Совершенствование учета кассовых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Для выполнения курсового проекта была выбрана тема: «Совершенствование учёта кассовых операций и прочих денежных средств».
Денежные средства представляют собой вид оборотных активов, находящихся в кассе, на банковских расчетных счетах и денежных документах. Это особые оборотные средства, обладающие абсолютной ликвидностью, поэтому именно их объем определяет на конкретный момент времени платежеспособность организации. Вместе с тем платежеспособность базируется на расчете и сопоставлении денежных потоков организации, то есть поступлении и расходовании денежных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 116.19 Кб (Скачать файл)

Сумма проставляется цифрами в соответствующей рамке в верхней части документа и прописью в строке «Сумма» (за исключением копеек, их можно записать цифрами).

Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем организации, главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным. На расходном кассовом ордере подпись руководителя не обязательна только в том случае, если имеется его разрешительная надпись на документах, приложенных к расходному кассовому ордеру (счетах, заявлениях и др.).

Расходный кассовый ордер регистрируется в специальном журнале в хронологической последовательности и передается кассиру. Выдача ордера на руки лицу, получающему деньги, запрещена.

При получении денег предъявляется паспорт или заменяющий его документ (например, при выдаче денег на предприятии может предъявляться удостоверение, выданное данным предприятием), но на этом документе обязательно должна быть фотография и личная подпись его владельца. Кассир проставляет в расходном кассовом ордере наименование и номер предъявленного документа, кем и когда он выдан.

Получатель собственноручно чернилами или шариковой ручкой в строке после слова «Получил» записывает полученную им сумму: рубли — прописью, копейки — цифрами, ставит дату получения (при этом название месяца пишется словом, например, 15 апреля) и свою подпись.

Деньги могут быть выданы только лицу, указанному в расходном кассовом ордере. Если выдача денег производится по доверенности, то j по строке «Выдать» работником бухгалтерии сначала указывается фамилия, имя, отчество получателя, затем фамилия, имя, отчество лица,' которому доверено получение денег (например, Иванову Николаю Васильевичу по доверенности Петрову Сергею Васильевичу).

 Доверенность должна быть оформлена в установленном порядке, она остается у кассира как приложение к расходному кассовому ордеру.

Чтобы исключить возможность повторного получения денег по первичным документам, приложенным к расходному кассовому ордеру, кассир должен погасить их (проставить на них штамп «получено» или «оплачено») с указанием числа, месяца, года.

По расходным ордерам производятся разовые выплаты денег. Как правило, это выдача денежных сумм под отчет на хозяйственные нужды или на командировочные расходы, а также по результатам авансового отчета, выдача ссуд или материальной помощи отдельным работникам, могут производиться и разовые выдачи на оплату труда, но тоже отдельным работникам (например, депонированная заработная плата, т.е. заработная плата за прошедшие периоды, своевременно не полученная и сданная в банк).

Действия кассира при выдаче наличных денег следующие:

– получив РКО (расчетно-платежную ведомость, платежную ведомость), кассир проверяет наличие подписей руководителя, главного бухгалтера или бухгалтера (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера – наличие подписи руководителя) и их соответствие имеющимся образцам, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью;

– кассир проверяет также наличие подтверждающих документов, перечисленных в РКО, и соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в РКО, данным предъявляемого получателем документа, удостоверяющего его личность;

– кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает РКО получателю наличных денег, который указывает получаемую сумму наличных денег (рубли – прописью, копейки – цифрами) и подписывает РКО;

– кассир пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег таким образом, чтобы получатель мог наблюдать за его действиями, и выдает ему наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в РКО;

– получатель наличных денег пересчитывает под наблюдением кассира полистно, поштучно полученные им наличные деньги;

– после выдачи наличных денег по РКО кассир подписывает его.

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3) применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов, платежных (расчетно - платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и др. до передачи в кассу организации. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно - платежных) ведомостях на оплату труда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи (Приложение 6).

