Предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Российской Федерации и Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 18:52, реферат

Краткое описание

В современных условиях множество российских аудиторских компаний оказывает практически полный комплекс аудиторских и консалтинговых услуг. Ведущие из них работают с крупными международными клиентами, а некоторые западные корпорации — с российскими аудиторско-консультационными фирмами.
В Республике Беларусь, так же как в Российской Федерации, динамику аудиторской деятельности придало появление субъектов хозяйствования, не являющихся собственностью государства. Потенциальные иностранные инвесторы проявляли озабоченность вопросами сохранности и возвратности капиталов, вкладываемых в совместные предприятия. Им нужна была достоверная информация о реальном финансовом состоянии участников инвестиционных программ. Для того чтобы привлекать иностранные инвестиции, предстояло сформировать независимые организационные структуры, способные проводить финансовые проверки результатов деятельности организаций - предполагаемых получателей инвестиций.

Вложенные файлы: 1 файл

ксрс 2.docx

— 31.50 Кб (Скачать файл)

В этот период Правительство республики приняло документы, регламентирующие содержание аудиторской деятельности: Положение о лицензировании аудиторской деятельности и Инструкцию об аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. лицензирование аудиторской деятельности упразднено с 1 января 2011 г., и коммерческие организации (индивидуальные предприниматели) имеют право осуществлять этот вид деятельности только после внесения соответствующей записи в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Как видим, современный этап развития аудита в Республике Беларусь характеризуется усилением государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ее осуществлением; дальнейшим совершенствованием законодательной и нормативной базы, на которой основывается эта деятельность.

Документирование аудита

Документирование аудита регламентировано Национальными правилами аудиторской деятельности "Документирование аудита", утверждённые Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь. Настоящие Правила устанавливают единые требования к составлению аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - аудиторская организация) рабочей документации в связи с проведением аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (далее - аудит).

Под термином «рабочая документация» понимаются документы, полученные или подготовленные аудиторской организацией в ходе проведения аудита, содержащие сведения о выполненных аудиторских процедурах, полученных аудиторских доказательствах и выводах, сделанных аудиторской организацией на их основании. Рабочая документация должна содержать информацию по планированию и проведению аудита; достаточным и надлежащим образом отражать основания для формирования аудиторского мнения; служить доказательством того, что аудит проводился в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Рабочая документация подтверждает факт проведения аудита, позволяет оптимизировать затраты труда и времени при проведении последующих аудитов данного аудируемого лица, обеспечивает возможность осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторов, а также внешнего контроля качества работы аудиторской организации.

Рабочая документация должна составляться в объеме, необходимом для обеспечения общего понимания проведенного аудита. Рабочая документация должна отражать информацию о планировании аудита, характере, сроках проведения и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должны содержаться обоснования всех существенных вопросов, по которым аудиторская организация выразила свое профессиональное суждение, необходимая аргументация и доказательства, известные аудиторской организации на момент формирования выводов.

На форму и содержание рабочей документации оказывают влияние следующие факторы:

- характер аудиторского задания и требования, предъявляемые к итоговым документам аудита;

- характер и сложность деятельности аудируемого лица;

- характер выполняемых аудиторских процедур;

- достаточность и надлежащий характер полученных аудиторских доказательств;

- оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- характер и размер выявленных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- степень использования профессионального суждения в процессе проведения аудита и - оценки его результатов;

- методология аудита, применяемые приемы и средства проверки.

Рабочая документация ведется на бумажных и (или) электронных носителях. Она включает планы аудита, аналитические материалы, перечни отдельных рассматриваемых вопросов, описания существенных проблем, письма-подтверждения и письма-заявления, контрольные листы и переписку по существенным вопросам (включая электронные письма). В рабочую документацию при необходимости включаются выдержки или копии документов аудируемого лица.

Копии изначально подготовленных на бумажных носителях документов аудируемого лица и (или) аудиторской организации в составе рабочей документации также должны храниться на бумажных носителях. К таким документам относятся:

- аудиторское заключение;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица;

- отчет по результатам аудита;

- договор оказания аудиторских услуг;

- акты сдачи-приемки выполненных работ, в том числе по этапам аудита;

- официальная переписка;

- другие документы по усмотрению аудиторской организации.

В состав окончательно сформированной рабочей документации не включаются наброски рабочих документов, незаконченные или имеющие предварительный характер заметки, черновики.

Аудиторская организация должна документировать любую существенную информацию, имеющую отношение к аудиту.

В обязательном порядке документированию подлежат:

- обстоятельства, свидетельствующие о значимых рисках существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- результаты аудиторских процедур, указывающие на возможность существенного искажения финансовой информации или необходимость пересмотра предварительной оценки рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности и запланированных аудиторских процедур в ответ на эти риски;

- обстоятельства, которые препятствовали проведению необходимых аудиторских процедур;

- причины модификации аудиторского заключения.

Если аудиторская организация выявила информацию, которая противоречит или не соответствует ее профессиональному суждению по какому-либо существенному вопросу, то в рабочей документации необходимо отразить, чем вызвано данное противоречие, а также способы его разрешения.

Аудиторская организация должна своевременно, но не позднее 60 дней с даты подписания аудиторского заключения закончить составление рабочей документации.

На заключительном этапе подготовки рабочей документации осуществляются:

- документирование аудиторских доказательств, полученных в процессе аудита, но не нашедших отражения в рабочей документации;

- исключение ненужной документации (неактуальной или замененной другими документами);

- сортировка, упорядочение и внесение перекрестных ссылок в рабочие документы;

- подписание проверочных (контрольных) листов рабочей документации.

Аудиторская организация должна обеспечить сохранность рабочей документации в течение не менее 5 лет, если иное не установлено законодательством. Ответственность за оформление и сохранность рабочей документации несет руководитель аудиторской организации или лицо, им уполномоченное. Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными органами в случаях и порядке, установленных законодательством.

 

Список литературы:

1. Соболевская, А.Н. История развития бухгалтерского учета, анализа и аудита:  конспект лекций /  А.Н.Соболевская. -  Мн.:  Информпресс, 2006. - 102 с.

2. Полякова, С.И. История и перспективы развития учета и аудита // Вестник Московского университета. - Сер. 6, Экономика. - 2010. - № 5. - С. 93-99.

3. БарГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bargu.by/2683-ponyatie-klassifikaciya-suschnost-i-istoriya-audita.html - Дата доступа: 26.11.2014.

4. Згировская, М. Правила аудиторской деятельности: обратим внимание на изменения / М. Згировская // Главный бухгалтер. – 2008. - №18. – С.87-89.

5. Национальные правила аудиторской деятельности «Планирование аудита» и «Документирование аудита». Утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000г. № 81 (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2014.


Информация о работе Предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Российской Федерации и Республике Беларусь