Система высшего образования в стране. Высшее учебное заведение и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:06, реферат

Краткое описание

В современных условиях перед человечеством встала проблема обеспечения устойчивого развития цивилизации в условиях существенных изменений среды обитания, особая роль в решении данной проблемы отводится образованию. Значимость образования для развития цивилизации объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства, образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества. Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов производственной деятельности.

Содержание

Введение
1.Роль образования в развитии российского общества
2.Общая структура системы образования РФ
3.Система высшего профессионального образования в РФ
4.Участие России в Болонском процессе
5.Высшее учебное заведение и его структура
6.Организация учебного процесса в вузах Российской Федерации
7.Профессорско-преподавательский состав вузов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Referat1_VVS_pechat.docx

— 50.23 Кб (Скачать файл)

В октябре 2007 года был принят Федеральный закон Российской Федерации N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования).Этим законом в системе высшего образования установлены уровни:1.Уровень высшего профессионального образования - бакалавриат;2.Уровень высшего профессионального образования - подготовка специалиста или магистратура.Установлены следующие нормативные сроки по очной форме обучения:- для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года;- для получения квалификации (степени) "специалист"- не менее пяти лет;- для получения квалификации (степени) "магистр" - два года на базе бакалавриата, т.е. общий срок обучения - 6 лет.Могут быть и иные сроки освоения программ, которые будут установлены Правительством РФ.Перечень специальностей высшего профессионального образования, подтверждаемых присвоением лицу квалификации (степени) "специалист" будет определен Правительством РФ.Перечень направлений подготовки, подтверждаемых квалификацией "бакалавр" и квалификацией "магистр", будет определен Министерством образования и науки РФ.                Наряду с очной формой обучения по-прежнему будут развиваться другие формы обучения: по очно-заочной (вечерней), заочной и в форме экстерната, но не по всем программам. Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров, а также перечень специальностей, по которым не допускается получение высшего профессионального образования в заочной форме и в форме экстерната, будет определен Правительством Российской Федерации.В настоящее время в соответствии с действующим законодательством в области образования государство гарантирует выделение 170 бюджетных мест на 10 000 тыс. населения. Бюджетные места будут выделять на подготовку специалистов, бакалавров и магистров.Бакалавр, поступающий на конкурсной основе в магистратуру, имеет право на бесплатное образование, так как он получает образование этого уровня впервые. Как получение второго высшего профессионального образования рассматривается освоение программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или магистра гражданами, уже имеющим диплом бакалавра, или диплом специалиста, или диплом магистра.Бакалавры, специалисты или магистры при поступлении на работу имеют право претендовать за занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование, если иное не установлено федеральным законом.Разрешено осваивать в сокращенные или ускоренные сроки программы бакалавриата. Если выпускники техникумов (колледжей) поступают в вуз на программы бакалавриата соответствующего профиля, то они могут обучаться по сокращенной программе. А по ускоренной программе бакалавриата по решению ученого совета вуза могут обучаться очень способные студенты.Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры Федеральным законом не допускается.В настоящее время с учетом международного опыта и развития рынка труда осуществляется подготовка бакалавров и магистров более чем по 120 направлениям подготовки.Следует отметить, что подготовка бакалавров и подготовка магистров введена в России с 1992 года, широко апробируется в вузах и получила признание, как у академической общественности, так и у работодателей. Кроме того осуществляется разработка проектов новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для уровневой системы обучения по направлениям подготовки и специальностям. Они вводились вузами постепенно, по решению ученого совета в течение всего 2008 года и в 2009 году до 1 сентября.

5. Высшее учебное заведение и его структура

 

Высшим учебным заведением в Российской Федерации является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования.Высшее учебное заведение создается, реорганизуется, функционирует и ликвидируется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797), другими законодательными актами Российской Федерации, настоящим Положением и своим уставом.

По своим организационно-правовым формам могут быть созданы государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественных и религиозных организаций) высшие учебные заведения.

Высшие учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются:- федеральной подчиненности - Советом Министров Правительством РФ;подчиненности республик в составе Российской Федерации, кроме областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга - соответствующими государственными органами власти и управления по согласованию с федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием;- муниципальные - соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с федеральным (центральным)государственным органом управления высшим образованием.

В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления высшим образованием:- федеральный (центральный) государственный орган управления высшим образованием - Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию;- подразделения управления высшим образованием центральных органов федеральной исполнительной власти;- республиканские (республик в составе Российской Федерации)                                   -государственные органы управления высшим образованием.

