Регулирование деятельности акционерного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Правовое регулирование имущественных отношений акционерных обществ во многом осуществляется специальным предпринимательским законодательством.

Содержание

1. Регулирование деятельности акционерного общества 3
2. Тестовые задания:

2.1. 1.Определите правильные ответы. Акционерное право включает:
A. Нормы, издаваемые государственными органами (централизованные нормы).
B. Нормы, издаваемые самими АО и регулирующие их внутреннюю жизнь (акционерные корпоративные нормы).
C. Нормы, содержащиеся в организационных договорах. 11
2.2. 2.Определите правильный ответ. Права ордерных ценных бумаг подтверждаются:
A. Предъявителем ценных бумаг.
B. Предъявителем ценных бумаг и наличием соответствующих передаточных надписей на ценных бумагах.
C. Наличием передаточных надписей на ценных бумагах. 12
2.3. 3. Определите правильный ответ. По отношению к какому показателю рассчитываются проценты по облигациям?
A. К курсовой стоимости.
B. К номинальной стоимости. 12
2.4. 4.Определите правильный ответ. Рыночная стоимость акции – 600 руб. Дивиденд – 10 руб. в квартал. Какова доходность ценной бумаги?
A. 6,7%.
B. 6,1%.
C. 10%.
D. 0,02%. 13
3. Библиографический список 14

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

Кафедра_____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Акционерное дело»

Вариант № 2

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса специальности: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

заочной формы обучения,

группы 2-109У

 Шифр: 10432

Ф. И. О. Маркелова Юлия Юрьевна

 

Рецензент: __________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

2012 г.

ПЛАН:

 

1.

Регулирование деятельности акционерного общества

3

2.

Тестовые задания:

 

2.1.

1.Определите правильные  ответы.  Акционерное право включает:

  1. Нормы, издаваемые государственными органами (централизованные нормы).
  2. Нормы, издаваемые самими АО и регулирующие их внутреннюю жизнь (акционерные корпоративные нормы).
  3. Нормы, содержащиеся в организационных договорах.

11

2.2.

2.Определите правильный ответ.  Права ордерных ценных бумаг подтверждаются:

  1. Предъявителем ценных бумаг.
  2. Предъявителем ценных бумаг и наличием соответствующих передаточных надписей на ценных бумагах.
  3. Наличием передаточных надписей на ценных бумагах.

12

2.3.

3. Определите правильный ответ. По отношению к какому показателю рассчитываются проценты по облигациям?

  1. К курсовой стоимости.
  2. К номинальной стоимости.

12

2.4.

4.Определите правильный  ответ. Рыночная стоимость акции  – 600 руб. Дивиденд – 10 руб.  в квартал. Какова доходность ценной бумаги?

  1. 6,7%.
  2. 6,1%.
  3. 10%.
  4. 0,02%.

13

3.

Библиографический список

14


 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Регулирование деятельности акционерного общества

 

 

      Правовое регулирование имущественных отношений акционерных обществ во многом  осуществляется  специальным  предпринимательским  законодательством.

Одним из таких специальных актов, регулирующих предпринимательские отношения в деятельности акционерных  обществ,  является  Федеральный  закон «Об   акционерных   обществах»  и согласно п. 2 ст. 2 Федерального  закона  акционерное  общество,  имеющее  в  собственности  обособленное   имущество, учитываемое  на  его  самостоятельном  балансе,  может   от   своего   имени приобретать и осуществлять имущественные и личные  неимущественные  права  и нести  обязанности.

В  связи  с  участием  акционерного  общества  в  общем хозяйственном обороте правовая характеристика его имущества не отличается  в целом от общей правовой характеристики имущества  хозяйственных  товариществ и обществ, но существуют некоторые особенности. Специальное  законодательство  об  акционерных  обществах   регулирует имущественные  отношения  и  устанавливает  правовой   режим   использования имущества для уставного капитала, фондов  общества  и  его  чистых  активов.

Особому специальному правовому регулированию подлежат вопросы  осуществления крупных сделок  с  имуществом  самого  акционерного  общества  его  органами управления, а также условий  и  порядка  выплаты  дивидендов  и  очередности распределения  ликвидационной  квоты.  В  отношении  последнего   закон   об акционерных обществах предусматривает  очередность  распределения  имущества (ликвидационной  квоты),  которое осталось  после завершения  расчетов   с кредиторами ликвидируемого общества, между акционерами.

