Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 11:42, курсовая работа
Краткое описание
Жизнь человечества очень разнообразна и сложна, так как она охватывает абсолютно разные стороны общественной деятельности. И ведь не зря ещё в прошлом люди хотели выяснить, от чего же всё таки зависит социально-экономическое развитие в этом мире, по каким законам развивается экономика. Поэтому я считаю, что, не изучив законы общественного развития и не овладев знаниями экономической теории, человек не может считать себя приобщенным к культуре и образованию.
Содержание
Введение....................................................................................................................................................3 Глава I.Предмет экономической теории. ...........................................................................................5 1.1.Зарождение и развитие экономической теории. ...................................................................5 1.2.Предмет исследования экономической теории.....................................................................6 1.3.Экономичекие законы и категории. ........................................................................................8 Глава II.Особенности предмета экономических воззрений в разных типах экономических систем. ...........................................................................................................................................10 2.1.Доиндустриальное общество и особенности экономических учений................................10 2.2.Специфика предмета экономических воззрений в индустриальном обществе. ...............12 2.3.Эволюция предмета экономической теории и постиндустриальное общество. ..............17 Глава III.Ключевые этапы в развитии экономической теории в России.........................................20 3.1.Этап становления экономической теории в России. ............................................................20 3.2.Развитие экономической теории в советский период. ........................................................22 3.3.Особенности современного развития экономической теории в России............................24 Заключение..............................................................................................................................................25 Список литературы..................................................................................................................................27 Приложения..........................................
Великие попытки в осмыслении
экономического устройства общества были
предприняты греками и римлянами.
Древняя Греция и Рим сформировались как
государства в конце II тысячелетия до
н.э., хотя заселены были уже в XII тысячелетии
до н.э. В странах активно развивалась
экономика, так как в VII тысячелетии до
н.э. на этих территориях существовало
земледелие и скотоводство. Считается,
что термин «экономия» первым ввёл
в употребление греческий мыслитель Ксенофорт.
Руководство, которое он составил по управлению
хозяйством рабовладельца, назвал «Экономикос»(от
греч. Ойкос-дом, номос-закон), в котором
писалось, что источником богатства является
домоводство и сельское хозяйство, а торговля,
ремесло ,по его мнению, были недостойными
видами деятельности. Гениальные учёные
как Платон(427-347 гг. до н.э.) и Аристотель(384-322
гг. до н.э.) считали, что оценивать продукт
нужно через полезность, а не через труд,
также обосновывали рабство и сформулировали
положения экономической теории о равновеликом
обмене эквивалентов.
Римские мыслители – Катон
Старший, Варрон, Лукреций Кар, Калумелла,
Сенека и др. объясняли существование
рабства, но отражали упадок и разложение
рабовладельчества. Причиной этого они
видели в отсутствие материального интереса.
В средние века идеологическое господство
имело христианство. Огромное влияние
на развитие экономических учений христианства
оказали взгляды Сенеки: в произведениях
средневековых учёных-схоластов (Святой
Августин, Фома Аквинский) простой труд
был необходимым и святым делом8.
Оценивая вклад античных мыслителей
в экономику, можно сделать определённые выводы:
Полунатуральное рабовладельческое
хозяйство являлось объектом их интереса;
Образование нового типа экономики, который вызывал интерес к исследованию товарно-денежных
отношений в обществе;
Возникновение исходных пунктов
экономической науки, в которых основными являются 2 положения:
необходимость подробного изучения ведения
хозяйства и способы приращения богатства.
2.2.Специфика
предмета экономических воззрений
в индустриальном обществе.
С XV века в социально-экономической
и духовной жизни Западной Европы случился
ряд общественных изменений, которые были
ознаменованы рассветом новой эпохи, вошедшей
в историю как Возрождение (Ренессанс).
Этот период представляет собой синтез
античности и средневековой культуры.
Исторические и экономические региональные
особенности оказывали на него непосредственное
влияние.
Особенности:
Развитие товарно-денежных
отношений и появление первых составляющих капиталистической системы;
Проявление самoстoятельности по oтнoшению к церкви в политической, экономической, научной
сферах;
Начало процесса урбанизации
и ориентирование производства нетолько на внутренний, но и на
внешний рынок.
Страны начали развивать собственную
экономику и пытались установить стабильные
экономические связи. В связи с этим интерес
к изучению науки о ведении хозяйства
возрастал. В период рабовладельческого
строя она существовала ещё как прикладная
наука, а в начале XVII века превращается
в самостоятельную науку – политическая
экономия (от греческих слов: «политейя»-общество,
«ойкос»-хозяйство, «номос»-закон). Этот
термин впервые встречается в работе французского
экономиста Антуанна Монкретьена, которая
называется «Законы общественного хозяйства».
Сам предмет политической экономии определялся
по мере зарождения капитализма (конец
XVI-начало XVII века). Буржуазия действовала
в торговле и осуществляла операции с
деньгами. А это является выражением богатства.
