Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 16:48, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении порядка составления бухгалтерской отчетности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть нормативное регулирование бухгалтерской отчетности, формы годовой отчетности, а также соответствие отчетности МСФО.
2. Раскрыть содержание годовой бухгалтерской отчетности предприятия и осуществление порядка подготовки и ее заполнения.
3. Изучить составление отчета о целевом использовании полученных средств.
4. Выполнить практическое задание.
Введение...............................................................................................................3
Глава 1 Формы годовой бухгалтерской отчетности и их регулирование….…5
1.1 Понятие и значение бухгалтерской отчетности……………………………5
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ.................9
1.3 Формы бухгалтерской отчетности…………………....................................14
Глава 2 Содержание и порядок заполнения годовой бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………………....17
2.1 Подготовка бухгалтерской отчетности, ее содержание и порядок заполнения…………………………………………………………………………….....17
2.2 Составление отчета о целевом использовании полученных средств…….24
Глава 3 Практическая часть..........................................................................31
Заключение.........................................................................................................48
Список использованной литературы...............................................................49
В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон «Об акционерных обществах» № 208 ФЗ от 26.12.1995г. (ред. от 29.12.2012 №282-ФЗ), Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14 ФЗ от 08.02.1998 г. (ред. от 29.12.2012г. №282-ФЗ), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский Кодекс Российской Федерации (ред. 30.12.2012г № 302-ФЗ), принятый Государственной думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ.
Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, не смотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.
Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 06 июля 1999г. № 43н (ред. от 08.11.2010г.), пришедшее на смену ПБУ 4/96. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказом Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации.
Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.
Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учётная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.
Чтобы правильно составить бухгалтерскую и налоговую отчетность, необходимо иметь под рукой информацию, учитывающую все требования действующего законодательства.
С 1 января 2003 года начали действовать сразу четыре новых Положения по бухгалтерскому учету: «Информация о прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), «Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), «Учёт расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) и «Учёт финансовых вложений» (ПБУ 19/02). Таким образом, составляя годовую отчетность, бухгалтер должен учитывать требования этих стандартов бухгалтерского учета.
Между российской системой бухгалтерского учёта (РСБУ) и МСФО не существует фундаментальных отличий, препятствующих проведению осмысленного анализа деятельности российских компаний. Однако, несмотря на то, что по своей форме финансовая отчётность, составленная по российским стандартам приближается к отчётности по МСФО, в плане содержания всё ещё имеется целый ряд расхождений. В результате таких расхождений стоимость активов и рентабельность компаний в российском учёте, как правило, оказываются завышенными, поэтому перед сопоставлением российских и зарубежных компаний следует устранить данные различия.
Основные отличия МСФО И РСБУ включают:
В РСБУ провозглашаются те же самые принципы, что и в МСФО, однако наблюдается некорректное применение данных принципов на практике.
Таблица №1
Сходства и различия в отражении элементов в РФ и в соответствии с МСФО
Признак сравнения |
МСФО |
Концепция бухучета в РФ |
Нормативные акты РФ |
Признание элементов финансовой отчетности |
Существует вероятность получения или утраты экономической выгоды и стоимость объекта может быть надежно измерена |
Трактовка совпадает с трактовкой в МСФО |
Понятие признания элементов финансовой отчетности отсутствует |
Оценка элементов финансовой отчетности |
Фактическая стоимость приобретения, восстановительная стоимость, возможная цена продажи |
Перечень методов оценки в целом совпадает с перечнем МСФО |
Используется в основном первоначальная стоимость |
Перечень элементов баланса |
Не устанавливается строгий перечень, выделяются статьи, которые должны раскрываться как минимум |
Не рассматривается данный вопрос |
Большинство статей баланса в форме №1 соответствует статьям МСФО, но есть |
Формы годовой бухгалтерской отчетности – это всего лишь часть бухгалтерской отчетности вместе с пояснительными записками.
Когда в организации составляется бухгалтерская отчетность, бухгалтеры должны руководствоваться специальными формами, которые были утверждены Министерство финансов РФ. Согласно законодательству существует два типа бухгалтерской отчетности – промежуточная и годовая. В промежуточную отчетность обязательно входит бухгалтерский баланс, а также специальный отчет о прибылях и убытках. В формы годовой бухгалтерской отчетности включено намного больше документов. Готовая отчетность за год включает такие документы, как отчет об изменениях баланса фирмы, приложение к балансу и пояснительная записка, отчет о движении денежных средств (так называемая форма №4), аудиторское заключение, которое подтверждает, что бухгалтерская отчетность организации достоверна. Аудиторское заключение должно обязательно прилагаться к годовой отчетности только тогда, когда отчетность фирмы подлежит аудиту в соответствии с законами страны.