Правовой режим  различных  видов  имущества  хозяйственных  обществ  и товариществ предопределяется их экономическим содержанием. В зависимости  от экономического содержания и целевого назначения  все  имущество  акционерных обществ распределяется, образуя различные имущественные фонды.

      В  зависимости   от  видов  организационно-правовых  форм  деятельности коммерческих  организаций  изменяется  и  правовое  значение   имущественной основы юридического лица - его капитала. Например, в отличие от  иных  видов имуществ   коммерческих   организаций,   акционерному   обществу, согласно ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах»  предписано  иметь  резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не  менее  15%  от  его уставного капитала. Указанный фонд имеет целевой характер и не  может быть использован для иных целей. Кроме того, данный фонд имел льготный  налоговый режим. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ  «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 10 января 1997 г.  Указанная налоговая льгота исключена с 21 января 1997г.

 Помимо уставного капитала и  резервного  фонда,  акционерные  общества могут принимать решения о создании специального фонда  акционирования  своих работников  (не  акционеров)  за  счет  чистой  прибыли  общества.   Следует заметить, что указанное правило действует только  для  акционерных  обществ. Здесь учтены нормы законодательства о приватизации, которые  предусматривали создание  так  называемых  фондов  акционирования   работников   предприятия (ФАРП). Более четкого ответа о целесообразности создания специального  фонда акционирования своих работников нет и в комментариях к  Федеральному  закону «Об  акционерных  обществах».  На  практике  указанное  правило  позволит сконцентрировать капитал общества в виде специального фонда для  «законного» приобретения собственных акций.

В  условиях  широкомасштабной  приватизации   акционирование   явилось наиболее   удобной   формой   диверсификации    собственности    государства посредством  продажи  ценных  бумаг  -  акций.  Вместе  с  тем  это   скорее политическое решение, чем осознанная экономическая политика.

Особенности правового положения  акционерных обществ,  созданных  путем приватизации государственной собственности, определяются правовыми актами  о приватизации государственных и муниципальных предприятий.  В  связи  с  этим возникла  необходимость  определения  регулирования  деятельности  различных акционерных обществ в соответствии с Гражданским кодексом РФ  и  Федеральным законом «Об акционерных обществах» в полном объеме  или  лишь  в  части,  не противоречащей нормам специального законодательства  о  приватизации.  Иными словами необходимо выяснить, что считать моментом окончания  приватизации  и по каким критериям  его  определять.  Ответ сформулирован в п.  5  ст.  1 Федерального закона «Об акционерных обществах»,  в  котором  содержатся  два взаимодополняющих критерия.

Особый правовой  статус  акционерных  обществ,  созданных  в  процессе приватизации,   заканчивается,   если   государством    или    муниципальным образованием отчуждены 75% принадлежащих им  акций  этих  обществ.  Согласно второму критерию приватизация  считается  законченной  по  окончании  срока, установленного планом приватизации (даже если к этому моменту по  каким-либо причинам еще не было отчуждено  75%  акций,  принадлежащих  государству  или муниципальному образованию). Акционерное общество, соответствующее  хотя  бы одному из этих критериев, считается закончившим приватизацию, и на  него  не распространяются    особенности    правового    положения  приватизируемых предприятий.

В  зависимости  от  вышеуказанных   условий   правовое   регулирование имущественных  отношений  в  предпринимательской  деятельности   акционерных обществ,   созданных   в   процессе    приватизации    государственного    и муниципального  имущества,   не   тождественно   общепринятому   гражданско-правовому регулированию. Так, как уже указывалось выше, согласно п. 5 ст.  1 Федерального  закона  «Об  акционерных  обществах»  особенности  создания  и правового положения акционерных обществ при приватизации  государственных  и муниципальных   предприятий   определяются   правовыми   актами   Российской Федерации. Под ними следует понимать не только законы,  но  и  акты  органов государственной власти в рамках  их  компетенции,  определяющие  их  статус.

Данное положение определено и  в гл. 5  Гражданского  кодекса  РФ.  Основными правовыми актами, регулирующими правоотношения, связанные с  приватизацией, можно считать акты Президента РФ, по существу дополняющие нормы Закона.

