Синтетический и аналитический учет в банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной курсовой работы будет рассмотрение и изучение особенностей аналитического и синтетического учета в банках, выявление проблем, связанных с этим, и путей их решения.
На основе поставленной цели решались следующие задачи:
изучение сущности и значения бухгалтерского учета для банка;
углубленное изучение нормативно-законодательной документации в области организации синтетического и аналитического учета в банках;
ознакомление с финансовой деятельностью исследуемого банка, его учетной политикой, видами деятельности, учредительными документами, финансовыми показателями;

Вложенные файлы: 1 файл

Kurosovaya_1_tochnaya (2).docx

— 181.26 Кб (Скачать файл)

Касса банка, проводящая работу с наличностью, требует особого внимания к обеспечению  безопасности и контроля выполняемых  операций. Отдельное рабочее место  кассира оборудуется техническими средствами, облегчающими выполнение кассовых операций. На автоматизированном рабочем месте кассира устанавливается  модуль "Кассовые документы". Он позволяет  работать с такими документами:

·        приходные ордера;

·        объявления на взнос наличных;

·        расходные ордера;

·        чеки.

Этот модуль позволяет ввести, зарегистрировать кассовые документы с автоматическим контролем на красное сальдо, подтвердить  эти документы и разнести документы  по лицевым счетам. Кроме того, он обеспечивает формирование кассового  журнала с контролем кассовой наличности.

Модуль "Разноска документов" позволяет  разнести подготовленные к разноске и находящиеся в базе данных документы. До выполнения разноски суммы зарегистрированных документов тоже должны учитываться  при оформлении банковских операций (контроль на красное сальдо). Модуль "Запрос плановых оборотов" формирует  отчеты по зарегистрированным, но еще  не проведенным в операционном дне  документам с выдачей обобщенной информации такой, как текущее сальдо на счету, допустимый овердрафт, общие  суммы по списаниям и зачислениям  различных систем регистрации.

Каждый документ, введенный в  АБС, проходит несколько этапов, пока не будет разнесен по лицевым счетам. Многоэтапность обработки обеспечивает необходимый уровень контроля и предотвращает случайные и преднамеренные искажения информации.

Рассмотрим характерные этапы  для следующих основных документов, обрабатываемых в АБС:

·        внутреннее платежное поручение;

·        дебетовое платежное поручение;

·        кредитовое платежное поручение;

·        мемориальный ордер;

·        объявление на взнос наличными;

·        приходный кассовый ордер;

·        расходный кассовый ордер;

·        денежный чек.

Все перечисленные документы до разнесения по лицевым счетам проходят этапы, показанные на рис. 1..

 

Рис. 7. Этапы прохождения документов в  «Сбербанк России» 

 

Электронная копия каждого из перечисленных  документов в памяти АБС имеет  специальное поле, хранящее кодовое  обозначение состояния или статуса  документа. Обрабатывающие программы  анализируют статус документа и  выполняют с ним набор действий, соответствующий этому статусу. Последний статус «разнесенный»  документы получают после разнесения по лицевым счетам.

Каждая проводка, соответствующая  отраженной в первичном документе  операции, записывается по двум лицевым  счетам (по дебету одного и кредиту  другого лицевого счета). Информация документов по балансовым счетам может  быть организована в виде компьютерных картотек.

По лицевым счетам клиентов банка  периодически готовятся и предоставляются  клиентам выписки по этим счетам. В  Правилах ведения бухгалтерского учета  оговаривается порядок оформления выписок. При формировании их непосредственно  ответственным исполнителем без  применения компьютера они оформляются  штампом и подписью ответственного исполнителя. Выписки из лицевых  счетов при ведении их на компьютере никакими подписями и штампами банка  не оформляются. Выписка, переданная клиенту  по каналам связи в системе  клиент — банк, будет иметь электронную  цифровую подпись.

По мере совершения операций, но банк счетам банк формирует выписку из лицевых счетов аналитического бухгалтерского учета, к которому прилагается все  оправдательные документы или их копии подтверждающие факт совершения операции  на данном лицевом счете. Такие выписки из лицевых счетов клиентов являются основание для отражения в бухгалтерском счете клиента банковских операций.

Следует помнить, что лицевых счета  аналитического бухгалтерского учета  ведутся в течение года (с 1 января по 31 декабря текущего года), а с 1 января нового года информация из лицевых  счетов прошлого года, переносится  на начало текущего года ко всем счетам аналитического бухгалтерского учета  в банке.

