Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:10, реферат
Контроль — важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами — неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.
В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта — на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления — на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий. Государственный финансовый контроль регламентируется законами Российской Федерации и другими нормативными актами.
Контроль — важная функция
управления. Это объективное явление
в экономической жизни
В зависимости от субъекта
и характера деятельности финансовый
контроль разделяется на государственный,
ведомственный и
В системе государственного
финансового контроля имеются специальные
контрольные органы: Счетная палата
Российской Федерации, Департамент
государственного финансового аудита
и бухучета Министерства финансов Российской
Федерации. В определенной мере функции
государственного финансового контроля
выполняют и другие госорганы, в
частности Федеральная
Основные задачи государственного финансового контроля:
- проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета;
- проверка эффективного и экономного расходования государственных средств;
- проверка правильности расчета и уплаты налогов.
Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.
Наиболее глубоким методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций организации.
Цель ревизии – осуществление
контроля над соблюдением
- соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
- соблюдение финансовой дисциплины
и правильности ведения бухгалтерского
учета и составления
- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- операции, связанные с инвестициями;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
- обоснованность
- формирование финансовых результатов и их распределение.
Ревизия расходования и поступления
средств федерального бюджета, использование
внебюджетных средств, доходов от имущества
осуществляется как в плановом, так
и в неплановом порядке. Ревизия
организаций любых форм собственности
по требованиям правоохранительных
органов осуществляется в установленном
порядке в соответствии с действующим
законодательством. Существенные вопросы
ревизии оговариваются в
Программа ревизии включает тему, период, который должна охватить ревизия, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные, правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.
Перед началом ревизии руководителю ревизуемой организации следует предъявить удостоверение на право проведения ревизии, представить участников ревизии и составить рабочий план. Исходя из программы ревизии, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности.
Руководитель ревизуемой
организации обязан создать надлежащие
условия для проведения ревизии,
предоставить помещение, оргтехнику, услуги
связи, обеспечить машинописными работами.
Результаты ревизии оформляются
актом, который подписывается
Ревизия как инструмент контроля
Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.
В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановыми и внеплановыми. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные ревизии, когда контролируются все документы и
материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.
По характеру материала, на основе которого производятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей). Самые распространенные и прогрессивные – комплексные ревизии, включающие все участки и стороны деятельности ревизуемого предприятия.
Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Минфина РФ, Центральным банком РФ, аудиторскими службами).
Финансово-хозяйственный контроль в основном звене фирмы и предприятия осуществляют путем проведения ревизий, тематических, выборочных, сплошных и контрольных проверок при помощи определенных приемов. Совокупность организационных, методических и технических приемов, используемых при ревизии посредством процедур, образует контрольно-ревизионный процесс. Динамический процесс, связанный с участием средств, предметов труда, состоит из организационной, технологической и завершающей стадий, применительно к контрольно-ревизионным подразделениям, имеющимся в структуре органов управления предприятия, ведомств, министерств, администраций субъектов, городов.
Организационная стадия включает в себя выбор объекта ревизии и организационно-методическую подготовку ревизии. Выбор объекта зависит от определения первоочередности объектов ревизии. Ими могут быть предприятия, которые должны подвергаться комплексной ревизии в соответствии с планом их проведения (по прошествии межревизионного периода), или отдельные показатели их деятельности, неотложная контрольная проверка которых вызвана невыполнением договора, государственного заказа, нерентабельной работой, необеспечением сохранности ценностей и др.
Руководителем ревизионной
бригады назначается работник контрольно-ревизионной
службы, имеющий специальное
Порядок проведения ревизии.
На проведение ревизии
участвующим в ней работникам
выдается специальное удостоверение,
которое подписывается
Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово- хозяйственную деятельность.
Значение аудита
состоит в том, что он не только
является независимой проверкой
финансово-хозяйственной
Аудит (аудиторская проверка)
– независимая проверка финансовой
(бухгалтерской) отчетности организаций.
Независимость аудиторов и
Объектом аудита могут выступать не только организации, но и индивидуальные предприниматели, так как закон не предусматривает различий между ними при выделении критериев обязательности аудита.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти.
Аудитором является физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора. При этом необходимо наличие безупречной деловой репутации, подтвержденной рекомендациями не менее трех аудиторов, и отсутствие судимости. Он вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (индивидуального аудитора). Индивидуальный аудитор вправе проводить аудит, кроме обязательного аудита и оказывать сопутствующие аудиту услуги.
При рассмотрении целей и общих принципов аудита необходимо руководствоваться не только положениями Закона об аудиторской деятельности, но и стандартами.
Федеральный стандарт аудита
№ 1 «Цель и основные принципы аудита»
устанавливает единые цели и основные
принципы проведения аудита финансовой
(бухгалтерской) отчетности, которые
аудиторская организация и
- цель аудита;
- общие принципы аудита;
- объем аудита;
- разумная уверенность;
- ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Аудит финансовой отчетности
призван дать аудитору возможность
выразить мнение о том, составлена ли
финансовая отчетность во всех существенных
аспектах в соответствии с установленными
основами финансовой отчетности. При
выражении своего мнения аудитор
в соответствии с п. 2 МСА № 200 «дает
достоверное и объективное
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Данное определение приведено и в законе, и в стандарте, оно является полным и исчерпывающим. Исходя из этого, целью аудита не является поиск ошибок и разоблачение недобросовестных действий.
Несмотря на то что мнение аудитора может способствовать росту доверия к бухгалтерской отчетности, пользователь не может принимать данное мнение ни как выражение уверенности в жизнеспособности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.