В частности, для большого количества акционерных обществ, созданных  в процессе приватизации государственной  собственности,  планами  приватизации было предусмотрено  не  отчуждение,  а  закрепление  в  государственной  или муниципальной собственности пакета акций в количестве более  25%.  Оставался неопределенным ответ на вопрос: завершена приватизация  или  нет.  Косвенный ответ на него содержится в п. 4 ст. 28 Федерального закона  «Об  акционерных обществах». В данной статье описан  порядок  увеличения  уставного  капитала обществ,  у  которых  более  25%  акций  закреплено  в   государственной   и муниципальной собственности. Следовательно, законодатель,  распространяя  на указанные акционерные общества действие Закона,  признает  их  вышедшими  из процесса приватизации.

      Однако  этот вывод опровергается двумя  указами Президента РФ: «О  мерах по ликвидации  задолженности  акционерных  обществ  по  заработной  плате  и налогам» от 20 июля  1996  г.,  который  распространяет  действие  пункта 9.10.2   Государственной   программы    приватизации    государственных    и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной  Указом  Президента  РФ  от  24 декабря 1993 г.,  на  все  акционерные  общества,  созданные  в  процессе приватизации,  у  которых  более  25%  акций  находится  в   государственной собственности.

      В указанных акционерных   обществах  решение  об  увеличении  уставного капитала принимает только  общее  собрание  акционеров  большинством  в  ¾ голосов владельцев обыкновенных акций, принявших  участие  в  собрании.  Без согласия соответствующего органа государственной власти  или  муниципального образования  принять  такое  решение  практически   невозможно.   В   других обществах действует иной порядок.

      Указ Президента РФ,  с  одной  стороны,  более  четко  определил  срок

окончания приватизации, но  с  другой  -  отодвинул  его.  Это  может  иметь

серьезные последствия.  В  частности,  если  актом  Правительства  РФ  будет

продлен срок закрепления  акций  в  государственной  собственности,  то  это

будет  означать   пролонгацию   особого   правового   статуса   коммерческой

организации, находящейся в процессе приватизации.

      В связи  с этим пленумы Верховного  Суда РФ и Высшего Арбитражного  Суда РФ совместным постановлением от 2 апреля 1997 г. разъяснили, что  истечением срока приватизации следует считать  последнюю  из  указанных  в  плане  дат, фиксирующих  окончание  периода  продажи  акций   (проведения   завершающего конкурса или аукциона по их реализации).

      Таким  образом, действие специальных  правовых норм  при  всех  условиях должно прекращаться по истечении установленного планом  срока  приватизации, даже если к этому  моменту  в  собственности  государства  будет находиться более  25%  акций  общества.

      Если  при приватизации предприятия   пакет  его  акций  закрепляется  на

определенное время  в государственной собственности, то ее сроком  завершения будет окончание периода, на который закреплен такой пакет.  Эти  разъяснения согласуются с положениями Указа  Президента  РФ  «О  мерах  по  защите  прав акционеров  и  обеспечению  интересов   государства   как   собственника   и акционера» от 18 августа 1996 г.

      Следует  заметить, что в соответствии  с  п.  10  вышеназванного  Указа

предложено «считать  окончанием  срока  приватизации,  определенного  планом приватизации предприятия,  последнюю  из  дат,  фиксирующих  срок  окончания продажи   акций   либо   окончания   их   закрепления   в    государственной собственности». Данная  формулировка  вполне  могла  быть  понятной,  однако вследствие необоснованного  использования  в  п.  10  разделительного  союза «либо» окончание продажи акций было противопоставлено моменту  окончания  их закрепления в государственной собственности.  Таким  образом,  произведенная продажа акций еще не  означает  окончания  их  закрепления  в  собственности государства. В любом случае имеет  место  смешение  двух  используемых  в Федеральном законе критериев и соответственно  происходит  подмена  понятий: период  действия  особенностей  правового  положения  акционерных   обществ, создаваемых при приватизации государственных  и  муниципальных  предприятий, произвольно заменен и ограничен выражением «срок приватизации,  определенный планом приватизации данного предприятия».

Информация о работе Регулирование деятельности акционерного общества