Главными задачами высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются:

1)удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии,2)приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности;3)удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;4)организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;5)переподготовка и повышение квалификации преподавателей-специалистов;6)накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнительного профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения. В составе высших учебных заведений и при них могут быть предприятия, учреждения и организации.Создание структурных подразделений высших учебных заведений (кроме филиалов) осуществляется самим учебным заведением с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в устав высшего учебного заведения.Создание государственных предприятий, учреждений и организаций (включая бюджетные) в составе или при государственном высшем учебном заведении, в том числе имеющих статус юридического лица, осуществляется учредителем в установленном порядке.

Филиалы государственных (муниципальных) высших учебных заведений, институты повышения квалификации и переподготовкикадров при высшем учебном заведении создаются учредителями по согласованию с федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием.

 

Все высшие учебные заведения могут выступать в качестве учредителей предприятий, учреждений и организаций всех организационно-правовых форм, за счет собственных средств могут приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги, если это направлено на развитие их основной деятельности.Высшее учебное заведение, включая его структурные подразделения и предприятия, учреждения, организации при нем, имеющие статус юридического лица, является единым учебно-научно-производственным комплексом - образовательным учреждением.

Функционирование высшего учебного заведения как единого учебно-научно-производственного комплекса обеспечивается:обязательным участием научных организаций и всех других структурных подразделений высших учебных заведений в обучении студентов и аспирантов или в организации образовательного процесса;исполнением всеми структурными подразделениями решений ученого совета и руководства высшего учебного заведения;образованием в высшем учебном заведении централизованных фондов за счет отчислений, производимых входящими в его состав подразделениями, предприятиями, учреждениями и организациями. Порядок использования этих фондов устанавливается ученым советом высшего учебного заведения.

Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений: университет, академия, институт, колледж.

Университет - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественно- научных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования, науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осуществляющим культурно-просветительскую деятельность среди населения.

Академия - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры. Академия является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятельности, в широких масштабах осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (области).

Институт - самостоятельное высшее учебное заведение или часть университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.

Колледж - самостоятельное учебное заведение или структурное подразделение университета, академии, института, реализующее неполные или полные образовательные программы высшего профессионального образования.

 

Официальное наименование государственного высшего учебного заведения устанавливается при его создании или реорганизации и может изменяться федеральным государственным органом управления высшим образованием, если это не влечет изменения его организационно-правовой формы и направления подготовки кадров.Государственные награды бывшего СССР в официальном наименовании высшего учебного заведения не указываются.

Негосударственные высшие учебные заведения приобретают соответствующий статус после государственной аккредитациифедеральным государственным органом управления высшим образованием.

 

6. Организация учебного процесса в вузах Российской Федерации

Для получения права учиться в вузах России необходимо иметь аттестат за 11-летнюю общеобразовательную школу или диплом средних профессиональных или технический учреждений, эквивалентный в доступе к высшему образованию. Абсолютное большинство молодежи составляет конкурсные вступительные экзамены, программы которых устанавливает Министерство образования, учитывая содержание предметов средней школы и требования высшего образования к уровню знаний абитуриентов. Университеты и другие вузы достаточно автономны в проведении вступительных экзаменов  и в деталях отбора абитуриентов. Преимущественно, победители предметных олимпиад высокого уровня (международных и всероссийских) зачисляются в учреждение по их выбору без экзаменов, медалисты составляют один вступительный экзамен (менее остальные конкурентов) или проходят только собеседование. Прием лиц на обучение в высшие учебные заведения осуществляется на конкурсной основе в соответствии с их способностями независимо от формы собственности учебного заведения и источников его финансирования. Условия конкурса должны обеспечивать соблюдение прав граждан в области образования . Правила приема на обучение в вуз утверждаются руководителем по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки.Доступ на высшие уровни обучения в вузе также конкурсный обычно со вступительными экзаменами или с другими формами отбора .Учебный год в вузах начинается 1 сентября, делится на два семестра (или 3 в отдельных заведениях) и продолжается до июня с небольшими перерывами на праздники между двумя семестрами. Недельная нагрузка на студента установлен на уровне 52-54 час., Из которых до 24 приходится на аудиторные занятия, среди них доминируют лекции. Кроме лекций используются активные формы занятий - различные виды семинаров, практические и лабораторные работы, практика на производстве и т.д. Для самостоятельной работы студенты имеют недостаточное количество средств и возможностей, поскольку современный объем государственного бюджета является недостаточным. Для финансирования высшего образования применяются методы самофинансирования типа зачисления части студентов с оплатой за обучение, привлечение средств частных структур и спонсоров, получение иностранной помощи, например, проекты Фонда Сороса для привлечения вузов России к Интернету.Обработка важных дисциплин заканчивается экзаменом или какому-либо из видов тестирования. Система оценивания: наивысшая оценка - 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), которой достаточно для зачисления дисциплины, 2 (неудовлетворительно), получение которой не позволяет продолжать обучение. Менее существенные дисциплины могут оцениваться по двухбалльной шкале: «зачтено» (преподаватель считает, что студент в целом выполнил требования) и «не зачтено» (работа студента неудовлетворительна, предмет должен быть повторенным или изученным самостоятельно). Начато эксперименты с рейтинговым оцениванием и модульными учебными планами.

