Процесс продажи продукции и влияние момента перехода права собственности на методологию бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение, углубление и обобщение знаний по ведению бухгалтерского учета продаж продукции.
Выделим следующие задачи, необходимые для достижения цели работы:
Выявить сущность процесса продажи продукции;
Определить момент перехода права собственности на продукцию;
Привести учет расходов на продажу;
Изучить основы процесса продажи продукции

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая БУ.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Отгрузка продукции производится в порядке продажи в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продаж через розничную торговлю.

Если сроки поставки не установлены договором или не вытекают из его существа и целей, покупатель вправе требовать поставки в любое время. Временем исполнения обязательств по одногородней поставке считается дата составления приемо-сдаточного акта или расписки в получении продукции, а при отгрузке продукции иногороднему покупателю – день сдачи этих документов транспортным организациям. В договоре обязательно должно быть отражено, за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя.

Франко-станция назначения означает, что расходы по доставке оплачивает поставщик и включает их в отпускную цену продукции.

Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только по отгрузке готовой продукции в вагоны. Остальные расходы по перевозке несет покупатель.

При отгрузке товаров обычно заполняется товарная накладная формы № ТОРГ-12 в двух экземплярах, один из которых остается у поставщика и является основанием для списания товаров, а второй – передается покупателю.

2.3. Учет  расходов на продажу продукции 

В процессе реализации продукции организация, осуществляющая промышленную и иную производственную деятельность, производит расходы по ее сбыту и доведению до потребителей, т.е. коммерческие расходы. Они включают расходы на тару и упаковку готовой продукции на складах организации; на доставку продукции на станцию (пристань) отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; на рекламу и др.

Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции.

Расходы по содержанию складских помещений готовой продукции, по начислению оплаты труда работникам складов и связанные с этим начисления по единому социальному налогу к расходам на продажу не относятся, а включаются в состав общехозяйственных расходов.

Расходы на продажу продукции группируются по следующим статьям аналитического учета:

  • расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции;
  • расходы на транспортировку продукции;
  • комиссионные сборы;
  • прочие расходы по сбыту.

Рассмотрим более подробно каждую статью расходов на продажу в отдельности.

а) Расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции.

По этой статье отражается стоимость услуг вспомогательных цехов по изготовлению тары и упаковке продукции, а также покупной тары, услуг сторонних организаций по затариванию и упаковке изделий на складе. При затаривании изделий в производственных цехах стоимость тары не включается в расходы на продажу, а отражается в производственной себестоимости продукции по соответствующим калькуляционным статьям (сырье и материалы, основная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальное страхование и др.).

б) Расходы на погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку продукции.

В процессе продажи продукции производятся погрузочные работы на складе поставщика, доставка на станцию или в порт отправления, транспортировка на автомобильном, железнодорожном, воздушном или ином транспорте до пункта назначения и склада покупателя, а также погрузочно-разгрузочные работы на станциях отправления и назначения и на складе получателя. Все расходы на перечисленные работы согласно договору поставки распределяются между поставщиком и покупателем.

Расходы организации на транспортные и погрузочно-разгрузочные работы обычно учитываются на счете 23 «Вспомогательных производств».

Например:

Дебет счета 23 «Вспомогательные производства»

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на оплату труда начисленную рабочим, занятым погрузкой, разгрузкой и транспортировкой продукции.

в) Расходы на рекламу

В условиях постоянно растущей конкуренции во всех секторах экономики реклама является обязательным и неотъемлемым условием эффективного хозяйствования. А значит, расходы на рекламу обязательно должны быть учтены как расходы на продажу.

Для целей налогообложения в соответствии с п.4 ст.264 гл.25 НК РФ, к расходам организации на рекламу относятся:

  • Расходы на рекламные мероприятия через СМИ;
  • Расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • Расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества;

На себестоимость реализованной продукции расходы на рекламу относятся в фактическом объеме, а для целей налогообложения они учитыаются в размере, который устанавливается в процентах от объема выручки за реализованную продукцию, товары, работы, услуги, включая НДС.

Выделение учета расходов на рекламу позволяет контролировать их общую сумму, правильно исчислять налог на рекламу, следить за превышением предельного размера затрат на рекламу, учитываемого при налогообложении прибыли.