 Картотека документов - это перечень  документов которое имеется у  сотрудничества. Перечень документов  сотрудника определяется, каким  образом ему будет производиться  расчет заработной платы и  каким образом сотрудник будет  учитываться в размещенных счетах.

В подтверждение кредитовых оборотов по лицевому счету к выпискам из лицевых счетов должны прилагаться  документы, или их копии, на основании  которых совершены записи по счету. На документах, прилагаемых к выпискам, проставляются штамп, а также  календарный штемпель даты проводки документа по лицевому счету. Штамп  проставляется только на основном приложении к выписке. На дополнительных документах, которые поясняют и расшифровывают содержание и общую сумму операций, обозначенных в основном приложении, штамп не ставится.

Клиент банка должен контролировать правильность проведенных операций по счету. В установленный в договоре банковского счета срок (10 дней) после  получения выписки он должен сообщить банку о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. В  договоре также оговаривается, что  при непоступлении от клиента в установленный сроки возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными.

Согласно «Правилам ведения  бухгалтерского учета в кредитных  организациях» к документам аналитического учета относятся также ведомость  остатков по счетам первого, второго  порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам и ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств. Ведомости составляются ежедневно. Первая ведомость составляется обязательно, а вторая по мере необходимости и ведется по счетам, по которым определены сроки размещения (привлечения) средств. Ведомость остатков в разрезе лицевых счетов по счетам, требующим конфиденциальности, может, составляется отдельно. В этом случае в общую ведомость остатков включаются итоги по этим счетам.

 

 

2.3 Организация синтетического  учета в коммерческом банке

 

В Федеральном законе "О бухгалтерском  учете" синтетический учет определяется как учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который  ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Более подробно сущность и особенность синтетического учета в банках раскрываются в "Правилах ведения бухгалтерского учета в  кредитных организациях", согласно которым документами синтетического учета являются: ежедневная оборотная  ведомость, ежедневный баланс (сводки оборотов и остатков), отчет о  прибылях и убытках, ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты, сводная ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты. 
        Ежедневная оборотная ведомость составляется по балансовым и внебалансовым счетам. При формировании оборотной ведомости за каждый день внутри месяца обороты показываются за день. По окончании месяца на первое число составляется оборотная ведомость за месяц. Ежеквартально и в конце года также составляется оборотная ведомость, которая содержит остатки на начало года, обороты с начала года и остатки на конец отчетного периода. 
Помимо ежедневной оборотной ведомости составляется ежедневный баланс. Форма баланса и порядок его формирования отражены в главе об отчетности банка. Как отмечается в «Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях», ежедневный баланс по операциям, совершаемым непосредственно кредитной организацией, должен быть составлен за истекший день до 12 часов местного времени на следующий рабочий день, сводный баланс с включением балансов филиалов составляется до 12 часов следующего рабочего дня после составления баланса по операциям, непосредственно выполняемым кредитной организацией. 
       Формирование отчета о прибылях и убытках также более подробно рассмотрено в последней главе. Данные в этом отчете показываются нарастающим итогом с начала года. При составлении годового отчета необходимо вести два регистра отчета о прибылях и убытках: один - по балансовому счету № 706 "Финансовый результат текущего года", второй - по балансовому счету № 707 "Финансовый результат прошлого года". Финансовый результат в отчете о прибылях и убытках показывается заполнением только одного символа, показывающий финансовый результат деятельности кредитной организации: либо символа 33001 "Неиспользованная прибыль", либо символа 33002 "Убыток". Периодичность вывода на печать отчета о прибылях и убытках определяется кредитной организацией в соответствии с ее учетной политикой. 
        Упомянутые ведомости оборотов по отражению событий после отчетной даты, простая и сводная, служат для отражения фактов хозяйственной деятельности, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности кредитной организации, и которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания отчетности. При этом сводная ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты составляется на основании баланса на 1 января и ведомостей оборотов по отражению событий после отчетной даты по всем балансовым и внебалансовым счетам бухгалтерского учета. 
Все документы синтетического учета подписываются после их рассмотрения руководителем кредитной организации либо его заместителем, уполномоченным подписывать данные документы, главным бухгалтером либо лицом, исполняющим обязанности главного бухгалтера в период его отсутствия. 
          При ведении синтетического учета должно быть уделено особое внимание соответствию данных аналитического и синтетического учета. Если при ручной обработке информации использовались специальные методы формирования сводных карточек по счетам, составления проверочных ведомостей, то при обработке данных на компьютере идентичность данных аналитического и синтетического учета должна обеспечиваться отлаженностью и устойчивостью работы программного обеспечения. 
Ответственность за согласованность учетных данных возлагается на

главного бухгалтера, поэтому перед  подписанием баланса он или по его поручению работник банка  должен сверить: 
· соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в балансе, остаткам, показанным в оборотной ведомости, ведомости остатков по счетам; 
· соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в ведомости остатков по счетам, остаткам, показанным в ведомости остатков размещенных (привлеченных) средств. 
О произведенной проверке делается запись в балансе, которая визируется работником, выполнившим проверку. 
         Если в процессе проверки выявляются расхождения, то принимаются меры к выявлению их причин и устранению этого расхождения. При этом ошибки исправляют в момент их обнаружения, а если необходимо, выполняют исправительные проводки.

 

 

2.4.Взаимосвязь синтетического и аналитического учета в банке

 

Синтетический счет (в ден. измерит.), аналитический счет (в натурал. и денеж.измерит.)

Синтетические счета содержат обобщенные показатели о хозяйственных ресурсах (средствах) и их движении.

Все записи на синтетический счет, имеющий в дополнение к себе аналитические  счета, производятся одновременно и  параллельно и на соответствующие  аналитические счета. И, наоборот, ни одна запись на аналитический счет не может быть сделана без одновременной  параллельной записи на синтетический  счет. Между синтетическими и аналитическими счетами существует постоянная взаимосвязь. 
Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами выражается в следующем: 
- каждая запись осуществляемая на синтетический счет, производится на ту же сторону объединяемых им аналитических счетов (в дебет или кредит); 
- на синтетический счет операция записывается общей суммой, а на аналитические счета - соответствующими частными суммами, которые в итоге составляют общую сумму 
- оборот по дебету синтетического счета равен общему итогу дебетовых оборотов охватываемых им аналитических счетов, а оборот по кредиту синтетического счета равен общему итогу кредитовых оборотов аналитических счетов; 
- сальдо синтетического счета равно общему итогу всех сальдо охватываемых им аналитических счетов. 
Ведением параллельных видов учета осуществляется автоматически контроль всего текущего учета, то есть итоговые данные синтетического учета контролируется итоговыми данными аналитического учета и наоборот.

 

 

 

 

Заключение

 

Бухгалтерский учет в банке представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщений информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах банка и их движения путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственный операций. Целью бухгалтерского учета в банке является формирование адекватной состоянию банка информации для внешних и внутренних заинтересованных пользователей.

Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском  учете банка считаются лица, имеющие  какие-либо потребности в информации о банке и обладающие достаточными познаниями и навыками для того чтобы  ее понять, оценить и использовать. Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные  инвесторы, руководители и работники  банка, кредиторы вкладчики, органы власти и органы банковского надзора, при этом инвесторы заинтересованы в информации о рискованности  и доходности, предполагаемых ими инвестиций, способность банка уплачивать дивиденды, руководители и работники банка заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности банка, его способности гарантировать оплату труда. Вкладчики заинтересованы в информации, позволяющей определить будет ли своевременно выплачены соответствующие проценты.

Органы банковского надзора  заинтересованы в информации, позволяющей  оценить устойчивость и стабильность банка. В отношении внешних пользователей  цель бухгалтерского учета состоит  в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах  деятельности и изменении финансового  положения банка полезной широкому кругу заинтересованных пользователей  при принятии решений в отношений  внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений.

Основными задачами аналитического и  синтетического учета в банке  являются:

1. Формирование детальной, достоверной  и содержательной информации  о деятельности банка и его  имущественном положении. 

2. Ведение подробного, полного и  достоверного учета всех банковских  операций

3. Выявление внутрибанковских резервов  для обеспечения финансовой устойчивости  банка и предотвращение отрицательных  результатов его деятельности

4. Использование бухгалтерской  информации для принятия управленческих  решений.

При изучении данной темы были сделаны следующие предложения по совершенствованию бухгалтерского учета :

1.Расчеты по заработной плате  и командировочным расходам производить  с помощью пластиковых карт.

2.Рекомендуется составить график  документооборота.

.Необходимо разработать кредитный  план, план поступления заемных  средств и возврата их в  намеченные договором сроки.

.Рекомендуется составить платежный  календарь, в котором, с одной  стороны, подсчитываются ожидаемые  платежи, а с другой - платежные  обязательства за тот же период  времени.

Информация о работе Синтетический и аналитический учет в банках