Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - подробно раскрыть содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассмотреть порядок ее составления.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
· определение понятия бухгалтерской отчетности;
· изучение основных нормативных документов;
· выяснение требований к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности;
· раскрытие содержания бухгалтерской отчетности;
· рассмотрение порядка составления бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и значение бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.1 Понятие и нормативные документы отчетности
1.2 Классификация отчетности
1.3 Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности
Глава 2. Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности
2.1 Состав бухгалтерской отчетности
2.1.1 Содержание бухгалтерского баланса (форма № 1).
2.1.2 Содержание отчета о прибылях и убытках (форма № 2)
2.1.3 Содержание отчета об изменениях капитала (форма № 3)
2.1.4 Содержание отчета о движении денежных средств (форма № 4).
2.1.5 Содержание приложения к бухгалтерскому балансу (форма№5).
2.1.6 Содержание аудиторского заключения
2.1.7 Содержание пояснительной записки к бухгалтерскому отчету
Глава 3. Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

бугалтерский учет.docx

— 55.81 Кб (Скачать файл)

Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную  акцию, и о предполагаемых в следующем  году доходах на одну привилегированную  и обычную акцию.

В расшифровке отдельных  прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды  об отдельных видах прибылей и  убытков (штрафах, пени, неустойках; прибыли (убытках прошлых лет; курсовых разницах по операциям в иностранной валюте и др.). Кондраков Н. П. Бухгалтерский  учет: учебное пособие. - С. 604.

Исходя из вышесказанного, в отчете представлен состав таких  показателей, как:

· валовая прибыль;

· прибыль (убыток) от продаж;

· прибыль (убыток) до налогообложения;

· чистая прибыль (убыток) отчетного  периода.

Показатель «Валовая прибыль» отражает разницу между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ  и услуг.

Показатель «Прибыль (убыток) от продаж» отражает разницу между  выручкой от продажи товаров, продукции, работ и услуг и суммой себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.

Показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения» характеризует  прибыль (убыток) от продаж плюс проценты к получению, минус проценты к  уплате, плюс доходы от участия в  других организациях, плюс и минус  прочие операционные доходы и расходы, плюс и минус внереализационные  доходы и расходы.

В соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» этот показатель определен по правилам бухгалтерского учета и является условным расходом по налогу на прибыль (Д-т сч. 99 К-т сч. 68).

Показатель «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» определяют так: к прибыли (убытку) до налогообложения  прибавляют отложенные налоговые обязательства  и текущий налог на прибыль.

Размер текущего налога на прибыль определяется путем умножения  скорректированной прибыли для  целей налогообложения на ставку налога на прибыль (20%).

Списание с бухгалтерского баланса убытка отчетного года отражается за счет средств резервного капитала (Д-т сч. 82 К-т сч. 84), доведение величины уставного капитала до величины чистых активов (Д-т сч. 80 К-т сч84), погашение  убытка простого товарищества за счет целевых взносов его участников (Д-т сч. 75 К-т сч. 84).

Рассматриваемая отчетная форма  является связующим звеном между  прошлым и нынешним отчетными  периодами и показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском  балансе отчетного периода по сравнению с прошлым. Иначе говоря, между бухгалтерским балансом и  отчетом о прибылях и убытках  существует тесная взаимосвязь, которая  выражается через важнейший показатель бухгалтерской отчетности - финансовый результат хозяйственной деятельности организации. Прирост активов бухгалтерского баланса образуется за счет превышения доходов над расходами, разница  между которыми квалифицируется  как прибыль. Полученная прибыль  отражается в пассиве баланса  как увеличение собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках - как сальдо превышения расходов над  доходами. Таким образом, отчет о  прибылях и убытках показывает, как  изменяется собственный капитал  организации под воздействием доходом  и расходов, осуществленных в текущем  периоде. Нечитайло А.И. Теория бухгалтерского учета. - С 155.

 

2.1.3 Содержание  отчета об изменениях капитала (форма № 3)

Отчет об изменениях капитала представляет собой расшифровку  изменений сумм показателей раздела III «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса.