Все перечисленные выше расходы по продаже продукции учитываются на счете 44 «Расходы на продажу», по дебету которого отражаются расходы, сгруппированные в аналитическом учете, а по кредиту — их списание на проданную продукцию. По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:

Счета 10 «Материалы» – на стоимость израсходованной тары;

Счета 23 «Вспомогательное производство» – на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;

Счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;

Счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на оплату труда работников, сопровождающих продукцию;

Счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

Счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», и других счетов.

В зависимости от принятой в организации учетной политики расходы на продажу могут списываться на проданную продукцию в полной сумме или распределяться между проданной и непроданной продукцией. Базой распределения является вес продукции, или ее объем, или ее производственная себестоимость.

По истечении каждого месяца расходы на продажу списываются на себестоимость проданной продукции. Списание расходов на продажу оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 90 «Продажи» / субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит счета 44 «Расходы на продажу».

После списания расходов по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» формируется полная себестоимость проданной продукции.

Если продажа продукции учитывается по мере оплаты расчетных документов, то расходы на продажу списываются следующим образом:

Дебет счета 45 «Товары отгруженные»

Кредит счета 44 «Расходы на продажу».

Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и непроданной продукцией.

2.4. Учет  финансовых результатов от продажи  продукции

Перед учетом процесса продажи ставится задача выявить финансовый результат от продажи – прибыль или убыток.

С одной стороны, для определения финансового результата требуется информация о продажной стоимости продукции, работ, услуг, которая называется выручкой. В продажную стоимость (выручку) согласно законодательству включены налоги — НДС и акцизы. С другой стороны, необходимы сведения о фактических индивидуальных издержках по продаже продукции, работ, услуг.

Информация о заключительной стадии кругооборота продукции аккумулируется на счете 90 «Продажи».

К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:

  • 90/1 «Выручка» – для учета поступления активов, признаваемых выручкой;
  • 90/2 «Себестоимость продаж» – для отражения затрат, связанных с производством, приобретением и продажей товаров и услуг;
  • 90/3 «НДС» – для учета НДС, причитающегося к получению от покупателей;
  • 90/4 «Акцизы» – для отражения суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции и товаров.
  • 90/9 «Прибыли / убытки от продаж» – для определения финансового результата реализации за месяц.

Согласно Инструкции счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации.

 В организациях, производящих продукцию, ее отгрузка в соответствии с договором поставки отражается в учете записью по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и подрядчиками» и кредиту счета «Продажи».

Для организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги, их производство сразу завершается продажей. Поэтому фактическая себестоимость работ и услуг списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета «Продажи».

Особенностью отражения операций на счете «Продажи» является то обстоятельство, что на нем один и тот же хозяйственный процесс отражается как по дебету, так и по кредиту счета, но в двух разных оценках: по дебету – фактическая себестоимость проданной продукции, по кредиту – отпускные цены на эту же продукцию. Сопоставление двух оценок и позволяет выявить финансовый результат от продажи. 

Таким образом, счет «Продажи» позволяет выявить как полную себестоимость проданной продукции (дебет счета), так и объем продаж в отпускных ценах организации (кредит счета). Разница между отпускной ценой (кредит счета) и полной себестоимостью (дебет счета) показывает финансовый результат от продаж продукции.

Выявленный финансовый результат списывается со счета «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки». Если организацией получена прибыль от продаж, то этот финансовый результат учитывается по дебету счета «Продажи» и кредиту счета  «Прибыли и убытки», если убыток, то делается запись по кредиту счета «Продажи» и дебету счета «Прибыли и убытки». После выявления финансового результата и его списания, счет «Продажи» ежемесячно закрывается и в балансе никогда не показывается.

    Таким образом, основная функция учета процесса продаж – формирование финансового результата продажи, который также называется финансовым результатом от обычных видов деятельности. 

 

Заключение

В ходе проведенного исследования были получены следующие выводы.

Момент продажи с точки зрения бухгалтерского учета – это момент перехода права собственности на продукцию и момент списания продукции на счет Продаж.

Процесс продажи продукции, работ, услуг представляет собой завершающую стадию кругооборота средств любого предприятия (организации), обеспечивающий возмещение израсходованных средств производства, получение прибыли и создание фондов накопления. Объем реализации является важнейшим экономическим показателем, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия.

