Планирование аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение планирования аудиторской проверки.
Объектом исследования являются организации.
Предметом исследования является практика учета, анализа и аудита финансовых результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ………………………………………………………. 5
1.1. Возникновение аудита………………………………………………….. 5
1.2. Понятие и виды аудита…………………………………………………. 6
1.3. Сущность аудита и аудиторской деятельности, его цели и задачи….. 9
2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ………………………….. 13
2.1. Предварительное планирование аудиторской проверки……………... 13
2.2. Программа аудиторской проверки……………………………………... 15
2.3. Методика проведения планирования аудиторской проверки………… 16
3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ………………………. 21
3.1. Построение системы внутреннего контроля………………………….. 21
3.2. Проблемы автоматизации аудита……………………………………… 23
3.2.1 Совершенствование организации и проведения аудиторских проверок. 26
3.2.2. Использование данных бухгалтерского учета клиента………………… 27
3.2.3. Внедрение программ по автоматизации аудита ……………………….. 28
3.3. Планирование аудиторской проверки в компьютеризированной
среде…………………………………………………………………………….. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………... 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………... 34

Вложенные файлы: 1 файл

тема4-1.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Возьмем другой пример. Необходимо по большому объему данных провести проверку на возникновения в бухгалтерском (налоговом) учете таких операций, как:

      начисление заработной платы в разрезе сотрудников;

      начисление регулярных доходов от аренды, расходов по аренде;

      начисления амортизационных отчислений;

      начисление процентов по кредитам (займам);

      отнесение расходов будущих периодов и т.д.

Вряд ли эту задачу удастся решить проще и эффективнее, чем с использованием «сводных таблиц». А сколько бы тратилось времени на заполнение рабочих документов проверяемыми данными бухгалтерского (налогового) учета? В этом случае также незаменим специализированный программный продукт, обеспечивающий решение данной задачи.

В зависимости от размера аудиторской компании и специфики организации управленческого учета может применяться различный функционал, предоставленный разработчиками программных средств.

Например, организация эффективного планирования аудита, текущего контроля за ходом проведения проверки, организация внутреннего контроля качества, что способствует снижению риска некачественного проведения аудита. При этом технология проведения аудита в большей степени должны совпадать и в небольшой, и в крупной аудиторской фирме. Как правило, на технологию проведения аудита, оказывают влияние внешние факторы. Например, поставленные собственником задачи, особенности бизнеса клиента и т.д. (5, С. 74-75).

Применение специализированного программного обеспечения позволит качественно спланировать работу с учетом специфики деятельности аудируемого предприятия еще до выхода на проверку всего состава аудиторской группы. В программе IT Audit: Аудитор решение этой задачи обеспечивает модуль «Планирование аудита» и «Журнал хозяйственных операций».

 

3.2.2. Использование данных бухгалтерского учета клиента

 

Как уже было отмечено, применение клиентами аудиторских фирм различного программного обеспечения является сдерживающим фактором автоматизации аудита. Как же эта проблема тогда может быть решена?

Данные бухгалтерского учета с использованием специализированных программ или штатных средств самой бухгалтерской программы могут быть выгружены в общераспространенные форматы данных. Например, из бухгалтерской программы могут быть выгружены:

      журнал хозяйственных операций;

      остатки по счетам в разрезе аналитического учета;

      оборотно - сальдовая ведомость;

      используемые клиентом справочники (например, контрагенты, номенклатура, статьи затрат и т.д);

      аналитические отчеты (отклонение цены сделок более чем на 20 процентов от средней цены, данные по взаимозачетам, информация по контрагентам с указанием срока непогашения задолженности и т.д.).

Выгруженные данные бухгалтерского учета могут быть загружены в аудиторскую программу, которые могут быть использованы с целью:

      распределения уровня существенности по счетам бухгалтерского учета;

      описания хозяйственных операций клиента;

      проведения выборочного исследования;

      автоматического заполнения рабочих документов аудитора.

