Понятие хозяйственного учёта и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:24, лекция

Краткое описание

Хозяйственный учет слагается из наблюдения, измерения, регистрации, систематизации фактов и процессов общественного воспроизводства.
Наблюдаемые факты и явления измеряют в соответствующих единицах (тоннах, литрах и т.п.) и регистрируют в первичных документах. Данные первичных документов систематизируют и записывают в специальные учетные регистры - книги, карточки, свободные листы и др. На основании записей в учетных регистрах составляют и осуществляют контроль за деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 246.73 Кб (Скачать файл)

При применении средств вычислительной и другой оргтехники реквизиты могут  быть зафиксированы в виде кода. В зависимости от характера операции и технологии обработки данных в  первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты: идентификационный  код предприятия, учреждения из Государственного реестра, номер документа, основание  для осуществления операций, данные о документе, удостоверяющем личность получателя, и т.п.

Документ  может быть подписан лично, с применением  факсимиле, штампа, символа либо другим механическим или электронным способом удостоверения. Подписи лиц, ответственных  за составление первичных документов на вычислительных машинах и других средствах организационной техники, выполняются в виде пароля или  другим способом авторизации, дающим возможность  однозначно идентифицировать лицо, осуществившее  хозяйственную операцию.

Документ на машиносчитываемом носителе должен иметь код лица, ответственного за правильность составления документа. Принадлежность кода конкретному лицу регистрируется организацией - создателем документа на машиносчитываемом носителе, а также создаются технические, программные средства и организационные условия, исключающие возможность пользования чужими кодами.

Пункт 6 статьи 9 Закона о БУ обязывает субъектов  хозяйственной деятельности: "В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами".

Первичные документы составляются на бланках  типовых форм, утвержденных Министерством  статистики Украины, а также на бланках  специализированных форм, утвержденных министерствами и ведомствами Украины.

Документирование  хозяйственных операций может осуществляться с использованием изготовленных  самостоятельно бланков, которые должны обязательно содержать реквизиты  типовых или специализированных форм. Дополнительные требования к  порядку создания первичных документов о кассовых и банковских операциях, движении ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и других объектов имущества  предусматриваются другими нормативными актами.

В частности, Инструкцией №7 "О безналичных  расчетах в хозяйственном обороте  Украины", раздел II "Оформление расчетных  документов и их принятие учреждениями банков", статья 8-1 которой запрещает использование факсимиле при совершении подписи, исправление и подчистки в расчетных документах. В случае если хотя бы один из реквизитов (если они предусмотрены формой документа) не заполнен или заполнен неправильно, банк такой документ к исполнению не принимает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Инвентаризация : причины, порядок её проведения и отражения в учёте результатов

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить  инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и  документально подтверждаются их наличие, состояние, оценка.

 

Порядок проведения инвентаризации

Объекты, сроки и порядок  проведения инвентаризации определяются руководителем организации, собственником  имущества данной организации или  уполномоченным им органом (исключение составляют случаи, когда ее проведение является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

Порядок проведения инвентаризации на предстоящий финансовый год должен утверждаться руководителем организации  как самостоятельный документ одновременно с принятием учетной политики или отражаться в приказе по учетной  политике. В нем необходимо указать: сколько раз в отчетном году и в какие периоды будут проводиться инвентаризации, а также что будет объектом каждой из них.

Необходимо помнить, что  инвентаризация любого имущества должна проводиться по месту его нахождения и по каждому материально-ответственному лицу.

Проведение инвентаризаций требует создания в организации  постоянно действующей инвентаризационной комиссии, в состав которой входят: руководитель предприятия или его  заместитель, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений (служб). Кроме того, в состав комиссии могут  быть включены опытные специалисты  организации, хорошо знающие инвентаризируемое  имущество, порядок ценообразования  и первичный учет, а также представители  аудиторских организаций. В небольших  организациях проведение инвентаризации можно возложить на ревизионную  комиссию (если, конечно, она имеется).

