Порядок составления бухгалтерской отчетности и ее состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 15:34, реферат

Краткое описание

Отчетность – это система обобщенных и взаимосвязанных показателей о состоянии и использовании основных и оборотных средств, об источниках формирования этих средств, финансовых результатах и направлениях их использования [14, c.528].
Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой совокупность форм отчетности, характеризующих имущественное и финансовое положение организации за отчетный период в удобной и понятной форме.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БФО 2 (запас.).docx

— 99.97 Кб (Скачать файл)

 

Основная цель составления бухгалтерской отчетности - предоставление заинтересованным пользователям информации о финансовых возможностях предприятия, прибыльности (убыточности) хозяйственной деятельности, перспективах развития предприятия.

 

Значение отчетности заключается в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур, оформлении и публичности.

 

     Бухгалтерская  отчетность в условиях рынка  становится практически единственным  достоверным средством коммуникации. Она обладает следующими важными  свойствами:

 

- любое самостоятельное  предприятие регулярно составляет  отчетность;

 

- минимальный состав отчетности  и ее основных показателей  известен;

 

- отчетность составлена  по определенным и заранее  известным (по основным параметрам) алгоритмам и правилам;

 

- данные отчетности, по  определению, подтверждены первичными  документами;

 

- в подавляющем большинстве  случаев отчетность не является  конфиденциальным документом, причем нередко ее можно получить и не спрашивая разрешения ее составителей (например, согласно российскому законодательству предприятия определенных форм собственности обязаны публиковать отчетность и, в том числе, сдавать ее в органы статистики, куда любое заинтересованное в ней лицо может обратиться);

 

- достоверность данных  отчетности предприятий определенных  форм собственности подтверждена независимыми экспертами (аудиторами);

 

- отчетность дает наиболее  полное представление об имущественном  и финансовом положении предприятия, ее подготовившего;

 

- отчетность относится  к документам, подлежащим хранению  в течение определенного и  достаточно длительного срока, поэтому  с ее помощью можно получить  представление о финансовой истории  предприятия [19, 157-158].

 

Отчетность выполняет следующие функции:

 

1.информационную, в соответствии которой характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности предприятия;

 

2.контрольную, которая заключается в наблюдении, как внешних, так и внутренних органов управления за правильностью отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то есть она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла..

 

Информация, на основании которой готовится финансовая отчетность, в соответствии с ее экономическим содержанием, объединяется в определенные укрупненные категории, которые получили название элементов финансовой отчетности.

 

Элементами, оценивающими финансовое положение и входящие в состав бухгалтерского баланса, являются:

 

1.      Активы - ресурсы  и имущество, контролируемые предприятием  и представляющие собой результат  операций и событий, состоявшихся  в отчетном или иных прошлых периодах. Существенным признаком активов является их способность обеспечить в будущем определенную экономическую выгоду, которая должна заключаться в поступлении денежных средств или их эквивалентов.

 

2.      Обязательства - это текущие обязательства предприятия, возникающие из предшествующих  событий, и представляющие собой  различные виды кредиторской задолженности, погашение или урегулирование которых приведет к снижению экономической выгоды в виде уменьшения реальных активов. В данную подгруппу относятся займы, долговые обязательства, банковские кредиты, задолженность поставщикам, различным юридическим и физическим лицам, резервы предстоящих расходов и т.п.

 

3.      Капитал  компании - представляет собой оставшуюся  долю собственных активов предприятия после вычета обязательств [12, 120-122].

 

Элементами, характеризующими результаты хозяйственной деятельности и составляющие отчет о прибылях и убытках, являются:

 

1.Доходы - это увеличение  экономических выгод предприятия  за отчетный период, которое выражается  в увеличении активов или уменьшении  обязательств, результатом которых  является увеличение капитала (причем  увеличение капитала не должно  происходить за счет вкладов  собственников).

 

2.Расходы - это уменьшение  экономических выгод за отчетный  период в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

 

Таким образом, на основе рассмотренных вопросов, можно сделать вывод, что представление об эффективности работы любого предприятия дает именно бухгалтерская отчетность. Бухгалтерскую отчетность следует рассматривать как главный источник информации для расчета показателей, необходимых для принятия обоснованных управленческих решений, которые основываются на фактах, касающихся финансового положения предприятия и результатов его деятельности. Такие факты представляются в виде данных бухгалтерского учета, которые собираются, группируются, подытоживаются и находят свое отражение в отчетности. Финансовая отчетность содержит информацию, позволяющую удовлетворить требованиям различных пользователей. Финансовая отчетность позволяет оценить имущественное состояние, финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия и другие результаты, необходимые для обоснования многих решений.  По данным отчетности определяют потребности в финансовых ресурсах; оценивают эффективность структуры капитала; прогнозируют финансовые результаты деятельности фирмы, а также решают другие задачи, связанные с управлением финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью [14. 23].