Перед учетом процесса продажи ставятся две задачи:

  • во-первых, выявить объем продаж в денежном и натуральном выражении за определенный период времени как в целом по организации, так и по отдельным видам выпускаемой продукции, работ и услуг;
  • во-вторых, выявить финансовый результат от продажи (прибыль или убыток).

 Объем продаж характеризует степень участия организаций в процессе воспроизводства в масштабах народного хозяйства и удовлетворении определенных общественных потребностей. Своевременное отражение операций по продаже на счетах необходимо для правильного выявления финансового результата от продажи продукции. Вот почему учет операций по продаже продукции, работ, услуг – важнейший участок работы бухгалтерии.

В ходе процесса продажи у предприятия возникают неизбежные дополнительные к издержкам производства расходы, которое предприятие несет за свой счет. Эти расходы связаны с сортировкой продукции, ее упаковкой, транспортировкой до места назначения, обусловленного договором. Такие расходы называются коммерческими или расходами на продажу.

Сделки по продаже продукции (работ, услуг) осуществляются организациями в соответствие с договорами, оформленными исходя из положений ГК РФ. В настоящих условиях основное значение придается реализации продукции по договорам купли-продажи, договорам комиссии.

Отгрузка продукции  осуществляется в соответствии с  договором поставки, заключаемым между продавцом и покупателем.

Финансовый результат от продажи отражается на счете 90 «Продажи». Счет «Продажи» позволяет выявить как полную себестоимость проданной продукции, так и объем продаж в отпускных ценах организации. Разница между отпускной ценой и полной себестоимостью показывает финансовый результат от продаж продукции. 

 

Список литературы 

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ//Консультант Плюс 2010.
  2. Гражданский кодекс РФ. Части 1, 2, 3 – М.: Омега – Л, 2006, - 442с.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.09.2010)// Консультант Плюс 2010
  4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению: с изм. и доп. на 2010 г./ коммент. Н.П. Кондракова. М.: Рид Групп, 2010. – 128 с.
  5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации //утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99// утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99// утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н.
  8. Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (Приказ Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001г. №119н).
  9. Муравицкая Н.К., Лукьяненко Г.И. Бухгалтерский учет: Учебное пособие для студентов вузов, изд-во «Кнорус», - М: 2009.
  10. Владимирова Т.В. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие, изд-во «Экзамен», - М: 2005, 240с.
  11. Козырев И.А. // О бухгалтерском учете и бухгалтерской профессии // Бухгалтерский учет №17, 2007.
  12. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета,- М.: «ЮНИТИ», 2006.
  13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА, 2008. – 720 с. – (Высшее образование)
  14. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 672 с.
  15. Камышанов П.И. Бухгалтерский финансовый учет: учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2007, с. 560
  16. Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – М.: Перспектива, 2008, с. 308
  17. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет: учебное пособие. – 3-е изд. – М.: ООО «НИТАР АЛЬЯНС», 2007, с. 308
  18. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, 2008.
  19. Соколов Я.В., Пятов М.Л. Бухгалтерский учет для руководителя. М.: Проспект, 2007.
  20. Астахов В.П. Бухгалтерский учет в торговле – Ростов-на-Дону Феникс, 2010.
  21. Нечитайло А.И. Теория бухгалтерского учета. – СПб, Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
  22. Учет товарных операций в розничной торговле. Статья. Журнал «Бухгалтерский учет» №9, 2006.
  23. Бухгалтерское приложение. Статья. Журнал «Экономика и жизнь» №7 февраль 2009.
  24. Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия. [Электронный ресурс].http://www.buh.ru/ (дата обращения: 12. 11. 2013).
  25. Бухгалтерия. ru.[Электронный ресурс]. http://www.buhgalteria.ru/ (дата обращения: 12. 11. 2013).
  26. Бухучет, налогообложение и аудит РФ. [Электронный ресурс]. http://www.audit-it.ru/ (дата обращения: 12. 11. 2013).
  27. Главбух. [Электронный ресурс]. http://www.glavbuh.net/ (дата обращения: 12. 11. 2013).

Информация о работе Процесс продажи продукции и влияние момента перехода права собственности на методологию бухгалтерского учета