Прибыль. Сущность, значение прибыли в условиях реформирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Машиностроение – базовая отрасль экономики, производящая основные средства производства. Машиностроительный комплекс является основным фактором развития материально-технической базы всего народного хозяйства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......…2
I Глава. Прибыль. Сущность, значение прибыли
в условиях реформирования экономики………………………….………........4
II Глава. Экономический анализ прибыли в машиностроении ……….....13
III Глава. Прогнозирование прибыли………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………….….…..26
Список литературы………………………………………………………….…......

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 490.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, прибыль  от продаж за 2006год получена в сумме 951,8 млн.руб. А по итогам работы за 2006год  предприятие получило чистой прибыли  в сумме 386,5 млн.руб.

Рост объемов производства и реализации продукции по сравнению с предыдущим годом позволили увеличить производительность труда на 53,4%, а фондоотдачу на 52,0%.

 Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия является принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли в условиях рыночных отношений, которая по сути дела является моделью формирования и распределения финансовых результатов.

Также, одной из важных задач анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам. Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.

В конечном итоге, в процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.

Распределение прибыли выступает одним из направлений внутрифирменного планирования имеющегося особенно важное значение в условиях рыночной экономики. Государство не устанавливает нормативов распределения прибыли, предприятие самостоятельно определяет направление и пропорции, формирует необходимые ему фонды и резервы.

Тема планирования и прогнозирования прибыли подробнее  будет описана в следующей  главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Глава.  Прогнозирование прибыли.

В эпоху, когда скорость принятия качественных решений является главным фактором успеха, необходимо быть максимально подготовленным к любому развитию ситуации. Так как импровизировано принимать решения имеющие долгоиграющие последствия вряд ли возможно, по крайней мере вряд ли нужно, - возрастает потребность в прогнозировании развития ситуации, а также в планировании необходимых шагов.

Представление о будущем  называется предвидением. Оно может  быть как научным, так и ненаучным. Ненаучное предвидение может  быть обыденным, интуитивным, религиозным. Однако предвидение в экономической жизни должно быть, как правило, научным.

Научное предвидение  – это опережающее отображение  действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Научное предвидение может иметь  форму: предсказания, которому присущ описательный характер, или форму предуказания, когда указываются необходимые действия для достижения цели.

Формой предсказания является прогноз, то есть научное  исследование, направленное на определение  перспектив развития явления.

Предуказание, в отличие  от предсказания, связано с решением проблемы. Здесь обязательно присутствует волевое решение человека (группы людей) по достижению намечаемой цели. Предуказание может быть в форме  плана или программы.

План- это решение о  мерах по достижению поставленной цели.

Программа –это система  целевых ориентиров развития явления  и планируемых путей их достижения.

Прогноз и план как  производные экономического предвидения  имеют в своей природе много  общего, хотя план рассматривается  как более сложная категория.

Прогнозирование прибыли  производится раздельно по всем видам  деятельности машиностроительного  предприятия. В процессе6 прогнозирования  и планирования прибыли учитываются  все факторы, которые могут оказывать  влияние на финансовые результаты.

В условиях стабильных цен  и возможности прогнозирования  условий хозяйствования планы на прибыли, как правило, разрабатываются  на год.

Объектом планирования и прогнозирования являются элементы балансовой прибыли.

Рис.6. Структура экономического предвидения


 

Отметим три особенности прогноза и плана:

  1. Прогноз связан с объективным течением жизни и исходит из её диалектического понимания, когда необходимость пробивает себе дорогу среди случайностей, план же включает  решение, волю и ответственность лиц, его принявших, с целью преобразования действительности.
  2. Для прогноза характерно вероятностное наступление события; план рассматривает это событие как цель деятельности.
  3. Для прогноза характерны альтернативные пути и сроки достижения события; для плана характерно решение о системе мер, предусматривающих последовательность, порядок, сроки и средства достижения нужного события.

Существует и иная взаимосвязь прогноза и плана. Дело в том, что для научного обоснования  плана используется, как правило, такие способы, как: анализ, то есть исследование и описание явления; объяснение или диагноз; предсказание, в том числе прогноз. Это значит, что прогноз часто используется в процессе планирования. Присутствие в плане прогноза, который включает в себя прошлые тенденции, обычно повышает точность принимаемого решения, то есть прогноз становится как бы частью плана, начальным этапом его обоснования. По удачному выражению одного автора, план без прогноза – это административная акция.

Таким образом, прогноз и план, имея много общего, имеют и различия. Последние заключаются, во-первых, в способе оперирования информацией о будущем: прогноз- это вероятность, план – это решение; во-вторых, в количественной оценке будущего: прогноз – это  диапазон (интервал) значения, план –конкретная величина; в третьих, в отношении к свободе: прогноз-это

Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных  состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления.

Экономический прогноз  – это научно обоснованное предвидение возможных направлений и результатов развития субъектов хозяйствования и их структурных подразделений. Основной задачей экономического прогнозирования является  предвидение наиболее вероятных проблем экономического развития в ближайшей и отдалённой перспективе, поиск возможных направлений экономического роста, обоснование наиболее предпочтительной стратегии развития в будущем. Результаты прогноза используются для выбора альтернатив развития, разработки рекомендаций для реализации оптимального варианта.