Этот отчет состоит  из двух разделов: изменения капитала и резервы.

Первый раздел показателей  характеризует причины, обусловившие увеличение уставного, добавочного  и резервного капиталов и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а так  же его уменьшение.

Первый раздел (об изменения  капитала) содержит следующие показатели за отчетный и предшествующий год:

1. Величина капитала на  начало периода.

2. Увеличение капитала - всего,  в том числе за счет:

· дополнительного выпуска  акций;

· увеличения номинальной  стоимости акций:

· реорганизации юридического лица(слияния, присоединения);

· переоценки имущества;

· перерасчета иностранных  валют;

· доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского и  налогового учета и отчетности относятся  непосредственно на увеличение капитала.

3. Уменьшение капитала - всего,  в том числе за счет:

· уменьшения наминала акций;

· уменьшения количества акций;

· реорганизации юридического лица (разделения, выделения);

· переоценки имущества;

· перерасчета иностранных  валют;

· расходов, которые в  соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета и отчетности относятся непосредственно к  уменьшению капитала.

4. Величина капитала на  конец отчетного периода.

Особо надо обратить внимание на отражение в форме № 3 информации о реорганизации.

В соответствии со ст. 15 Закона № 208-ФЗ реорганизация акционерного общества может быть осуществлена в  форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

При реорганизации в виде слияния, присоединения происходит увеличение уставного капитала и  увеличение или уменьшение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

При реорганизации в виде разделения, выделения происходит уменьшение уставного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Порядок формирования бухгалтерской  отчетности при осуществлении реорганизации  организацией отражен в Методических указаниях по формированию бухгалтерской  отчетности при осуществлении реорганизации  организацией, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20.05.2000 № 44н.

При правильном заполнении формы № 3 итоговые строки предыдущего  и отчетного года должны совпадать  с показателями раздела III «Капитал и резервы» в балансе за предыдущий и отчетный год. Рассказова-Николаева  С.А., Калинина Е.М. Годовая отчетность организации. - М., 2009. - С. 216.

Второй раздел (резервы) содержат следующие показатели за отчетный и  предыдущий год (остаток на начало периода, поступления, использование и остаток  на конец периода):

1. Резервы, образованные  в соответствии с законодательством.

2. Резервы, образованные  в соответствии с учредительными  документами.

3. Оценочные резервы.

4. Резервы предстоящих  расходов.

Справочно в форме № 3 отражается информация о стоимости  чистых активов и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах на расходы по обычным  видам деятельности и на расходы  по капитальным вложениям во внеоборотные активы.

Основной целью представления  в бухгалтерской отчетности показателей  капитала организации является обеспечение  всех пользователей информацией  о его составе и динамике, которая  выражает эффективность управления организацией, а также об экономических  правах пользователей отчетности, связанных  с деятельностью этой организации. При этом информация о капитале организации  активно используется при проведении экономического анализа с целью  определения ее финансовой независимости  и других аналитических показателей.

 

2.1.4 Содержание  отчета о движении денежных  средств (форма № 4)

Отчет о движении денежных средств составляется в рублях. Если у организации есть средства в  иностранной валюте, то сначала составляют расчет в иностранной валюте по каждому  ее виду. После этого данные каждого  расчета, составленного в иностранной  валюте, пересчитывают в рубли  по курсу Банка России на дату составления  бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются  при заполнении соответствующих  строк формы.

При составлении отчета о  движении денежных средств используется информация о денежных средствах  со счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках».

Отчет о движении денежных средств содержит следующие показатели за отчетный и предшествующий годы:

1. Остаток денежных средств  начало отчетного года.

2. Движение денежных средств  по текущей деятельности.

Поступило денежных средств - всего, в том числе:

· от покупателей;

· прочих доходов.

Направлено денежных средств - всего в том числе:

· на оплату приобретенных  товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов;

· оплату труда;

· выплату дивидендов, процентов;

· расчеты по налогам и  сборам;

· прочие расходы.

Чистые денежные средства от текущей деятельности.

3. Движение денежных средств  по инвестиционной деятельности.