Поэтому первым направлением
в развитии экономической теории стал меркантилизм
( период развития XVI-XVIIIвв.), от итальянского
ознает «merkante»-торговец, купец. Ярким представителем
этой школы является Томас Ман (1571-1641гг.).
Сущность меркантилизма состояла в том
что, богатство людей образуется только
в торговле, то есть главная форма
обогащения – это деньги, золото и
серебро, а его источник
- процессы товарного и денежного обращения.
Меркантилисты настойчиво рекомендовали
государству активно вмешиваться в экономику,
развивать торговлю, а также делать накопления
золота в стране9. Все эти идеи совпадали с начальным
видом капиталистической деятельности
и в настоящее время используются в экономике.
Но критики меркантилизма в то же время
верно заметили, что во время торговли
осуществляется обмен денег на товар и
наоборот, но никак не возникает богатство.
Позже возникает теоретическая
школа физиократов ( период развития
XVIII век, Франция), от греческого означает
«physis»-природа, «kratos»-власть. Основоположник
этого учения Франсуа Кенэ (1694-1774гг.). Физиократы
считали, что источником
богатства общества является сфера
производства, которая ограничена сельским
хозяйством (представляется даром природы),
так как общество должно быть в равновесии,
а чтобы его достичь, необходимо развивать
аграрный сектор. Промышленность физиократы
не считали отраслью, потому что она подвергает
переработке продукты природы. Однако
они не учли то, что природа не сможет увеличивать
богатства общества без помощи капитала
и труда. Но в то же время их заслуга в том,
что стали изучать уже сферу производства,
где форма богатства - товар.
Широкое распространение в
середине XVII-XIX век в Англии получила классическая
политическая экономия классической школы.
Её известными представителями были: Давид
Рикардо(1772-1823 гг.), Адам Смит(1723-1790 гг.),
Томас Мальтус(1766-1834 гг.). Они выяснили,
что источником
богатства общества является промышленное
производство вообще(причем во всех его
отраслях), его форма - это стоимость товаров.
И для того, чтобы производство было эффективным,
должна существовать свободная конкурентная
рыночная экономика без вмешательства
государства. Учёный-экономист А.Смит
является основателем трудовой теории
стоимости и учения о доходах. Благодаря
всему этому экономическая теория наконец
стала подлинной наукой. Но на этом её
развитие не заканчивается.
Марксистское
направление образуется на основе классической
политической экономии и утопического
социализма10.(период развития с середины
XIX века). Основателем этого учения является
немецкий философ, социолог, экономист,
писатель, политический журналист, общественный
деятель Карл Маркс(1818-1883гг.). Основным
его трудом считается «Капитал», который
сделал его великим учёным-экономистом
мира.
Марксизм - это:
Учение об общественно
экономических формациях;
Выявление исторически
переходящего характера капитализма как
социально экономической системы;
Теория воспроизводства
и экономических кризисов;
Учение о двойственном
характере труда, который воплощён в товаре;
Учение о прибавочной
стоимости, выявление сущности наёмного
труда и капиталистической эксплуатации;
Оригинальный анализ
эволюции форм стоимости и истории возникновения денег;
Учение о сущности
абсолютной ренты.
Источником
богатства общества Маркс считал труд,
а капиталом была стоимость, которая приносит
прибавочную стоимость за счёт эксплуатации
труда наёмных рабочих, а присвоение капиталистами
неоплаченного труда рабочего, по мнению
учёного, является источником увеличения
их богатства11. Предмет его
исследования - капиталистический
способ производства и отношения производства
и обмена. Но необходимо централизованное
регулирование производства, которое
основано на общественной собственности
на средства производства. Особое место
занимает это экономическое учение в истории
СССР, и в течение 70 лет оно было единственным,
а поэтому и господствующим. Экономическая
мысль Маркса это пик классической политэкономии,
которая в последствии продолжила развиваться
в рамках трёх направлений: неоклассического,
кейнсианского и институционального.
С середины XIX века возникает
теоретическая школа, которая получила
название маржинализм. В это время
произошёл значимый скачок в развитии
экономической теории, который связывают
с именем У.С.Джевонса и такими классиками
как Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений
фон Бем – Баверк. Задачей маржиналистов
является поиск результативного способа
распределения ограниченных ресурсов
и их рационального использования. Они
считали, что издержки производства, спрос,
предложение и цена объясняются на базе
оценок предельных выгод и потерь от участия
или неучастия в хозяйственном процессе.
Цена это механизм рынка, который отражает
образование ценностей товара в сфере
обращения под воздействием субъективного
фактора. А потребительские предпочтения
обусловлены ценностями благ, которые
определяются их полезностью и количеством
потреблённых благ. Именно с маржиналистской
революции начался пересмотр предмета
экономической теории.
С конца XIX века на смену классическому
направлению приходит неоклассическое,
которое включает в себя ряд школ: математическая,
кембриджская, чикагская и др.