Регистрация приходных и расходных кассовых документов может осуществляться с применением средств вычислительной техники. При этом в машинограмме "Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров", составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.

В обязанность кассира входит ведение кассовой книги (форма № КО - 4).Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге (Приложение 7).

Правила ведения кассовой книги:

1. Кассовая книга у предприятия  только одна;

2. Кассовая книга должны быть  прошнурована, пронумерованы страницы  и опечатаны на последней странице;

3. Записи в кассовой книге  ведутся в двух экземплярам  через копировальную бумагу чернилами  или шариковой ручкой;

4. Каждый лист состоит из двух  равных частей: одна из них  заполняется кассиром как первый  экземпляр, вторая заполняется кассиром  как второй экземпляр с лицевой  и оборотной стороны через  копировальную бумагу. Предварительно  лист сгибают пополам. Первые  экземпляры остаются в кассовой  книге, вторые - отрывные, используются  как отчет кассира и до конца  дня не отрываются. И первые и вторые экземпляры нумеруются одинаковыми номерами;

5. Подчистки и неоговоренные  исправления в кассовой книге  не допускаются. Сделанные исправления  заверяются подписями кассира, а  так же главного бухгалтера;

6. Записи в кассовую книгу  производятся кассиром сразу  после получения или выдачи  денег по каждому ордеру или  другому заменяющему его документу;

7. Ежедневно в конце дня кассир  подсчитывает итог операции за  день, выводит остаток денег в  кассе на следующее число и  переедет в бухгалтерию в качестве  отчета кассира отрывной листок  с приходными и расходными  кассовыми документами под расписку  в кассовой книге.

Контроль за ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.

Журнал-ордер № 1 – учётный регистр для отражения кассовых операций, записанных по кредиту счета «Касса» (Приложение 8). Основанием для заполнения журнала ордера  № 1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.

Прием и выдача наличных средств и безналичные перечисления производятся на основании документов специальной формы. Наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, платежное поручение, платежное требование, выписка с расчетного счета.

Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денежных средств на расчетный счет. Оно состоит из трех частей: объявления, талона к объявлению и квитанции. Первые две части остаются в обслуживающем банке, квитанция является оправдательным документом организации о внесении денег на расчетный счет.

Платёжное поручение - это распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке (Приложение 9). К лицам, не имеющим счёта, по п. 2 ст. 863 ГК РФ применяются те же правила, что и к владельцам счёта. Платёжные поручения могут быть в бумажном и электронном виде (например, в системе клиент-банк).

Обычно платёжное поручение составляется в четырёх экземплярах: 1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счёта плательщика и остаётся в документах дня банка;

4-й экземпляр возвращается плательщику  со штампом банка в качестве  расписки о приёме платежного  поручения к исполнению;

2-й и 3-й экземпляры платёжного  поручения отсылаются в банк  получателя платежа; при этом 2-й  экземпляр служит основанием  для зачисления средств на  счёт получателя и остаётся  в документах дня этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к  выписке из счёта получателя  как основание для подтверждения  банковской проводки. Платёжные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счёте плательщика, но исполняются только при наличии достаточных средств на нём.

Платёжное требование («платёжка») — это расчетный документ, содержащий требование кредитора (взыскателя денежных средств) к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы долга (Приложение 10).

Платежное требование формируется кредитором  для обслуживающего банка. Посредством образца платежного требования кредитор отдает распоряжение обслуживающему его банку востребовать сумму задолженности с банка должника.

Выписка из расчетного счета в банке - документ, показывающий движение денежных средств на расчетном или текущем счете. Является копией записей на расчетном счету в банке (Приложение 11). 
Выписка банка составляется за каждый операционный день, в котором банком были произведены операции со счетом клиента. Выписка из расчетного счета организации является банковским документом, дающим бухгалтеру достоверную информацию о состоянии счета и движении средств на расчетном счете предприятия. Выписка банка - это второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого для него банком.  
По мере совершения операций на расчетном счете (зачисления или списания средств) банк выдает предприятию выписку из его лицевого счета, в которой показан остаток средств на счете на дату предыдущей выписки, суммы, зачисленные на счет, суммы, списанные со счета, и остаток на дату выписки. Выписка из расчетного счета - это второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Все данные в выписке даны в цифровом выражении, часть из них является служебной (банковской) информацией. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга предприятию (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки банка, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать суммы в учетные регистры наоборот. 
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету за определенное число и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Получив выписку, следует проверить, все ли приложены к ней оправдательные документы на каждую записанную сумму. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено». На полях проверенной выписки слева против каждой суммы следует проставить порядковый номер приложенного документа, а справа - корреспондирующий счет. Порядковые номера (с начала года) и корсчет одновременно проставляются в правой стороне на самих документах.  
Журнал ордер № 2 - учетный регистр, служащий для отражения оборотов по кредиту счета "Расчетный счет" при учете операций по расчетному счету (Приложение12). 
В журнале-ордере № 2 и в ведомости записи делаются по корреспондирующим счетам итогами по одной или нескольким выпискам банка. Когда записи производятся итогами по нескольким выпискам, в графе "Дата" должны быть приведены начальная и конечная даты этих выписок. 
Группировка сумм для отражения в журнале-ордере и ведомости необходимых итогов осуществляется путем подсчета соответствующих данных в выписках или приложенных к ним документах, согласно приведенным в них бухгалтерским разметкам. Корреспонденция счетов указывается как в банковских выписках, так и на документах. 
Остаток средств на расчетном счете в банке приводится в ведомости только на начало и конец месяца. На протяжении месяца, для оперативных целей, используются данные об остатках средств, показанные в выписках банка.

 

3.3 Синтетический и аналитический  учет

3.3.1 Учет денежных средств в кассе

Для учета наличия и движения денежных средств организации используется активный счет 50 "Касса". Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег организации на начало месяца; оборот по дебету - поступившие наличными в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными.

К счету 50 "Касса" могут быть открыты следующие субсчета:

50.1 «Касса организации»;

50.2 «Операционная касса»;

50.3 «Денежные документы».

На субсчете 50.1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации. Хранение наличных средств ведется в пределах лимитов, установленных обслуживающим банком после согласования с руководством организации. Банк контролирует такое целевое использование средств (на корешке чека указывается предназначение получаемых из банка сумм). Превышение лимита в кассе не должно быть более трех дней для выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий. Организации, имеющие ежедневную денежную выручку, по согласованию с банком могут использовать ее на собственные нужды, например на выдачу заработной платы, хозяйственные расходы и командировки. Для ведения кассовых операций предусматривается должность кассира. При малом объеме операций эти обязанности может выполнять по поручению руководителя любое должностное лицо или главный бухгалтер. При этом руководитель обязан ознакомить его под расписку с порядком ведения кассовых операций и заключить договор о полной материальной ответственности.

На субсчете 50.2 «Операционная касса» учитываются средства, получаемые организацией при расчетах с населением. Если организация кроме расчетов с собственным персоналом производит расчеты с населением, она обязана использовать и регистрировать в налоговых органах контрольно-кассовые машины (ККМ).

На каждой кассовой машине имеется свой заводской номер, который обязательно указывается во всех документах, относящихся к данной машине (кассовом чеке, отчетной ведомости, паспорте, книге кассира -операциониста), а также в документах, отражающих перемещение кассовой машины (например, отправку в ремонт, передачу другой организации). Ключи от контрольно-кассовой машины паспорт кассовой машины, книга кассира-операциониста, акты и другие документы хранятся у директора организации, его заместителя или главного бухгалтера.

В конце рабочего дня кассир должен подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру, а последний - инкассатору.

Информация о работе Совершенствование учета кассовых операций