Надо сказать, что в промежуточную бухгалтерскую отчетность могут включать некоторые другие документы, которые обычно входят в состав годовой отчетности. Например, может быть приложен отчет о движении денежных средств, а также пояснительная записка.
Абсолютно все малые предприниматели, которые не применяют упрощенную систему налогообложения (УСН) и не обязаны проводить аудиторскую проверку, могут не предоставлять в годовой бухгалтерской отчетности некоторые документы, полный список которых всегда можно узнать в местных государственных органах либо на сайте Министерства финансов. Сразу можно сказать, что для таких фирм формы годовой бухгалтерской отчетности значительно упрощены.
Те малые предприниматели, которые не применяют упрощенную систему налогообложения, но обязаны проводить независимую аудиторскую проверку, также могут не включать в готовую отчетность за год некоторые документы. О том, какие именно документы не нужны таким компаниям, можно узнать на сайте Министерства финансов РФ.
Что касается некоммерческих организаций, то таким организациям настоятельно рекомендуется прилагать к годовой отчетности специальный отчет о целевом использовании полученных средств.
Надо отметить, что Министерство финансов РФ постоянно принимает новые формы бухгалтерской отчетности. Поэтому каждый бухгалтер на предприятии просто обязан следить за изменениями в законодательстве, чтобы не доставить своей организации каких-либо неприятностей, связанных с неправильным оформлением отчетов. Новые формы бухгалтерской отчетности чаще всего упрощают процесс оформления годовых отчетов.
Перечень
форм годовой бухгалтерской отчетности,
предоставляемых в органы государственной
статистики:
Субъектами малого предпринимательства
- форма по ОКУД 0710001 «Бухгалтерский баланс»;
- форма по ОКУД 0710002 «Отчет о прибылях и убытках»;
Организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства
- форма по ОКУД 0710001 «Бухгалтерский баланс»;
- форма по ОКУД 0710002 «Отчет о прибылях и убытках»;
- форма по ОКУД 0710003 «Отчет об изменениях капитала»;
- форма по ОКУД 0710004 «Отчет о движении денежных средств»;
- форма «Приложения (пояснения) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках»;
- форма по ОКУД 0710006«Отчет о целевом использовании полученных средств»;
- пояснительная записка;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, в случае проведения обязательного аудита в соответствии с федеральными законами.
некоммерческими организациями
- форма по ОКУД 0710001 «Бухгалтерский баланс»;
- форма по ОКУД 0710002 «Отчет о прибылях и убытках»;
- форма по ОКУД 0710003 «Отчет об изменениях капитала»;
- форма по ОКУД 0710004 «Отчет о движении денежных средств»;
- форма «Приложения (пояснения) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках»;
- форма по ОКУД 0710006 «Отчет о целевом использовании полученных средств»;
- пояснительная записка;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, в случае проведения обязательного аудита в соответствии с федеральными законами.
некоммерческими организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность и не имеющими оборотов по продаже товаров (работ, услуг)
- форма по ОКУД 0710001 «Бухгалтерский баланс»;
- форма по ОКУД 0710002 «Отчет о целевом использовании полученных средств».
Организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, необходимо сообщить об этом письменно не позднее установленного срока (до 2 апреля 2012 года) в органы государственной статистики по месту регистрации.
Глава 2 Содержание и порядок заполнения годовой бухгалтерской отчетности
2.1 Подготовка бухгалтерской отчетности, ее содержание и порядок заполнения
Эффективное ведение работы любого юридического лица определяется не только его финансовыми достижениями, которые становятся особенно заметными при подготовке бухгалтерской отчетности. Следует помнить, что своевременная подготовка бухгалтерской отчетности, что ее своевременное представление в государственные органы стабилизирует отношения юридических лиц с государством и в частности с теми его органами, которые контролируют соблюдение коммерческими компаниями правил деятельности, установленных законом. И этот контроль они осуществляют на основании данных, собранных при подготовке бухгалтерской отчетности.
Своевременная и качественная подготовка бухгалтерской отчетности сводит к минимуму налоговые проверки предприятия или компании. Профессиональная подготовка бухгалтерской отчетности устраняет риски наложения штрафов на коммерческие и бюджетные юридические лица. Кроме того, своевременная подготовка бухгалтерской отчетности делает работу компании планомерной и наблюдаемой.
Последствия небрежного отношения к подготовке бухгалтерской отчетности - это аресты счетов компаний, привлечение их руководителей к административной или уголовной ответственности.