Яркими представителями являются А.Маршлалл,
Л.Вальрас, В.Парето, И.Фишер. Центром изучения
этой теории являлось изучение поведения
отдельной фирмы, которая стремится максимизировать
свою прибыль, и «экономического человека»
- это потребитель, который максимизирует
доход и минимизирует затраты. Мыслители
этого учения занимались исследованием
«чистой экономики», которая получила
название «economics» на основании принципа
функциональных взаимозависимостей. Они считали что:
Рыночная экономика- это система потенциально способная достигать равновесия
на основе спроса и предложения, которые
в свою очередь являются равнозначными
элементами механизма рыночного ценообразования;
Составляющими рыночной
системы являются рациональные субъекты, которые непрерывно
стремятся к экономическому успеху;
Выступали за то,
что абсолютным механизмом достижения
оптимума является только рыночный механизм, а не государственный, и также за свободу частного предпринимательства.
Уместным было бы сказать,
что неоклассики предоставили основу
для развития теорий, которые возникли
позднее и стали базой курса под названием
«mainstream»- основное течение. Но уже в период
мирового экономического кризиса неоклассические
идеи начали терять популярность в обществе,
так как не могли дать ответа на вопросы
о причинах кризиса и путях выхода из него.
2.3.Эволюция
предмета экономической теории
и постиндустриальное общество.
В конце первого десятилетия
прошлого века вспыхнул глобальный финансово-экономический
кризис, который потряс основы мирохозяйственного
устройства, нанеся материальный вред
большинству стран мира, а также повлиял
на состояние современной экономической
науки. Результаты кризиса были такими
губительными, что многие учёные начали
говорить о слабости капиталистической
системы, и о том, что произойдёт крах всемирного
торгового, биржевого и кредитного порядка.
Новая обстановка являлась основанием
для уточнения ряда положений современной
экономической теории и потребовала сделать
изменения в практику хозяйствования,
которая сложилась в последние годы.
Классики и неоклассики экономической
науки, которые изучали и объясняли тогдашнюю
действительность, создали теорию свободного
рынка как объективной реальности. Они
считали, что рынок обладает абсолютной
свободой, и отвергали тот факт, что государство
оказывает на него какое-либо влияние.
Но история капитализма свидетельствует
нам о том, что свободный рынок является
далеко не совершенным механизмом, и поэтому
на практике он не может самостоятельно
обеспечить оптимальное развитие экономики.
На основе этого в экономической
науке сформировались новые направления: кейнсианство, институционализм,
монетаризм.
С 30-х гг. XX века после Великой
депрессии возникла теоретическая школа
– Кейнсианство. Это направление
было названо в честь английского учёного
Джона Мейнарда Кейнса(1883–1946). Основой данного
учения является теоретическое обоснование
государственного урегулирования развитой
рыночной экономики путём увеличения
или сокращения спроса через изменения
наличной или безналичной массы (то есть
государство должно активно регулировать
экономику и социальную сферу). С помощью
такого регулирования можно влиять на
инфляцию, занятость, уровнять неравномерность
спроса и предложения товаров, подавлять
экономические кризисы. Кейнсианство
заложило фундамент макроэкономической
теории.
На каждом
кризисном этапе экономики в
этом учении появлялись новые
идеи, а так же оно модифицировало и конкретизировало
своё название. Но уже в 50-е годы XX века
в Европе научно-техническая революция
искала новые государственные рычаги,
которые обеспечат экономике долгосрочный
рост. К сожалению, в теории Кейнса были
советы только на кратковременный период
вывода экономики из кризиса. В связи с
этим появилось новое направление, которое
получило название неокейнсианство, так как оно содержало
в себе новые идеи.
Борьба между неоклассической
и неокейнсианской школ за воплощение
в жизнь своих идей идет постоянно. А так
же совершаются попытки соединения некоторых
положений классической теории, неоклассицизма
и неокейнсианства. Это направление называется
«неоклассический синтез», который в Западной
Европе представляется основным.
В начале XX века в экономической
теории складывается направление под
названием институционализм.
Его основоположник- американский экономист
Т.Веблен, а его последователями являются
Дж.Комонс, У.Митчел, Дж.Гелбрейт. Впервые
термин «институционализм» был использован
в 1916 г. У.Гамильтоном для обозначения
системы взглядом на общество и экономику,
где категория института лежит в основе.
Это учение призвано дать системный анализ
процессам и явлениям, называемым институтами.
При этом содержание понятие институт
в трактовке авторов концепции является
очень широким и может включать государство,
монополии, конкуренцию, налоги, устойчивый
образ мышления, юридические нормы. Институционализм
является магистральным течением в современной
науке.
С 70-х годов XX века появляется
новая теоретическая школа, которая называется современный
монетаризм. Основоположником является
американский учёный Милтон Фридмен. Монетаристы
считают, что рынок обладает саморегуляцией,
а управление экономикой сводят прежде
всего к контролю над денежной массой,
эмиссией и количеством денег, находящемся
в обращении и в запасах, достижению сбалансированности
государственного бюджета и установлении
высокого банковского процента. По их
мнению, государство должно воздействовать
на экономику только в случае кризиса
и только через монетарные инструменты.