Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:21, курсовая работа
Цель данной работы - подробно раскрыть содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассмотреть порядок ее составления.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
· определение понятия бухгалтерской отчетности;
· изучение основных нормативных документов;
· выяснение требований к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности;
· раскрытие содержания бухгалтерской отчетности;
· рассмотрение порядка составления бухгалтерской отчетности.
Введение
Глава 1. Сущность и значение бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.1 Понятие и нормативные документы отчетности
1.2 Классификация отчетности
1.3 Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности
Глава 2. Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности
2.1 Состав бухгалтерской отчетности
2.1.1 Содержание бухгалтерского баланса (форма № 1).
2.1.2 Содержание отчета о прибылях и убытках (форма № 2)
2.1.3 Содержание отчета об изменениях капитала (форма № 3)
2.1.4 Содержание отчета о движении денежных средств (форма № 4).
2.1.5 Содержание приложения к бухгалтерскому балансу (форма№5).
2.1.6 Содержание аудиторского заключения
2.1.7 Содержание пояснительной записки к бухгалтерскому отчету
Глава 3. Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Заключение
Список использованной литературы
Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Если при составлении
бухгалтерской отчетности выявляется
недостаточность данных для формирования
полного представления о
Для достижения достоверного
и полного отражения финансовых
результатов и финансового
Требование нейтральности
означает, что при формировании бухгалтерской
отчетности должна быть обеспечена нейтральность
информации, т.е. исключено одностороннее
удовлетворение интересов одних
групп пользователей
Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.
Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.
Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например для отчетности за январь - февраль в високосные годы - 29 февраля).
Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте РФ (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).
В ПБУ 4/99 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.
Показатели об их активах,
обязательствах, доходах, расходах и
хозяйственных операциях в
1. должны приводиться
обоснованно в случае их
2. могут приводиться общей
суммой с раскрытием в
Глава 2. Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности
2.1 Состав бухгалтерской отчетности
Составление бухгалтерской отчетности возможно только на основе данных синтетического и аналитического учета, обобщенных и сгруппированных в соответствии с действующими нормативными документами. Таким образом, бухгалтерская отчетность является завершающим этапом всего учетного процесса в целом.
В настоящее время организация должна составить бухгалтерскую отчетность за квартал, полугодие, 9 месяцев и год нарастающим итого с начала отчетного года. Представление бухгалтерской отчетности контрольным органам осуществляется в той же периодичности. В соответствии с этим отчетность может быть промежуточной (квартальной) и годовой. Нечитайло А.И. Теория бухгалтерского учета. - СПб., 2005. - С 154.
Образцы типовых форм годовой
и промежуточной бухгалтерской
отчетности утверждаются Минфином РФ
в соответствии с требованиями Положения
о бухгалтерском учете и
Бухгалтерская отчетность организаций
(за исключением кредитных, страховых
организаций и бюджетных
· бухгалтерского баланса (форма № 1);
· отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
· приложений к ним, предусмотренных нормативными актами (пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах);
· отчета об изменениях капитала (форма № 3);
· отчета о движении денежных средств (форма № 4);
· приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и др.;
· аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.
· пояснительной записки,
в которой предприятие
Следует отметить, что бухгалтерский баланс (ф. № 1) и отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) являются обязательными элементами бухгалтерской отчетности и составляются как при формировании промежуточной, так и годовой отчетности.
Начиная с отчетности за 2000 г. предприятиям дано право самостоятельно формировать показатели бухгалтерской отчетности. Это является необходимым условием для представления полной, достоверной и реальной информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия в отчетном периоде.
Рекомендации по объему форм
бухгалтерской отчетности и порядку
их составления и представления
утверждены приказом Минфина РФ от
22.07.2003 г. № 67н и служат прежде всего
для выработки общих подходов
к формированию бухгалтерской отчетности,
не ограничивая при этом самостоятельности
предприятия при решении
Например, крупные коммерческие
организации, имеющие несколько
видов деятельности, в состав бухгалтерской
отчетности (сверх рекомендуемых
образцов форм) могут включать дополнительные
формы отчетности. Субъекты же малого
предпринимательства, имеют право
не предоставлять в состав бухгалтерской
отчетности формы 3, 4, 5 и могут не
проводить аудиторскую проверку
достоверности бухгалтерской
2.1.1 Содержание бухгалтерского баланса (форма № 1)
Бухгалтерский баланс является
основой бухгалтерской
Бухгалтерский баланс имеет форму двусторонней таблицы: одна сторона - активы, то есть требования и вложения; вторая - пассивы, то есть обязательства и капитал (Приложение 1).