Состав постоянно действующей  инвентаризационной комиссии должен быть утвержден приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации. Кроме состава комиссии, в нем  указываются:

– причины проведения инвентаризации;

– перечень инвентаризируемого имущества и обязательств;

– место проведения инвентаризации;

– сроки проведения инвентаризации (дата начала и окончания);

– срок сдачи материалов в бухгалтерию.

Работникам, ставшим членами  инвентаризационных комиссий, следует  обратить внимание на то, что, кроме  больших прав и вполне понятной гордости за порученное дело, эта работа скрывает в себе и существенный риск. Внесение в инвентаризационные описи заведомо неправильных данных о фактических  остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей  в случае их обнаружения (а поди потом  докажи, что не хотел ничего скрывать, а только «подмахнул» услужливо  подсунутые бумаги) наказывается, и  достаточно строго.

    1. Понятие об отчётности, её состав и сроги представления

Финансовая отчётность — совокупность показателей учёта, отражённых в форме определённых таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчётный период[1]. Финансовая отчётность представляет собой систему данных о финансовом положении компании, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении и составляется на основе данных бухгалтерского учёта.

Существует четыре главных вида финансовой отчётности:

  1. бухгалтерский баланс группирует активы и пассивы компании в денежном выражении.
  2. отчёт о прибылях и убытках содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчётной даты.
  3. отчёт об изменениях капитала раскрывает информацию о движении уставного капитала, резервного капитала, дополнительного капитала, а также информацию об изменениях величины нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) организации.
  4. отчёт о движении денежных средств показывает разницу между притоком и оттоком денежных средств за определённый отчётный период

Налогоплательщики обязаны  представлять отчетность в свои территориальные  налоговые инспекции не позднее  трех месяцев после окончания  отчетного периода. Напомним, что  сейчас этот срок составляет 90 дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Оценка хозяйственных средств в учёте и балансе

Оценка имеет важное значение для определения финансового состояния предприятия и результатов его хозяйственной деятельности. Оценка средств и их источников должна быть реальной и единой.

Оценка - это способ выражения  хозяйственных явлений в денежных и других измерителях.

Реальность оценки заключается  в объективном соотношении с  оценкой отдельных объектов бухгалтерского учета, их фактической величины или  стоимости. Она обеспечивается точными  исчисленьями или калькулирование фактической себестоимости сырья, материалов, незавершенного производства и готовой продукцией.

С оценкой хозяйственных  средств тесно связана калькуляция, которая в переводе с латинского calculatio означает -- счет, расчет. Калькуляция лежит в основе оценки объектов бухгалтерского учета. Однако назначение калькуляции состоит не только в оценке хозяйственных средств, но и в том, чтобы дать оценку хозяйственным процессам, т. е. произвести их расчет.

Так как процессы снабжения, производства и реализации представлены большим числом отдельных операций, то калькуляция позволяет рассчитать все виды затрат, связанных с приобретением, производством и реализацией, а  на основе расчета общей суммы  затрат определить себестоимость объектов учета, например, фактическую стоимость  приобретенных товарно-материальных ценностей, себестоимость готовой  продукции по видам и себестоимость  единицы продукции.

Таким образом, калькуляция -- это способ группировки и обобщения затрат, на основе которого определяется себестоимость материальных ценностей, готовой продукции, выполненных работ и т.п. Кроме того, калькуляция используется не только для расчета себестоимости объектов учета, но и для контроля за величиной затрат, формирующих эту себестоимость.

При помощи калькуляции определяются все затраты предприятия на преобразование или изготовления оцениваемого объекта. Единство оценки означает ее однообразие  и постоянство. Единство оценки достигается  путем установления обязательных правил оценки и калькуляции, и строгим  контролем их соблюдения.