В результате работы аудитора с информацией клиента в электронном виде существенно снижаются временные затраты на проведение аудита, повышается качество его проведения. Более того, без выполнения импорта данных бухгалтерского учета аудируемого предприятия, порой невозможно эффективно выполнить ряд аудиторских процедур.

 

3.2.3. Внедрение программ по автоматизации аудита

 

В силу сложности самой решаемой задачи по автоматизации аудиторской деятельности эффективность применения программного обеспечения зависит в большей степени от его внедрения, обучения пользователей. Если в небольшой аудиторской компании порой достаточно изучить возможности программного обеспечения и научиться его правильному использованию, то в крупных аудиторских фирмах дело обстоит несколько иначе. Необходимо создать рабочую группу, которая детально проанализирует возможности программного обеспечения, и по результатам ознакомления подготовит следующие материалы:

      перечень необходимых функциональных возможностей, которые отсутствуют в рассматриваемом программном обеспечении;

      перечень желаемых доработок под индивидуальные потребности аудиторской фирмы;

      проанализировать возможности и сроки встраивания в программу собственных рабочих документов, базы потенциальных (типовых) нарушений;

      оценка уровня компьютерной грамотности сотрудников, повышение их квалификации;

      формализованная технология проведения проверки.

В состав рабочей группы целесообразно включить руководителя отдела (департамента) аудита, руководителя отдела внутреннего контроля, методолога, руководителей проверок.

После принятия решения о возможности применения программного обеспечения в аудиторской фирме назначается ответственное лицо и сроки отдельных этапов проекта по внедрению:

      разработка технического задания на организацию выполнения принятой технологии с использованием программного продукта.

      первичное обучение сотрудников работе с программой в соответствии с утвержденной технологией проведения проверки;

      первоначальное встраивание методологии аудита: аудиторские процедуры, рабочие документы, потенциальные нарушения, типовые операции, методика расчета уровня существенности, финансового анализа (возможно параллельно с первичным обучением сотрудников);

      тестовая эксплуатация программы в составе одной аудиторской группы на нескольких проектах;

      переход на применение программы всеми сотрудниками аудиторской компании.

Не снимая с себя ответственности за результаты внедрения клиентом программного обеспечения, хотелось бы отметить проблемы, с которыми сталкиваются пользователи на этапе внедрения:

      отсутствие в составе аудиторской фирмы сотрудников, которым может быть поручена опытная эксплуатация программы;

      отсутствие в аудиторских фирмах формализованных методик аудита. Часто разработка данных методик в ходе проведения внедрения рассматривается как неэффективное использование времени, что сказывается на выделении времени ответственным по проекту лицам. Аудиторские компании, заявляющие о своем большом опыте работы, должны обладать и применять, в том числе формализованные методики аудита в процессе своей работы. Проводимая работа по внедрению программного обеспечения позволит усовершенствовать имеющиеся методики, в т.ч. за счет применения информационных технологий;

      непонимание того, что программа является помощником аудитору, а не его заменой. Именно аудитор должен принимать решения по ходу проведения аудита. Результат аудиторской проверки в большей степени зависит не от применения специализированных программ, а от профессионализма членов аудиторской группы и умения ими воспользоваться возможностями, которые предоставляет программный продукт.

      сопротивление сотрудников появлению механизма контроля над работой каждого исполнителя.

Ужесточающая конкуренция в аудиторско - консалтинговом бизнесе заставляет компании находить новые пути повышения эффективности организации, повышения рентабельности деятельности. Немаловажную роль в этом будет отведена и поиску решений повышения эффективности деятельности, качества оказываемых услуг посредством применения специализированных программных средств. Пройдет еще немного времени, и аудиторы уже не будут представлять свою работу без их применения.

 

3.3.           Планирование аудиторской проверки в компьютеризированной среде

 

Снижение стоимости средств обработки данных, развитие сети центров компьютерных услуг и, наконец, появление недорогих микрокомпьютеров сделало автоматизированную обработку данных доступной даже для сферы малого бизнеса. Распространение компьютерных систем, равно как возрастание их сложности, привело к выделению такой области аудита, как аудит в компьютеризованной среде или компьютерный аудит.