В нашем примере прогнозирование  производства автомобилей на конец 2007г. будет выглядеть так:

 

 

 

Экономический прогноз  позволяет:

  • Оценить состояние и осуществить поиск возможных вариантов управленческих решений;
  • Определить очертания области и возможности для изменения будущих событий;
  • Выявить проблемы, слабо выраженные в настоящем, но возможные в будущем;
  • Осуществить поиск вариантов активного воздействия на объективные факторы будущего;
  • Моделировать варианты событий при учёте ведущих факторов.

Что касается прогнозирования  реализации автомобилей на 2010г. по сравнению с 2005 и 2006годами, то графически это будет выглядеть так:

 

Из приведенных выше диаграмм видно, что увеличение объемов  продаж, в отличие от увеличения объемов реализации, изображено более пологой линией. Как видно из цифр, рост продаж автомобилей растет с большей интенсивностью, нежели их производство.

Что касается запасных частей, прочих продукций и услуг, то по прогнозам  на 2010 год их изготовление и продажа изменится в большую сторону, но не настолько существенно, как показатели автомобилей. Что получиться при таком раскладе вещей, окажется ли наш прогноз реальным покажет анализ, произведенный уже на 2010 год в сравнении с 2007г.

Назначение же экономического прогноза выражается в его функциях. К основным функциям экономического прогноза относят:

  • Анализ социально-экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей этих явлений в конкретных условиях
  • Оценку этих тенденций в будущем; предвидение новых экономических условий и проблем, требующих разрешения;
  • Выявление альтернативы развития в перспективе; накопление экономической информации и расчётов для обоснования выбора и принятия оптимального управленческого решения, в том числе в плане.

Прогноз прибыли на 2010г. и некоторых, связанных с ней факторов, органами управления предприятием выглядит так (см. табл.7).

 

                                                                                                                                             Таблица 79

Наименование  показателя

2005г.

2006г.

на 2010г.

       

Выручка всего, руб.

6 504 800

9 950 818

11 128 264

       
       

Валовая прибыль, руб.

891 549

1 629 091

1 925 125

       
       

Чистая прибыль

     

(нераспределенная  прибыль

2 901

386 487

598 526

(непокрытый  убыток), руб.

     
       
       

Производительность  труда,

503

772

856

руб./чел.

     
       
       

Фондоотдача, %

670

1 018

1 852

       

 

 

Планирование и прогнозирование ни в коем случае не является абсолютным инструментом предвидения будущего. Такого инструмента нет и быть не может, если только система не жестко детерминирована, что бывает, пожалуй, лишь в играх и моделях, не реализуемо на сколь ни будь масштабных, значимых жизненных проектах.

Вместе с тем, обладание  заранее обдуманной системой ходов, подобранных под разные варианты развития ситуации, всегда большой  плюс. Так как возможность действовать  обдуманно, строго и чётко  в ситуации, где большинство участников событий подвержено хаосу, -  большое преимущество.

По итогу следует  сделать вывод, что наработанная на современном этапе развития науки  методология планирования и прогнозирования позволяет значительно облегчить жизнь хозяйствующего субъекта, дав возможность подготовиться к грядущим событиям и рационально распорядиться имеющимися ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Главная цель производственного предприятия  в современных условиях – если не получение максимальной прибыли, то, по крайней мере, такого объема прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции, что невозможно без эффективного управления капиталом. Также для этого необходимо знание источников формирования прибыли и методов по лучшему их использованию. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Максимальная  же потребность в прибыли определяется на основе учета экономических интересов собственника и трудового коллектива предприятия. В первую очередь эта величина определяется на основе плана развития предприятия.

Очевидно, что  от эффективности управления финансовыми  ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

В период с 2005-2006г. на величину прибыли предприятия ОАО «АЗ  «УРАЛ» оказало влияние изменение  величины финансовых доходов, величина уплаченного налога на прибыль, увеличение объема выпуска продукции, изменение цен на продукцию. Причем, изменение цен повлияло на чистую прибыль в составе двух показателей: выручки и себестоимости. Это влияние изменения цен на размер чистой прибыли в составе выручки и себестоимости носит разнонаправленный характер: рост выручки от реализации способствует росту чистой прибыли, а рост себестоимости способствует уменьшению прибыли. Чистая прибыль также увеличилась за счет уменьшения понесенных финансовых расходов.

Схемой механизма формирования, использования и прогнозирования прибыли является классическое предприятие машиностроения.

Факторный метод  планирования прибыли данного предприятия  включает в себя пять последовательных этапов:

  1. Расчет базовых показателей за предшествующий год.

В данном случае приведена таблица с числовыми данными.

  1. Постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый период.

Таким образом, плановая прибыль, полученная факторным методом  по ОАО «АЗ «УРАЛ» составляет 9 950 818 ден.ед, что больше, чем в базовом году на     3 446 018 ден.ед., за счет следующих факторов: роста объема реализации сравнимой продукции, снижения себестоимости сравнимой продукции, выпуска новой продукции, прочей прибыли, инфляционных   факторов.   Все   расчеты   сделаны   в   предположении,   что   структура сравнимой    продукции    и    затрат    существенно    не    меняются    по    отношению    к предшествующему году. Если все же изменения есть, то в качестве самостоятельного фактора можно ввести структурные сдвиги в производстве и затратах.

Так, для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

Информация о работе Прибыль. Сущность, значение прибыли в условиях реформирования экономики