Показываемые в бухгалтерском  балансе хозяйственные средства и источники образования должны быть оценены по единым правилам с  тем, что бы существовала их сопоставимость и однообразность. Сырье материалов в балансе определяются по их фактической  стоимости, а в основных средствах - малооценка, МБП в балансе показываются в балансе по их остаточной стоимости.

В текущем учете они  могут быть показаны:

1. По фактической себестоимости.

2. По плановой себестоимости  с отдельными показателями, отклонение  фактической себестоимости от плановой.

3. По оптовым ценам  с отдельным отражением транспортно-заготовочных  расходов и наценок.

Незавершенное производство показывается в балансе по фактической  себестоимости. Готовая продукция  и товары отгруженные оцениваются  по фактической себестоимости, но в  текущем учете, готовая продукция  может отражаться по оптовым ценам с выделением разницы между плановой себестоимости или по плановой себестоимости.

Калькуляция - это расчет себестоимости приобретенных или  изготовленных из сырья, материалов, изделий, расчет всех затрат, связанных  с изготовлением производства и  реализацией.

Она может быть плановой (сметной), т.е. предварительно исчисленной  и фактической, построенной на основе данных о фактически понесенных затрат.

В фазе снабжения - калькулируются себестоимость заготовленных материалов.

В фазе производства - производственная себестоимость выпущенной продукции  и не завершенного производства.

В фазе реализации - полная себестоимость  затрат на производство и реализацию.

Система счетов и двойная  запись. Управление хозяйственной деятельностью  требует постоянной информации о  ходе производственных процессов и  протекающих хозяйственных операциях. Для этого сведения, содержащиеся в первичных документах, группируются и систематизируются на счетах бухгалтерского учета.

Бухгалтерский счет открывается  на каждый объект учета и является источником информации о наличии, поступлении  и выбытии хозяйственных средств. Число счетов, их названия определяются Планом счетов, а структура счетов зависит от объектов учета.

На бухгалтерских счетах отражается повседневный, текущий учет хозяйственных операций, а любая  хозяйственная операция -- это элементарное действие, вызывающее изменение состояния хозяйственных средств (их увеличение или уменьшение). При этом любое изменение касается не одного, а всегда двух объектов учета. Если в кассу поступили денежные средства, то должен быть источник их поступления, например деньги поступили с расчетного счета в банке. В результате этой операции увеличилась сумма наличных денег в кассе и уменьшилась денежная сумма на расчетном счете.

Таким образом, каждая хозяйственная  операция обязательно затрагивает  два бухгалтерских счета, которые используются в этой операции, и она должна быть отражена одновременно на дебете одного счета и кредите другого. Такое отражение хозяйственных операций на бухгалтерских счетах называется правилом двойной записи.

Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение наличия  и движения средств предприятия, а также позволяет контролировать правильность записей на бухгалтерских счетах, так как каждая операция находит отражение по дебету и кредиту взаимосвязанных счетов.

Баланс и отчетность. Хозяйственная  деятельность предприятия протекает  непрерывно. Ежедневно на предприятии  совершаются сотни хозяйственных  операций. При этом хозяйственные  средства и их источники постоянно  находятся в движении, изменяются, что находит свое отражение на счетах бухгалтерского учета. На практике иногда требуется сделать «моментальный снимок» этого движения, который бы показал, как обстоят дела предприятия на определенную дату, каковы результаты его деятельности и его финансовое положение. Роль такого снимка играет бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс дает сведения статического характера, он отражает состояние средств и источников в виде конечных итогов. Итоговая стоимостная  оценка хозяйственных средств, которыми располагает предприятие, отражается в активе баланса, а итоговая стоимостная оценка источников, за счет которых формируются хозяйственные средства, отражается в пассиве баланса. Поскольку каждому средству соответствует определенный источник его образования, суммы актива и пассива должны совпадать. Так как бухгалтерский учет ведется в стоимостном выражении, то хозяйственные средства и источники их образования в балансе отражаются в денежном выражении.

Информация о работе Понятие хозяйственного учёта и его виды