Компьютерные системы оказывают воздействие на три аспекта аудита:

1)     планирование;

2)     изучение системы внутреннего аудита;

3)     сбор фактических данных о системе контроля, деталях хозяйственных операций, остатках на счетах.

Изложение аспектов планирования и контроля в компьютеризированной среде преследует определенные цели:

      разъяснение различий между автоматизированными и неавтоматизированными системами ведения бухгалтерского учета;

      обсуждение дополнительных факторов, учитываемых при планировании аудиторской проверки в компьютеризованной среде;

      демонстрацию воздействия электронной обработки на фазе оценки риска неэффективности контроля;

      разъяснение различий между общими и прикладными методами контроля;

      идентификацию и разъяснения системы разделения функциональных обязанностей, документальной системы, системы контроля доступа к файлам данных и программным файлам, системы контроля аппаратных средств;

      перечень и описание прикладных методов контроля;

      описание четырех характерных особенностей компьютерных систем "высокого уровня";

      определение понятий "режим разделения времени", "диалоговые системы", "системы реального времени", "распределенная обработка данных";

      описание отличительных свойств аппаратных средств на базе микро - и миникомпьютеров;

      обсуждение особенностей контроля систем на базе микро - и миникомпьютеров.

При планировании аудита следует учитывать особенности методов, применяемых фирмой для обработки существенной бухгалтерской информации, включая услуги таких сторонних организаций, как специализированные центры по обработке данных. Используемые фирмой методы влияют на строение системы бухгалтерского учета и на характер методик внутреннего контроля. Уровень автоматизации обработки бухгалтерской информации, равно как и сложность самой обработки, также могут оказывать влияние на сущность, распределение во времени и глубину аудиторских процедур. Таким образом, при оценке влияния электронной обработки данных на аудит финансовой отчетности необходимо учитывать следующие моменты:

      уровень автоматизации каждой из задач бухгалтерского учета;

      сложность машинных операций, выполняемых фирмой, включая услуги сторонних центров по обработке данных;

      доступность данных;

      наличие методик автоматизированного аудита, повышение эффективности аудиторских процедур;

      необходимость в специальной подготовке.

Вместе с тем работу аудиторов, на наш взгляд, можно улучшить, применяя вычислительную технику. Во - первых, применение компьютеров дает возможность уменьшить количество обрабатываемых вручную данных. В учетных регистрах достаточно много данных, относимых к промежуточным и окончательным итогам, составление которых может взять на себя компьютер. В результате у аудитора высвободится время для более тщательного проведения аудита. Во - вторых, значительную долю времени в аудиторской работе специалиста занимает несложная, но утомительная однообразная операция сравнения фактических данных и учетных. Эту операцию также можно поручить ПЭВМ. В - третьих, большое значение имеет аудиторская проверка тождественности или взаимной увязки показателей, присутствующих в различных формах финансовой отчетности, то есть, получив какие - то данные один раз, требуется их многократное использование. Такую возможность также предоставляет ПЭВМ. Кроме того, компьютер предоставляет возможность получения не всех результатов обработки информации, а только отклонений, то есть ПЭВМ может проделать предварительную оценку результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Планирование согласно международному стандарту аудита «Планирование» означает разработку общей стратегии и детального подхода к проверке, сроку проведения и объему аудита. Оно необходимо для получения существенной информации о бизнесе клиента и понимания систем учета и внутреннего контроля; оценки степени риска, в том числе риска материальных ошибок, который не может быть предотвращен системой внутреннего контроля клиентов; определения природы, времени и объема аудиторской работы. Отсюда аудитор должен разработать и документально оформить полный план аудита с описанием предполагаемого масштаба и характера проведения (4, С. 87).

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую отчетность.

Информация о работе Планирование аудиторской проверки