Понятие, виды и задачи учета материально-производственных запасов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы послужило изучение материально-производственных запасов. Не смотря на то, что изменения в учете материалов происходят довольно редко, эта тема остается актуальной. Ведь практически ни одна организация в своей деятельности не обходится без использования в своей деятельности материально-производственных запасов. Поэтому важно знать, что является материально-производственными запасами, что к ним относят, какие основные задачи ставятся перед персоналом, ведущим учет материалов, и какие требования к нему предъявляются. Немаловажно знать и уметь заполнять и использовать основные документы по учету поступления и списания материалов. Также необходимо умело и грамотно проставлять бухгалтерские записи по списанию запасов.

Вложенные файлы: 1 файл

Моя.docx

— 60.74 Кб (Скачать файл)

Один из плюсов метода ФИФО в том, что себестоимость товаров, сформированная по его правилам, обычно ненамного отличается от реальной. Как правило, торговые фирмы отпускают  однотипные товары в продажу в  порядке их приобретения. Таким образом, данные отчетности, полученные с применением  данного метода, в большинстве  случаев вполне пригодны для управленческих целей.

Применять метод ФИФО в  налоговом учете выгодно, если фактическая  себестоимость закупаемых фирмой однотипных товаров имеет тенденцию к  снижению. Такое происходит с быстроустаревающими  товарами (например, комплектующими для  компьютеров). Для целей бухгалтерского учета метод ФИФО эффективен, наоборот, при стабильно растущих ценах  на товары. В этом случае товары будут  оцениваться по наименьшей стоимости. Это приведет к максимальным значениям  бухгалтерской прибыли, наибольшим размерам дивидендов, завышенным значениям  финансовых показателей (коэффициентов  рентабельности, ликвидности и т.п.).

Таким образом, с точки  зрения сближения учетов метод ФИФО неудобен. Одновременно применяя его  как в бухгалтерских, так и  в налоговых целях, фирма сможет получать наиболее выгодные результаты только в одном направлении: либо она будет экономить на налоге на прибыль, либо демонстрировать высокие  показатели финансового благополучия.

Применение способов средних  оценок фактической себестоимости  материалов, отпущенных в производство или списанных на иные цели (п. «б»  и п. «в»), может осуществляться следующими вариантами:

- исходя из среднемесячной  фактической себестоимости (взвешенная  оценка), в расчет которой включаются  количество и стоимость материалов  на начало месяца и все поступления  за месяц (отчетный период);

- путем определения фактической  себестоимости материала в момент  его отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней  оценки включаются количество  и стоимость материалов на  начало месяца и все поступления  до момента отпуска. Применение  скользящей оценки должно быть  экономически обосновано и обеспечено  соответствующими средствами вычислительной  техники.

Вариант исчисления средних  оценок фактической себестоимости  материалов должен раскрываться в учетной  политике организации.

В случае значительной трудоемкости учетных работ при оценке материалов по способу средней себестоимости, способу ФИФО допускается принимать  для расчета только договорную цену материалов.

Разрешается в аналитическом  бухгалтерском учете и местах хранения материалов применять учетные  цены. В качестве учетных цен на материалы применяются:

а) договорные цены. В этом случае другие расходы, входящие в фактическую  себестоимость материалов, учитываются  отдельно в составе транспортно - заготовительных расходов;

б) фактическая себестоимость  материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного  года). В этом случае отклонения между  фактической себестоимостью материалов текущего месяца и их учетной ценой  учитываются в составе транспортно - заготовительных расходов;

в) планово - расчетные цены. В этом случае отклонения договорных цен от планово - расчетных учитываются  в составе транспортно - заготовительных  расходов. Планово - расчетные цены разрабатываются и утверждаются организацией применительно к уровню фактической себестоимости соответствующих  материалов. Они предназначены для  использования внутри организации;

г) средняя цена группы. В  этом случае разница между фактической  себестоимостью материалов и средней  ценой группы учитывается в составе  транспортно - заготовительных расходов. Средняя цена группы - разновидность планово - расчетной цены. Она устанавливается в тех случаях, когда производится укрупнение номенклатурных номеров материалов путем объединения в один номенклатурный номер нескольких размеров, сортов, видов однородных материалов, имеющих незначительные колебания в ценах. При этом на складе такие материалы учитываются на одной карточке.