Основное свойство отчёта в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Это обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи.
Баланс составляется по данным остатка по дебету и кредиту синтетических счетов на начало и конец периода, взятым из книги учета хозяйственных операций или Главной книги.
Часть статей баланса полностью отражают данные синтетических счетов (уставный капитал, резервный капитал и др.).
Другие статьи баланса отражают сгруппированные данные ряда синтетических счетов. По балансовой статье «Денежные средства», например, пишется сумма остатков всех денежных счетов (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»).
В России форма бухгалтерского
баланса разрабатывается
В типовой форме бухгалтерского баланса активы баланса состоят из двух разделов:
I. Внеоборотные активы;
II. Оборотные активы.
В пассиве баланса источники формирования имущества сгруппированы в три раздела:
III. Капитал и резервы;
IV. Долгосрочные обязательства;
V. Краткосрочные обязательства.
Типовая форма баланса построена по возрастанию степени ликвидности активов и по сроку использования. При этом именно степень ликвидности служит основой для деления активов на оборотные и необоротные.
Под внеоборотными активами
понимаются активы организации, которые
в соответствии с правилами бухгалтерского
учета относятся к основным средствам,
нематериальным активам, доходным вложениям
в материальные ценности и другим
активам, включая расходы, связанные
с их строительством (незавершенное
строительство) и приобретенное. Отличительным
признаком и критерием
Оборотные активы - раздел бухгалтерского баланса, в котором отражаются запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства и другие активы, срок обращения (погашения) которых менее 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Таким образом, к внеоборотным
активам относятся
Баланс отражает экономическое
положение предприятия в
Средства предприятия отражаются в балансе в следующей оценке:
· основные средства - по остаточной стоимости, т.е. как разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации;
· нематериальные активы - по остаточной стоимости, т.е. как разница между стоимостью затрат на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию, и суммой начисленной амортизации;
· капитальные вложения - по фактическим затратам;
· финансовые вложения в ценные бумаги, в уставные капиталы других предприятий - по фактическим затратам для инвестора;
· материальные ценности - по фактической себестоимости;
· незавершенное производство - по фактической производственной себестоимости или прямым расходам;
· готовая продукция - по фактической или нормативной себестоимости;
· остатки средств на валютных счетах - в рублях путем пересчета валюты по курсу Центрального банка РФ.
Источники формирования средств предприятия отражаются в балансе:
· уставный капитал - в размере, определенном учредительными документами;
· резервный капитал - в сумме неиспользованных средств этого капитала;
· резервы - в сумме неиспользованных резервов;
· прибыль - в сумме фактически полученной в отчетном периоде прибыли.
В годовой отчетности в валюту баланса включается лишь непокрытый убыток или нераспределенная прибыль отчетного года. Кириллова Н.А., Богаченко В.М. Бухгалтерский учет для ссузов: учебник. - М., 2008. - С. 382.
2.1.2 Содержание отчета о прибылях и убытках (форма № 2)
Основное назначение отчета о прибылях и убытках заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчетный период.
Отчет о прибылях и убытках состоит из двух разделов:
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности.
II. Прочие доходы и расходы.
В каждом разделе приводится информация по показателям за отчетный и за аналогичный период предыдущего года (Приложение 2).
В отчете формы № 2 дается информация по следующим показателям по разделам.
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности.
1. Выручка (нетто) от
продажи товаров, продукции,
2. Себестоимость проданных
товаров, продукции, работ,
3. Валовая прибыль (1 - 2).
4. Коммерческие расходы.
5. Управленческие расходы.
6. Прибыль (убыток) от продаж (3 - 4 - 5).
II. Прочие доходы и расходы
7. Проценты к получению.
8. Проценты к уплате.
9. Доходы от участия в других организациях.
10. Прочие операционные доходы.
11. Прочие операционные расходы.
12. Внереализационные доходы.
13. Внереализационные расходы.
14. Прибыль (убыток) до налогообложения (6 + 7 - 8 + 9 + 10 - 11 + 12 - 13).
15. Отложенные налоговые активы.
16. Отложенные налоговые обязательства.
17. Текущий налог на прибыль (14 + 19 + 15 - 16) * 20%.
18. Чистая прибыль (убыток)
отчетного периода (14 + 15 - 16 -17). Бабаев
Ю.А. Теория бухгалтерского
Информация о работе Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности