Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 08:32, статья
Для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности установлены единые правила. Это необходимо для того, чтобы все организации единообразно отражали в учете хозяйственные операции и необходимые показатели отчетности, а все пользователи этой информации могли ее одинаково прочитать. О том, как правильно заполнить формы бухгалтерской отчетности, вы узнаете из этой статьи.
Для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности установлены единые правила. Это необходимо для того, чтобы все организации единообразно отражали в учете хозяйственные операции и необходимые показатели отчетности, а все пользователи этой информации могли ее одинаково прочитать. О том, как правильно заполнить формы бухгалтерской отчетности, вы узнаете из этой статьи.
Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регулируется Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета) и ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:
Бухгалтерский баланс (форма N 1);
Отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
Отчет об изменениях капитала (форма N 3);
Отчет о движении денежных средств (форма N 4);
Приложение к Бухгалтерскому балансу (форма N 5).
Помимо этих форм в состав
отчетности включаются Пояснительная
записка и аудиторское
Аудиторское заключение в обязательном порядке включается в состав отчетности, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
В случае если организация не подлежит обязательному аудиту, но решила самостоятельно его провести, такое аудиторское заключение может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6) рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности только некоммерческих организаций.
Субъекты малого
предпринимательства имеют
Если субъект малого предпринимательства подлежит обязательному аудиту и у него отсутствуют данные для заполнения форм N 3, 4 и 5, то эти формы в состав отчетности могут не включаться.
Если обязанности по проведению обязательного аудита у субъекта малого предпринимательства нет, то он имеет право кроме вышеперечисленных форм (независимо от факта наличия или отсутствия данных) не представлять и пояснительную записку, а также не делать расшифровок к основным показателям Баланса и Отчета о прибылях и убытках.
Общественные организации (объединения), которые не ведут предпринимательскую деятельность и не имеют оборотов по продаже товаров (работ, услуг) кроме выбывшего имущества, в составе бухгалтерской отчетности не представляют Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительную записку.
Помимо положений по
бухгалтерскому учету Минфин России
разрабатывает и формы
Не нужно забывать и о совместном приказе Госкомстата и Минфина России от 14.11.2003 N 475/102н "О кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики".
Этим Приказом определен перечень показателей бухгалтерской отчетности, которые обобщают органы статистики по всем организациям (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений). Именно таким показателям и присвоены обязательные коды. Остальные показатели, которые не включены в перечень, кодировать не нужно.
Обратите внимание! Этот совместный Приказ распространяется только на формы бухгалтерской отчетности, представляемые в органы статистики. Кодировка показателей отчетности, предназначенной для других пользователей, им не регламентируется. Но организации могут применять эту кодировку и во всех остальных случаях представления отчетности.
В бухгалтерскую отчетность организации должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности, изменениях в финансовом положении и т.д.
Учитывая эти требования к отчетности, Минфин России считает, что каждая организация в обязательном порядке должна разработать свои собственные формы отчетности, в которых и будет представлена полная и достоверная информация, отражающая специфику работы данной организации.
Так, в письме Минфина России от 18.02.2004 N 16-00-10/3 отмечается, что если организация представляет бухгалтерскую отчетность по рекомендованным образцам, то это свидетельствует о неполном выполнении ею требований нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Объем информации, содержащейся в представляемой отчетности, должен обеспечить ее достоверность, полноту, существенность, нейтральность, последовательность, сопоставимость и т.д.
Исходя из этого принципа каждая организация должна определить состав форм и перечень показателей бухгалтерской отчетности в зависимости от специфики своей деятельности.
Например, коммерческие организации, не относящиеся к крупным, могут раскрыть объем отчетной информации, ориентируясь на образцы форм бухгалтерской отчетности, которые рекомендованы Минфином.
Крупные коммерческие организации с несколькими видами деятельности этим объемом информации ограничиваться не должны. Таким организациям целесообразно, например, раскрывать финансовую информацию по видам деятельности. Поэтому при разработке и принятии своих форм бухгалтерской отчетности они могут включить в состав отчетности дополнительные формы и показатели. При этом существенная роль отводится пояснительной записке, в которой раскрывается значительная часть информации.
Организации представляют
годовую бухгалтерскую
В этот период конкретная дата
представления бухгалтерской
Статьей 15 Закона "О бухгалтерском учете" определен перечень пользователей бухгалтерской отчетности, которым отчетность представляется в обязательном порядке. Это учредители, участники организации или собственники ее имущества, территориальные органы государственной статистики.
Кроме того, организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность (в том числе и годовую) в налоговые органы. Это требование зафиксировано в подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ.
Организации, создавшие обособленные подразделения, должны представлять бухгалтерскую отчетность дополнительно и в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений.
Это положение следует из п. 1 ст. 83 НК РФ, которым предусмотрена постановка на налоговый учет организации по месту нахождения ее обособленных подразделений. Таким образом, в налоговом органе по месту нахождения каждого из обособленных подразделений на учете состоит сама организация, а не ее обособленное подразделение.
Поэтому организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны представлять в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений бухгалтерскую отчетность головной организации. Такой вывод содержится, например, в письме УМНС по г. Москве от 27.01.2004 N 26-12/05494.
К бухгалтерской отчетности
акционерных обществ Федеральны
Так, ст. 88 Закона N 208-ФЗ, в частности, предусмотрено представление ежегодного отчета, другой финансовой отчетности и сведений о деятельности общества акционерам, кредиторам и в средства массовой информации.
Кроме этого подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона N 208-ФЗ установлено, что годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, включая и Отчет о прибылях и убытках акционерного общества, утверждаются общим собранием акционеров. Общее собрание утверждает также распределение прибыли, в том числе выплату (объявление) дивидендов и порядок погашения убытков общества.
Утверждение годового отчета,
годовой бухгалтерской
Как видим, согласно Закону "О бухгалтерском учете" годовая бухгалтерская отчетность акционерных обществ должна быть утверждена на годовом собрании акционеров и представлена всем пользователям в срок не позднее 90 дней по окончании отчетного года, т.е. до 31 марта 2005 г. Однако само годовое собрание акционеров должно проводиться в период с 1 марта по 30 июня 2005 г.
Для того чтобы выполнить противоречивые требования двух законов, акционерному обществу необходимо провести в марте 2005 г. общее годовое собрание акционеров или внеочередное собрание акционеров, на котором утвердить годовую бухгалтерскую отчетность.
К такому выводу пришел и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.03.2004 N А42-6955/03-27. В этом Постановлении арбитражный суд отметил, что даже если уставом акционерного общества предусмотрено проведение годового общего собрания акционеров после истечения срока подачи годовой бухгалтерской отчетности, то в соответствии с нормами подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ и ст. 15 Закона N 129-ФЗ акционерному обществу необходимо провести внеочередное общее собрание акционеров для утверждения годовой отчетности.
Как отмечено выше, обязанность представлять в сроки, установленные Законом "О бухгалтерском учете", в налоговый орган бухгалтерскую отчетность предусмотрена подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ.
За нарушение сроков представления отчетности или ее непредставление на организацию налагается ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Правомерность наложения штрафа за непредставление бухгалтерской отчетности подтверждается и арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 13.07.2004 N Ф09-2742/04-АК).
Помимо этого за непредставление бухгалтерской отчетности или отказ от ее представления в государственные контролирующие органы предусмотрена и административная ответственность. Статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях за такие нарушения на должностных лиц организации налагается штраф в сумме от трех до пяти МРОТ (от 300 до 500 руб.).
Данные об отдельных видах активов, обязательствах, доходах, расходах и т.д. должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них заинтересованные пользователи не смогут правильно оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности. Это называется принципом существенности.
Если какой-либо показатель отчетности несуществен, то он может быть объединен с аналогичным по характеру и назначению показателем в бухгалтерской отчетности.
По общему правилу существенным считается показатель, нераскрытие которого может повлиять на экономические решения пользователей бухгалтерской отчетности, принятые на основе этой отчетности. Существенность того или иного показателя организация определяет самостоятельно.
Обычно критерием
Заполнение форм бухгалтерской отчетности происходит уже после того, как все хозяйственные операции за год отражены в соответствии с правилами учета, инвентаризацией подтверждено наличие активов и обязательств организации, по синтетическим и аналитическим счетам сформированы обороты, а вычисленные сальдо по счетам отражают реальное финансовое состояние организации.
На этом этапе необходимо перенести в формы сальдо по соответствующим счетам (суммы оборотов) или необходимые данные из аналитических регистров бухгалтерского учета.
Покажем заполнение форм бухгалтерской отчетности.
Пример. ЗАО "Фокстрот" изготавливает электроустановочные изделия. В 2004 г. помимо производства продукции ЗАО занималось реализацией покупных товаров - электропроводов. Часть производственных помещений сдавалась в аренду другой организации.