратегии, в основе которой необходимо заложить: 
–  усиление координирующей и регулирующей роли государства на основе селективного подхода; 
–  определение приоритетов должно быть сопряжено как со сравнительными конкурентными преимуществами, так и с актуальными направлениями глобального технико-экономического развития. Первостепенное значение необходимо уделить высоким технологиям, инвестициям в инновации, которые, несомненно, поспособствуют созданию новых каналов перелива капитала, максимизируют эффективность инвестиционных процессов и обеспечат экономический рост при ограниченных инвестиционных ресурсах; 
–   остановить процесс неэквивалентного обмена невоспроизводимой природной ренты на интеллектуальную; 
–   сегодня в республике функционируют ряд крупных предприятий, которые, обладая мощным производственным и научно-техническим потенциалом, могут обеспечить ускоренное развитие республики. Наряду с ними на рынке присутствуют предприятия малого и среднего бизнеса, отличительными чертами которых является слабая материально-техническая база и дефицит инвестиционных ресурсов. Согласно мировому опыту, малый и средний бизнес содержит в себе большой экономический потенциал, что требует обязательного и неотлагательного определения их места в производственной цепочке крупных промышленных предприятий; 
–  стимулирование роста валового накопления до обеспечения мирового уровня, то есть 15-20% от ВВП;

- содействовать росту капитализации всех сберегаемых ресурсов в реальном секторе экономики, создать необходимые условия по трансформации всех видов сбережений физических и юридических лиц (резидентов и нерезидентов) в инвестиции в производственную сферу; 
–    за счет государственных инвестиций финансировать только лишь крупные жизненно важные инвестиционные проекты социальной и производственной инфрастуктуры общегосударственного значения (прежде всего расходы на НИОКР, развитие научно-исследовательской, транспортной и социальной инфрастуктуры, создание единой информационной среды); 
–  стимулировать становление и развитие рынка институциональных инвесторов путем совершенствования законодательной базы и системы защиты интересов инвесторов;

- стимулировать развитие фондового рынка. Усилить роль рынка корпоративных ценных бумаг в трансформации финансовых ресурсов в производственные инвестиции; 
–  определить в контексте инвестиционной политики точки соприкосновения инновационной, промышленной, структурной и налоговой политик и направить их в одно русло, на решение макроэкономических задач государства.

 

 

 

 

 

Заключение

 

        Уже длительное время мировая экономика растет медленно. Инвестиционные процессы затормозились. Инвестиции поступают от случая к случаю, и их объемы невелики. Однако иностранные инвестиции – это способ увеличить производство, создать новые рабочие места и придать новый импульс экономике. Конечно, приток капитала из-за рубежа может в долгосрочной перспективе вызвать не только положительный эффект, но и определенные трудности в зависимости от экономической ситуации. Для Кореи приток инвестиций из-за рубежа является положительным явлением. Например, в начале 90-х годов на южнокорейском потребительском рынке доминировали иностранные торговые сети, такие как Walmart и Carrefour. Тем не менее, через какое-то время рынок захватили южнокорейские торговые сети E-Mart и Lotte Mart. Подобное случалось не раз. Мы уже видели, как иностранные инвесторы начинали бизнес на основе какой-то новой концепции или технологии, а потом отечественные предприятия перенимали новые подходы и локализовывали их, создавая новые рабочие места, увеличивая производство и изобретая собственные технологии. Я думаю, что приток иностранных инвестиций в нашу страну приведет к оживлению экономики. 

            На ранних стадиях перехода к рыночной экономике Китай активно привлекал иностранных инвесторов, которые помогли наладить производство и экспорт. Сейчас ситуация изменилась. Присутствие на китайском рынке иностранных корпораций создаёт препятствия для развития местного бизнеса, в котором власти страны, безусловно, заинтересованы. Так как иностранные предприниматели лидируют в таких высокотехнологичных отраслях как автомобилестроение и электроника, местным производителям очень трудно прорваться на этот рынок, который уже обрёл зрелость. В Республике Корея ситуация иная, и правительство продолжает активно привлекать инвестиции из-за рубежа. 

           Инвесторов привлекают объем местного рынка, стабильная тенденция к росту потребления и конкурентная среда.. Наша страна также подписала соглашения о свободной торговле с США и Европейским союзом, что является хорошим стимулом для роста экспортных отраслей и притока в них иностранных инвестиций. 

Таким образом, зарубежное инвестирование выступает  как объективно необходимый процесс  для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и одновременно финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность


Информация о работе Перспективы развития инвестиций в Республике Казахстан