Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:1) описать общие сведения об аудите;2) рассказать о Международных стандартах аудита, их внедрении в России;3) Осветить современный этап развития стандартизации аудита. Исходя из поставленных целей можно сформулировать задачи для данной курсовой работы:
1-Рассказать о предпосылках возникновения аудита, кратко изучить историю его зарождения.
2-Определить понятие стандартизации аудиторской деятельности, а также рассказать о процессе разработки первых правил(стандартов) аудиторской деятельности в РФ.
Введение 3
Глава 1. Необходимость существования аудита и его стандартизации 5
1.1.Предпосылки возникновения аудита 5
1.2. Стандартизация аудита, уровни стандартизации 9
Глава 2. Этапы развития стандартизации аудита в РФ 14
2.1. Начало процесса разработки российских правил (стандартов) аудиторской деятельности в 90-е годы Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, правила (стандарты) применяемые в настоящее время 14
2.2. Принятие Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», их ключевые положения и применение в настоящее время 16
Глава 3. Современный этап стандартизации аудита в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» 21
3.1. Основные положения по подготовке аудиторского заключения в соответствии с ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010, ФСАД 3/2010 21
3.2. Иные положения, рассматриваемые в Федеральных стандартах аудиторской деятельности, принятых в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложения 31
К сопутствующим услугам, в частности, отнесены: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление финансовой (бухгалтерской) отчетности; бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей; экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков; обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью; оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью. В этот перечень сопутствующих услуг включен также ряд услуг, ранее не упоминавшихся, но имеющих в современных условиях актуальность, например: правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях и др[6].
Представительство в судебных и налоговых органах ограничено кругом налоговых и таможенных вопросов. В перечне нет консультирования по вопросам соблюдения валютного, финансового, банковского и иного хозяйственного законодательства. Но, думается, консультирование по данным вопросам все-таки можно осуществлять в рамках управленческого или правового консультирования. Перечень не является исчерпывающим и включает в себя другие услуги, связанные с аудиторской деятельностью. Однако, если учесть определение аудиторской деятельности, данное законом, становится понятным, что речь идет не о любых других видах услуг, а лишь о тех, которые связаны с проверкой бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Поскольку аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих услуг, - очень важно определить, входит или не входит оказываемая услуга в выше названные категории. Оказание сопутствующих услуг требует наличия лицензий, если по законодательству данная деятельность подлежит лицензированию[7].
Также, в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.01 г. Статьей 9 приведены следующие Правила (стандарты) аудиторской деятельности:
1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
2. Правила (стандарты)
аудиторской деятельности
3. Федеральные
правила (стандарты)
6. Аудиторские
организации и индивидуальные
аудиторы вправе устанавливать
собственные правила (
7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности[8]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. При этом правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Подводя итоги по главе 2, можно говорить о том, что развитие стандартизации аудита в России проходило в два этапа. На первом из которых происходила разработка российских правил (стандартов) аудиторской деятельности Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, а на втором принимались Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП СТАНДАРТИЗАЦИИ АУДИТА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 30.12.2008 №307-ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
3.1. Основные
положения по подготовке
Аудиторское заключение
– официальный документ, предназначенный
для пользователей
Заключение аудиторской организации по результатам проверки годовой отчетности является неотъемлемым элементом годовой бухгалтерской отчетности для организаций, подлежащих в соответствии с действующим законодательством обязательному аудиту[21].
Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями, сформулированными Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010) «Дополнительная информация в аудиторском заключении»[22].
В заключении должны найти свое отражение следующие моменты: сведения об аудируемом лице; вводную часть; часть, описывающую объем аудита; часть, содержащую мнение аудитора; дату аудиторского заключения; подпись аудитора.
По результатам проведенного аудита аудиторская организация должна выразить в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, сформированное на основе полученных аудиторских доказательств[23].
Аудиторское заключение
подготавливается в количестве экземпляров,
согласованном аудиторской
Заключение, составленное по результатам проведенного аудита, может быть различного вида:
а) безусловно положительное - составляется в том случае, если аудитор приходит к мнению, что бухгалтерская отчетность аудируемого лица с учетом всех существенных обстоятельств достоверно отражает его финансовое положение, а совершенные им финансовые и хозяйственные операции в основном соответствуют нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
б) условно положительное - составляется в случае, если аудитор считает, что безусловное заключение не может быть составлено, но препятствующие этому факторы не являются настолько существенными, чтобы составить отрицательное заключение аудитора или отказаться от его составления.
в) отрицательное - составляется в том случае, если аудитор считает, что бухгалтерская отчетность аудируемого лица содержит существенные искажения и может ввести в заблуждение пользователя бухгалтерской отчетности, и (или) в случае, если в ходе аудиторской проверки аудитором были отмечены существенные отклонения порядка ведения бухгалтерского учета от предусмотренного нормативными актами и при этом аудитор считает, что по итогам аудита не может быть составлено условно-положительное заключение[24].
Отказ от составления заключения составляется тогда, когда аудитор не в состоянии получить аудиторские доказательства, достаточные для подготовки заключения, а также в том случае, если в ходе аудита возникли обстоятельства, нарушающие принцип независимости аудитора[25].
Таким образом, подготовка аудиторского заключения должна проводиться согласно федеральным стандартам аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010,ФСАД 2/2010, ФСАД 3/2010), в которых регламентированы основные требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения, а так же к порядку формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой отчетности).
3.2. Иные положения, рассматриваемые в Федеральных стандартах аудиторской деятельности, принятых в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» были утверждены следующие федеральные стандарты аудиторской деятельности, разработанные в соответствии с международными стандартами аудита:
Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства» (ФСАД 7/2011) определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - бухгалтерская отчетность) в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора (далее - аудитор) по выбору и выполнению аудиторских процедур получения информации, которая подтверждает или не подтверждает предпосылки составления бухгалтерской отчетности и исходя из которой аудитор делает выводы, лежащие в основе формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности (аудиторские доказательства). В отдельных случаях аудиторским доказательством может являться отсутствие информации, выражением чего может быть, например, отказ руководства аудируемого лица предоставить запрашиваемое аудитором разъяснение[26].
К аудиторским доказательствам относятся:
а) документы и информация бухгалтерского учета аудируемого лица;
б) информация, полученная из других источников. В частности: информация, полученная в ходе предыдущего аудита (при условии, что аудитор убедился в отсутствии изменений после окончания предыдущего аудита, которые могли бы повлиять на применимость этой информации для целей текущего аудита); информация по результатам выполнения процедур внутреннего контроля качества аудитора, регулирующих порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующим клиентом; информация, подготовленная физическим или юридическим лицом, оказывающим услуги по проведению экспертной оценки, не связанные с бухгалтерским учетом или аудитом, привлекаемым аудируемым лицом в процессе подготовки бухгалтерской отчетности (далее - эксперт руководства аудируемого лица)[27].
Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам» (ФСАД 8/2011) определяет требования к порядку проведения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (далее - аудитор) аудита отчетности, содержащей систематизированную по специальным правилам финансовую информацию с соответствующими пояснениями и раскрытием наиболее важных способов ее составления (далее - отчетность, составленная по специальным правилам).
Помимо установленного федеральным стандартом аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (ФСАД 1/2010) аудиторское заключение об отчетности, составленной по специальным правилам, также должно содержать:
а) цель составления отчетности и, при необходимости, круг предполагаемых пользователей ее либо ссылку на примечание в отчетности, содержащее такую информацию;