Поступило денежных средств - всего, в том числе:

· от выручки от продажи  объектов основных средств и иных внеоборотных активов;

· выручки от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений;

· полученных дивидендов;

· полученных процентов;

· поступлений от погашения  займов, предоставленных другими  организациями;

· прочих поступлений.

Направлено денежных средств - всего, в том числе:

· на приобретение дочерних организаций;

· приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов;

· приобретение ценных бумаг  и иных финансовых вложений;

· займы, предоставленные  другим организациям;

· прочие расходы.

Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности.

4. Движение денежных средств  по финансовой деятельности.

Поступления денежных средств - всего, в том числе:

· от эмиссии акций или  иных долевых бумаг;

· займов и кредитов, предоставленных  другими организациями;

· прочих поступлений.

Использованные денежные средства:

· на погашение займов и  кредитов (без процентов);

· погашение обязательств по финансовой аренде;

· другие цели

Чистые денежные средства от финансовой деятельности.

Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов.

5. Остаток денежных средств  на конец отчетного периода.

Величина влияния изменений  курса иностранной валюты по отношению  к рублю.

В отчете отражается движение денежных средств в целом по организации, а также, по видам ее деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.

Под текущей деятельностью  понимается деятельность организации, направленная на получение прибыли  в качестве основной цели либо не имеющая  получение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом  и целями деятельности, т.е. производством  промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.

Инвестиционная деятельность организации связана с приобретением  земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструктивные и технологические разработки; с  осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в  том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.).

Финансовая деятельность организации направлена на изменения  величины и состава собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другим организациям займов, погашение заемных средств и  т.п.). Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: учебник для вузов. - С. 198.

Сальдо по всем сферам деятельности должно быть положительным.

Назначение отчета о движении денежных средств - обеспечение пользователей  финансовой отчетности информацией  о поступлении и выплате денежных средств организации за определенный период. Он позволит оценить платежеспособность организации, его возможность выплачивать  кредиты, займы, дивиденды, заработную плату и другие платежи, его потребность  в дополнительном финансировании, связывать  показатель чистой прибыли с поступлениями  и выплатами денежных средств  и, наконец, выяснить, откуда деньги поступают  и куда они направлены.

 

2.1.5 Содержание  приложения к бухгалтерскому  балансу (форма№5)

Приложение к балансу  расшифровывает наиболее важные показатели Бухгалтерского баланса. Форму № 5 можно  разбить на десять разделов.

В разделе «Нематериальные  активы» приводятся сведения о первоначальной стоимости по основным видам нематериальных активов на начало и конец года с учетом их поступления и выбытия. Отдельно приводится сумма начисленной  амортизации на начало и конец  периода в целом и по основным видам.

В разделе «Основные средства»  сначала показываются данные на начало и конец периода о первоначальной стоимости всех основных средств  по бухгалтерскому балансу с разбивкой  по основным группам. Отражается движение основных средств. В отдельной таблице  приводится сумма начисленной амортизации  по всем основным средствам и по основным видам. Если предприятия переоценивают  свои основные средства, то результаты переоценки отражают справочно. При  этом основным средствам отдельно выделяют первоначальную (восстановительную) стоимость  и сумму начисленной амортизации.

В разделе «Доходные вложения в материальные ценности» рассматривается  имущество, сданное во временное  пользование другим фирмам или гражданам  для получения дохода. Могут быть приведены сведения об основных средствах, переданных в лизинг, и ценностях, предоставляемых по договору проката. Сумма амортизации, начисленная  по этим материальным ценностям, отражается в последней строке раздела. Сведения приводятся на начало и конец периода.

Для заполнения раздела «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструктивные и технологические работы» применяют  ПБУ 17/02. Для учета таких расходов используется счет 08 вложения во внеоборотные активы», к которому открывают специальный  субсчет «Выполнение НИОКР и  о суммах, не давших положительных  результатов по НИОКР, отнесенных на внереализационные расходы. Дмитриева Л.Н., Шалопанова О.И. Бухгалтерская финансовая отчетность. - Петрозаводск. 2007. - С. 58.

Информация о работе Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности