Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:20, курсовая работа
Одним из важных инструментов управления предприятием в условиях рыночной экономики является бюджетное планирование (бюджетирование). Технология бюджетирования предусматривает сопоставление плановых значений показателей деятельности на текущий момент с фактическими для принятия управленческих решений. Этот элемент является новым для российских предприятий, и в данном случае будем говорить о бюджетном управлении.
Введение
1. Бюджетирование на предприятии: сущность цели и особенности
1.1 Сущность и функции бюджетирования
1.2 Виды бюджетов и их цели
1.3 Особенности бюджетирования на предприятиях различного размера
2. Система бюджетирования как элемент системы управления на предприятии
2.1 Бюджетирование в системе планов предприятия
2.2 Бюджетирование в цикле управления предприятием
2.3 Бюджетирование и стратегическое управление предприятием
3. Использование системы бюджетирования в ООО "Наваррос"
3.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия
3.2 Оценка системы бюджетирования предприятия
3.3 Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса
Заключение
Список использованной литературы
Бюджет управленческих расходов
содержит данные об оплате труда (заработной
плате) административно-
1.3 Особенности бюджетирования
на предприятиях различного
Система бюджетирования имеет свои особенности в зависимости от вида бизнеса, организационной структуры, а так же размера предприятия.
В настоящее время многие крупные компании, используют целый комплекс инструментов стратегического и оперативного управления, важнейшей составляющей которого является бюджетирование.[6]
Система бюджетирования крупных
компаний должны обеспечивать активную
внутрифирменную координацию
Использование бюджетирования
в крупном предприятии приносит
эффект, если оно будет основываться
на общенаучных принципах
В настоящее время существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий и особенностей деятельности. Организационные и технические процедуры по внедрению системы бюджетирования на крупном предприятии, включают в себя следующие этапы:
• разработка стратегических целей и их конкретизация тактическими задачами для определения рамок и направлений оперативного бюджетного планирования и контроля;
• диагностика и
• диагностика и
• диагностика состояния существующей системы планирования;
• определение наличия специального документа, регламентирующего процесс планирования и контроля деятельности предприятия;
• обучение специалистов;
• непосредственное введение в действие процесса бюджетирования и его автоматизация.
Внедрение системы бюджетирования
на крупном предприятии должно проходить
поэтапно. На первых этапах необходимо
использовать лишь некоторые элементы,
постепенно усложняя систему в случае
успешного завершения тех или
иных стадий повышения уровня финансовой
культуры руководства и персонала.
На предприятиях малого бизнеса зачастую
система бюджетирования не используется.
Внедрение системы
Таким образом, бюджетирование является частью системы управления и постоянно взаимодействует с ней. Взаимодействие управленческой и бюджетной систем происходит в рамках предварительно разработанного механизма внедрения процесса бюджетирования в систему управления предприятием.
От размера предприятия
зависит, структура системы
2. Система бюджетирования
как элемент системы
2.1 Бюджетирование в системе планов предприятия
В системе планов предприятия
существуют бюджеты долгосрочные и
краткосрочные (текущие), как мы уже
упоминали. При этом долгосрочные бюджеты
являются первичными по отношению к
краткосрочным, потому что именно на
их основе составляется краткосрочный
бюджет, но управление предприятием происходит
через бюджет краткосрочный, потому
что именно он дает критерии для
принятия текущих решений, и на основании
анализа именно его исполнения принимаются
решения о корректировке
Поэтому бюджетирование в
системе планов предприятия следует
понимать как управление предприятием
посредством краткосрочных
Как видно из рисунка исходным моментом является миссия предприятия - это то, что предприятие хочет и умеет делать. Миссия меняется, но очень медленно. К ней вплотную примыкает стратегия - основное представление о том, на чем именно компания зарабатывает деньги.
Последним звеном является бюджетное
управление, т.е. выполнение миссии и
реализация стратегии управления предприятием.
Бюджетирование является самым нижним
уровнем планирования, на котором
планируется уже
Каждый уровень этой схемы
образует отдельный контур управления
и имеет свое содержательное наполнение.
Например, на уровне постановки цели рассматривается,
чего именно хочет достичь компания;
на уровне стратегии планируется, как
компания хочет достичь поставленных
целей, а на оперативном уровне -
как будет реализовываться
Поскольку предметом нашего рассмотрения является бюджетирование, то раскроем его в представленной еще одной схеме (рис. 3. приложение 3). Начинается "бюджетирование" в тот момент, когда планы (самые разные) и бюджеты предприятия распределяются по центрам финансовой ответственности, из которых состоит финансовая структура.
Распределение это может происходить очень по-разному - как "сверху", так и "снизу", пока нам это неважно; важно то, что каждый Центр финансовой ответственности (ЦФО) составляет либо получает относящиеся именно к нему статьи каждого их трех основных бюджетов либо получает относящиеся именно к нему статьи каждого их трех основных бюджетов:
• доходные и/или расходные статьи из бюджета доходов и расходов;
• статьи, которые отражают поступление и уход денежных средств из бюджета движения денежных средств и
• статьи, отражающие изменения активов и пассивов.
Объединение данных по соответствующим статьям каждого ЦФО даст нам Отчет о прибыли и убытках (доходы и расходы), Бюджет Движения Денежных Средств (поступления и платежи) и Баланс (изменения активов и пассивов). Если это объединение произошло в ходе планирования деятельности, то полученные документы будут носить прогнозный характер, а если в ходе контроля - то фактический.
И прогнозные, и фактические
данные позволяют заранее или, соответственно,
по факту провести полноценный финансовый
анализ и оценить ликвидность, рентабельность
и стоимость предприятия. На стадии
планирования эти показатели нужны
для того, чтобы понять, насколько
реально для предприятия
2.2 Бюджетирование в цикле управления предприятием
В бюджетном управлении просматриваются все те же этапы цикла, приобретающие свойственную данному уровню специфику:
• этап принятия решений и планирования превращается в этап разработки бюджетов;
• этап исполнения становится этапом сбора информации об исполнении бюджета (фактических бюджетных данных);
• этап контроля превращается в этап план-фактного контроля исполнения бюджета;
• этап анализа предполагает анализ бюджетной отчетности (план-факт, факторный анализ, анализ эффекта и эффективности исполнения и т. д.);
• этап формирования управленческого воздействия становится этапом корректировки бюджетов.
Рассмотрим каждый этап более подробно.[10]
1. Планирование (разработка
бюджетов). Предприятие уже установило
свои цели, в том числе финансовые,
и выработало соответствующую
этим целям стратегию.
2. Учет фактических данных.
Пока предприятие в целом и
каждое ЦФО исполняют
3. Контроль отклонений. Для
контроля за соблюдением
На этом этапе появляется некоторый момент анализа, но он слишком слаб, чтобы говорить об анализе полноценно - речь идет только об отслеживании наметившегося отклонения, особенно негативного, с тем, чтобы оно не превратилось в проблему.
4. Анализ исполнения и
отчетность. Анализ осуществляется
на всех стадиях бюджетного
управления: сначала анализируются
планы на предмет их
Глубина анализа определяется задачами, для решения которых необходимо получить данные, но в общем случае выделяются следующие "этажи погружения":• анализ план-фактных отклонений по величине и направлению. На этой стадии анализа мы решаем, желательны отклонения или нет, значительны или пренебрежимо малы.
• факторный анализ отклонений. Уже по названию стадии понятно, что речь идет о выявлении причин (факторов), которые пре доопределили отклонение фактического значения показателя от планового. На этой стадии решается вопрос, каков характер фактора: субъективный или объективный, длительный или случайный и нужно ли этот фактор учитывать на будущее, при корректировке планов. В принципе, анализ можно было бы уже на этой стадии считать законченным, так как выход на формирование управленческого воздействия уже получен; однако порой выделяется еще одна стадия:
Информация о работе Система бюджетирования на предприятии ООО "Наваррос"