При существенных отклонениях  планово - расчетных цен и средних  цен от рыночных они подлежат пересмотру. Такие отклонения не должны превышать, как правило, десять процентов.

В организациях, ведущих  учет материалов по планово - расчетным  ценам, разрабатывается номенклатура - ценник.

Номенклатура - ценник составляется в разрезе субсчетов счета "Материалы". Внутри субсчетов они подразделяются по группам (видам). Наименования материальных ценностей записываются с указанием  марки, сорта, размера, других отличительных  признаков. Каждому такому наименованию присваивается номенклатурный номер (шифр). Далее указываются единица  измерения, учетная цена и последующие  изменения цен (новая цена и с  какого времени она действует).

Номенклатура - ценник может  разрабатываться и в случаях, когда в организации применяются  другие виды учетных цен.

Если готовая продукция  организации (включая полуфабрикаты  собственного изготовления) направляется на собственные нужды организации  и используется в качестве материалов, то она учитывается по дебету счетов учета материальных ценностей.

Пример:

На начало отчетного периода  в организации находилось 10 единиц материально-производственных запасов  по цене 10 рублей за единицу. За период поступило 3 партии материалов: первая составила 1200 ед. по цене 10,10 руб., вторая – 1500 ед. по 10,20 руб., третья – 1800 ед. по 10,30 руб. Списано за период 4300 единиц. Определим стоимость списанных материалов тремя способами.

1. По себестоимости единицы:

За месяц списали 4300 единиц, т.е. полностью начальный остаток, первую и вторую партии, третья партия была списана частично. Определяем стоимость, как сумму произведений списанных единиц каждой партии на цену соответствующей партии:

Стоимость = (10 × 10) + (1200 × 10,1) + (1500 × 10,2) + (1590 × 10,3) = 43897 руб.

Определим также остаток  на конец периода:

Остаток = 10 + 1200 + 1500 + 1800 – 4300 = 210 ед.

В результате получаем, что  стоимость списанных материалов за отчетный период составила 43897 рублей. В организации осталось 210 ед. материалов по цене 10,30 руб.

2. По средней себестоимости:

2.1. Взвешенная оценка:

Определяем среднюю стоимость  единицы, как сумму произведений поступивших единиц каждой партии на цену партии и делим на общее число  поступивших материалов:

Стоимость = ((10 × 10) + (1200 × 10,1) + (1500 × 10,2) + (1800 × 10,3))/4510 = 10,21руб.

Стоимость списанных материалов определяем, как произведение количества списанных единиц на среднюю стоимость  единицы.

Стоимость = 4300 × 10,21 = 43903 руб.

Остаток на конец периода  равен 210 ед. по 10,21 руб.

2.2. Скользящая оценка:

Определяем стоимость  единицы по мере поступления каждой партии:

Стоимость ед. 1 партии = (10×10) + (1200×10,1) / 1210 = 10,1 руб.

Стоимость 1 партии = 1210 × 10,1 = 12221 руб.

Стоимость ед. 2 партии = ((10× 0) + (1200×10,1) + (1500×10,2))/2710 = 10,15 руб.

Стоимость 2 партии = 1500 × 10,15 = 15225 руб.

Стоимость ед. 3 партии = ((10×10) + (1200×10,1) + (1500×10,2) + (1800×10,3))/4510 = 10,21 руб.

Стоимость 3 партии = 1590 × 10,21 = 16233,9 руб.

Общая стоимость списанных  материалов = 43679,9 руб.

Остаток на конец периода  равен 210 ед. по 10,21 руб.

3. ФИФО:

В данном случае расчет аналогичен способу по себестоимости единицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Учет материально-производственных запасов.

2. 1. Взаимосвязь  складского и бухгалтерского  учета.

 

Для хранения материальных запасов в организациях создаются:

а) центральные (базисные) склады, которые находятся в ведении  непосредственно руководителя организации  или службы снабжения и сбыта. Центральные склады, как правило, должны быть специализированными, особенно в случаях, когда в организации  имеются материалы, требующие разных режимов хранения.

б) склады (кладовые) цехов, филиалов и других подразделений организации.

 Склады должны быть обеспечены исправными весами, другими необходимыми измерительными приборами, мерной тарой и противопожарным оборудованием.