 

При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности необходимы знание и использование следующих норма­тивных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:

 

1.      Федеральный  закон “О бухгалтерском учете”  от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 30.06.03г.);

 

2.      Положение  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н);

 

3.      Положение  по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008) “Учетная политика предприятия” (приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н);

 

4.      Положение  по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации” (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н);

 

5.      Приказ  Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности  организаций».

 

Кроме того, организация должна руководствоваться:

 

1.      Нормативными  документами, определяющими порядок  учета себестоимости продукции (работ, услуг);

 

2.      Другими  нормативными документами по  бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации (инвестиционная деятель­ность, совместная деятельность и др.) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, немате­риальные активы и др.).

 

Основным же, нормативным документом при формировании организацией бухгалтерской отчетности, является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации”. В данном Положении устанавливается состав, содержание и мето­дические основы формирования бухгалтерской отчетности организа­ций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций [8, 256].

 

1.2 Состав бухгалтерской  отчётности

 

Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учёта бухгалтерскую отчётность.

 

     Бухгалтерская  отчётность организаций, за исключением  отчётности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных  подразделений, не осуществляющих  предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

 

- бухгалтерского баланса;

 

- отчёта о прибылях  и убытках;

 

- приложений к бухгалтерскому  балансу и отчёту о прибылях  и убытках;

 

- пояснительной записки;

 

- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность  отчётности, если она подлежит  в соответствии с законодательством  обязательному аудиту.

 

    Некоммерческим  организациям рекомендуется включать  в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств [10, 2].

 

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность состоит:

 

1.      Бухгалтерский  баланс – форма №1;

 

2.      Отчет  о прибылях и убытках – форма  №2;

 

3.      Пояснения  к отчетности:

 

-         отчет об изменениях капитала  – форма №3;

 

-         отчет о движении денежных  средств – форма №4;

 

-         приложение к бухгалтерскому  балансу - форма №5;

 

-         отчет о целевом использовании  полученных средств – форма  №6 (для некоммерческих организаций);

 

4.      Пояснительная  записка;

 

5.      Итоговая  часть аудиторского заключения [1].

 

   Состав бухгалтерской  отчётности бюджетных организаций  определяется Министерством финансов  Российской Федерации.

 

    Общественным  организациям (объединениям), не осуществляющим  предпринимательской деятельности  и не имеющим кроме выбывшего  имущества оборотов по продаже  товаров (работ, услуг), в составе  бухгалтерской отчетности не  представляется формы 3-5 и пояснительную  записку [2].

 

    Представляемая  организациями в течение отчетного  года квартальная отчетность в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона “О бухгалтерском учете” получила наименование “промежуточной”.

 

    Состав промежуточной  отчетности (месячной, квартальной) определен  в настоящий момент только  в разделе XI. «Промежуточная бухгалтерская отчетность» ПБУ 4/99. В нее входят Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Если иное если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации. Это означает, что состав промежуточной отчетности, представляемой по требованиям учредителей организаций, может включать и иные формы, например, формы 3-5 и пояснительную записку [1].

 

    При представлении  отчетности к ней необходимо  прилагать сопроводительное письмо с перечислением состава представляемой бухгалтерской отчетности.

 

    Организации обязаны  представлять бухгалтерскую отчетность  в указанные адреса бесплатно по одному экземпляру. Все они, за исключением бюджетных, представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30-ти дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90-ти дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60-ти дней после окончания отчетного года. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность до представления в вышеуказанные адреса рассматривается и утверждается в порядке, установленном учредительными документами.

   Формы бухгалтерской  отчётности организаций, а также  инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

 

    Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учёта, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчётности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации [8, 25].

 

      Отчётность  составляется, хранится и представляется  пользователям бухгалтерской отчётности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей отчётности, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, организация может представлять отчётность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

  Организации публикуют  бухгалтерскую отчетность и итоговую  часть аудиторского заключения, если это предусмотрено законодательством  Российской Федерации. Публикация производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в газетах, журналах либо путем распространения среди пользователей брошюр, буклетов и других изданий [14, 13].

 

1.3 Принципы составления  бухгалтерской отчётности

 

      В законе «О бухгалтерском учете», Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», а также в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации сформулированы основные требования к бухгалтерской отчетности, которая должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из требований, установленных нормативными актами системы правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. К числу таких требований, установленных Законом «О бухгалтерском учете», относятся:

Информация о работе Порядок составления бухгалтерской отчетности и ее состав