7. Профессорско-преподавательский состав вузов

Специалисты всех стран отмечают, что очень важным гарантом качества образования является наличие квалифицированного профессорско-преподавательского состава.В состав учебного персонала вуза России входят четыре категории преподавателей: профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты. Для получения ученого звания «профессор» и соответствующего диплома необходимо иметь научную степень «доктор наук» (в исключительных случаях при наличии признанного научного наследия и длительного успешного преподавания достаточно диплома кандидата наук). Профессор должен руководить кафедрой или направлением научных исследований и выкладывать какой-то профилирующий курс (дисциплину). Доцент-кандидат наук должен читать лекции и руководить научной работой. Старший преподаватель имеет право читать лекции и вести другие виды занятий, ассистент для чтения лекций должен получать разрешение руководства факультета. Все преподавательские должности замещаются по конкурсу. В последнее время происходят эксперименты по контрактному зачислению.Стоит отметить, что в России основным должностям научно-педагогических работников высших учебных заведений третьего и четвертого уровней аккредитации являются: ассистент; преподаватель, старший преподаватель, директор библиотеки, научный сотрудник библиотеки; доцент, профессор; заведующий кафедрой; декан ; проректор, ректор.Педагогические и научно-педагогические работники принимаются на работу путем заключения трудового договора, в том числе по контракту. Прием на работу научно-педагогических работников осуществляется на основе конкурсного отбора.На должности научно-педагогических работников избираются по конкурсу, как правило, лица, имеющие научные степени или ученые звания, а также выпускники магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Уставом вуза могут быть установлены дополнительные требования к лицам, которые принимаются на должности научно-педагогических работников.Педагогические работники назначаются на должность руководителем высшего учебного заведения. Педагогические работники каждые пять лет проходят аттестацию. По результатам аттестации определяется соответствие работников занимаемой должности, присваиваются категории, педагогические звания. Положительное решение аттестационной комиссии может быть основанием для повышения по должности, а отрицательное - основанием для освобождения педагогического работника от работы в порядке, установленном законодательством.

Заключение

Оценивая прошедшие 20 лет реформ формирования российского образования, следует подчеркнуть, что за это время был осуществлен переход от советской школы, интегрированной в мировое образовательное пространство, отвечающей принципам гуманистическое, открытости, ориентации на качество, закладывающей основы общества знаний. Произошла смена основ образовательной политики, стало возможным многоканальное финансирование образования, сложился рынок образовательных услуг.В настоящее время определяющим в процессе модернизации становится стремление к оптимизации управления образованием, к использованию рыночных механизмов как фактора саморазвития образования, установления баланса между различными источниками его финансирования. Кроме того, нужно признать, что постоянное выдвижение новых задач, не всегда согласующихся с предшествующими, нарушение преемственности в государственной образовательной политике наносит большой вред стабильности в образовании, не позволяет глубоко осмыслять и анализировать достижения и недостатки реформ.В России в процессе реализации "Концепции модернизации российского образования" наибольшее продвижение было сделано в решении задач по обновлению общего среднего образования. Среди первоочередных задач, которые, как представляется, стоят перед отечественной высшей школой, можно выделить две. Первая – это интенсификация работы по принятию образовательных моделей, которые согласовывались бы с «болонскими» принципами и отвечали национальным традициям и интересам России. Вторая – это построение целостной системы обеспечения качества. Участие России в Болонском процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг.

Информация о работе Система высшего образования в стране. Высшее учебное заведение и его структура