На складах (кладовых) материальные запасы размещаются по секциям, а  внутри них - по группам, типо- и сорто - размерам на стеллажах, полках, ячейках, в ящиках, контейнерах, мешках и другой таре и в штабелях.

К месту хранения материальных запасов, как правило, прикрепляется  ярлык, а на ячейках (ящиках) делаются надписи (например, на приклеенных листках  бумаги или бирках) с указанием  наименования материала, его отличительных  признаков (марка, артикул, размер, сорт и т.п.), номенклатурного номера, единицы  измерения и цены.

Учет материальных запасов (т.е. материалов, тары, товаров, основных средств, готовой продукции и  др.), находящихся на хранении в складах (кладовых) организации и подразделений, ведется на карточках складского учета по каждому наименованию, сорту, артикулу, марке, размеру и другим отличительным признакам материальных ценностей (сортовой учет).

На каждый номенклатурный номер материала открывается  отдельная карточка. Карточки складского учета регистрируются бухгалтерской  службой организации в специальном  реестре (книге), а при механизированной обработке - на соответствующем машинном носителе. При регистрации на карточке ставится номер карточки и виза работника  бухгалтерской службы или специалиста, осуществляющего бухгалтерскую  функцию в организации. Карточки выдаются заведующему складом (кладовщику) под расписку в реестре. В полученных карточках складского учета заведующий складом (кладовщик) заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материальных ценностей (стеллаж, полка, ячейка и т.п.).

Учетные цены материальных запасов, хранящихся на складах (в кладовых) организации и подразделений, проставляются  на карточках складского учета организации. В случаях изменения учетных  цен на карточках делаются дополнительные записи об этом, т.е. указывается новая  цена и с какого времени она  действует.

В случае применения организацией в качестве учетной цены цен поставщиков  или фактической себестоимости  материалов:

а) открывается новая карточка складского учета при каждом изменении  цены;

б) учет ведется на одной  и той же карточке независимо от изменения цены. В этом случае в  карточках по строке "Цена" указывается "Цена поставщика" или "Фактическая  себестоимость". Новая цена записывается по каждой операции.

Если в бухгалтерской  службе учет материалов ведется по сальдовому методу, карточки заполняются  по форме оборотной ведомости, с  указанием по каждой операции по приходу  и расходу цены, количества и суммы, остатки выводятся соответственно по количеству и сумме. Записи сумм в карточках, как правило, производит работник бухгалтерской службы. Решением руководителя организации по представлению главного бухгалтера эта работа может быть возложена на лицо, ведущее учет на карточках складского учета.

Учет движения материальных запасов (приход, расход, остаток) на складе (в кладовой) ведется непосредственно  материально ответственным лицом (заведующим складом, кладовщиком и  др.). В отдельных случаях допускается  возлагать ведение карточек складского учета на операторов с разрешения главного бухгалтера и с согласия материально ответственного лица.

После полного заполнения карточки для последующих записей  движения материальных запасов открывается  второй лист той же карточки и последующие  листы. Листы карточки нумеруются и  брошюруются (скрепляются). Второй и  последующие листы карточки визируются работником бухгалтерской службы при  очередной проверке.

При автоматизации (механизации) учета движения материальных запасов  указанные в настоящем пункте формы учетной документации и  накопительные регистры оперативного учета могут быть представлены на магнитных (электронных) носителях  средств вычислительной техники.

На основании оформленных  в установленном порядке и  исполненных первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных, товарно-транспортных накладных, других приходных и расходных документов) заведующий складом (кладовщик) делает записи в карточках складского учета  с указанием даты совершения операции, наименования и номера документа  и краткого содержания операции (от кого получено, кому отпущено, для какой  цели).

В карточках каждая операция, отраженная в том или ином первичном  документе, записывается отдельно. При  совершении в один день нескольких одинаковых (однородных) операций (по нескольким документам) может быть сделана одна запись с отражением общего количества по этим документам. В этом случае в содержании такой записи перечисляются номера всех таких документов или составляется их реестр. Записи в карточках складского учета делаются в день совершения операций и ежедневно выводятся остатки (при наличии операций).

Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета  данных об отпуске материалов может  производиться по мере закрытия карт, но не позднее последнего числа месяца. В конце месяца в карточках  выводятся итоги оборотов по приходу  и расходу и остаток.

Информация о работе Понятие, виды и задачи учета материально-производственных запасов.