Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 21:08, курсовая работа
Этим обусловлена актуальность темы данной работы, целью которой является изучение особенностей организации хранения документов и обеспечения их сохранности на предприятиях, в учреждениях, фирмах. Для достижения поставленной цели в работе предусмотрены следующие задачи:
1. раскрыть особенности и правила хранения документов в соответствии с действующим законодательством;
2.изучить современные подходы к обеспечению сохранности документов.
При разработке данной темы были использованы работы ведущих авторов в области документационного обеспечения управления и архивного дела.
Введение…………………………………………………………...................................2
1. Порядок хранения документов в организации…………….…………………........6
2. Сроки хранения документов в организации……………………………………...12
3. Взаимодействие организации с органами
и учреждениями Росархива…………………………………………………………..15
4. Состав и содержание нормативных документов, определяющих
сроки хранения документов……………………………………….............................20
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список использованных источников и литературы……………
Андреев Игорь ДА-11
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Порядок хранения документов
в организации…………….…………………......
2. Сроки хранения документов
в организации……………………………………...
3. Взаимодействие организации с органами
и учреждениями Росархива………………………………………………………
4. Состав и содержание нормативных документов, определяющих
сроки хранения документов……………………………………….....
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………………...23
Приложение А.............................
Приложение Б.............................
Введение
В процессе деятельности всех
предприятий создается большое количество
документов, различных по ценности и значимости.
Виды документов, подлежащих хранению,
порядок и сроки их хранения закреплены
в различных нормативных актах.
Федеральный закон от 22
октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле
в Российской Федерации" (далее - Закон
об архивном деле) содержит требование
о хранении документов, образующихся в
результате деятельности предприятий.
Так, согласно п. 1 ст. 17 Закона об архивном
деле организации обязаны обеспечивать
сохранность архивных документов, в том
числе документов по личному составу,
в течение сроков их хранения и в соответствии
с перечнями, установленными законодательством.
Этим обусловлена актуальность
темы данной работы, целью которой является
изучение особенностей организации хранения
документов и обеспечения их сохранности
на предприятиях, в учреждениях, фирмах.
Для достижения поставленной цели в работе
предусмотрены следующие задачи:
1. раскрыть особенности и правила
хранения документов в соответствии с
действующим законодательством;
2.изучить современные подходы к обеспечению сохранности документов.
При разработке данной темы были использованы работы ведущих авторов в области документационного обеспечения управления и архивного дела.
1. Порядок хранения документов в организации
Завершающий этап работы с документами в текущем делопроизводстве - обработка дел для последующего их хранения и использования.
Если строго следовать установленным архивным правилам, в организациях документы должны храниться еще год после окончания текущего года. В этот период работы к ним еще часто обращаются за справками, работа с некоторыми документами завершается в начале нового календарного года.
По истечении этого срока дела должны быть обработаны для длительного хранения и сданы в архив учреждения, если он есть. Например, дела за 2000 год должны обрабатываться в 2001 году.
Так как в некоторых учреждениях архивы не имеют достаточных площадей, а вновь созданные фирмы и вновь созданные организации не предусматривают их в своих структурах, «Основные правила работы ведомственных архивов» разрешают хранение дел централизованной службой делопроизводства или в структурных подразделениях.
Дела для хранения готовятся в строгом соответствии с требованиями, разработанными архивными учреждениями и изложенными в «Основных правилах работы ведомственных архивов» и «Государственной системе документационного обеспечения управления».
Обработка дел для хранения включает:
В крупных учреждениях эти работы проводятся под контролем и при методической помощи сотрудников учреждения.
Оформление дела включает в себя комплекс работ по описанию дела на обложке, по брошюровке, нумерации листов и составлению заверительной надписи.
На обложке дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения указывается полное и официально принятое сокращенное наименование предприятия в именительном падеже, название структурного подразделения, номер дела по описи, номер тома, заголовок, дата, количество листов, срок хранения.
При изменении наименования предприятия или структурного подразделения в течение года, охватываемого документами дела, на обложке подписывается новое название, прежнее заключается в скобки.
По окончании года в надписи на обложках дел постоянного и временного хранения вносятся уточнения: проверяется соответствие заголовка дел на обложке содержанию подшитых документов, в необходимых случаях в заголовок дела вносятся дополнительные сведения (проставляются номера приказов, протоколов, виды и формы отчетности и т. д.).
Заголовок дела переносится из свободной номенклатуры дел и состоит из элементов, расположенных в следующей последовательности:
Подлинность документов в заголовке не оговаривается. В тех случаях, когда дело состоит из нескольких томов, на обложку каждого тома выносится общий заголовок дела и заголовок тома. Надписи на обложках дел постоянного и временного хранения следует производить четко, светостойкими чернилами или тушью. Наклейки на обложках дел постоянного хранения не допускается. Документы постоянного и временного хранения подшиваются в твердую обложку на три-четыре прокола с учетом возможности свободного чтения текста, дат и резолюций. Металлические скрепки и булавки должны быть удалены. Листы в делах постоянного хранения нумеруются простым карандашом в правом верхнем углу, не задевая текста документа. Листы дел, состоящих из нескольких томов, нумеруются по каждому тому отдельно. Подшитый документ любого формата (развернутый или сложенный) нумеруется как один лист. В конце пронумерованного дела делается заверительная надпись по установленной форме.
Оперативное хранение документов в организации
В процессе своей деятельности любое юридическое лицо создает документы, количество которых напрямую зависит от размеров предприятия и наличия у него обособленных подразделений. Как и любое юридическое лицо, организация обязана хранить свои документы.
Организация документов в делопроизводстве представляет собой совокупность видов работ, обеспечивающих сохранность, учёт, систематизацию документов, формирование и оформление дел в делопроизводстве и их передачу в архив организации.
По срокам хранения все документы организации можно условно разделить на два вида:
Расчет срока хранения документов производится с 1 января года, который следует за годом окончания их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения дел, законченных делопроизводством в 2006 году, начинается с 1 января 2007года. Расчет срока хранения для некоторых документов имеет свои особенности.
Текущее хранение дел организации осуществляется по месту их формирования. Текущее хранение также делиться на два подвида:
Документы во время их исполнения находятся у исполнителя, который хранит их в специальных папках. На данных папках содержится с надпись «На подпись», «Срочно» и другое, а также фамилия, инициалы, телефон исполнителя.
Документы текущего и двух предыдущих лет хранятся в структурных подразделениях в соответствии с номенклатурой дел. Персональную ответственность за хранение документов несут начальники структурных подразделений организации.
Работники организации хранят у себя только документы, находящиеся у них на исполнении.
Текущее хранение документов означает их хранение в подлинниках. Поэтому в кадровой службе все приказы хранятся в подлинниках. Копии приказов по личному составу: приему на работу, поощрениям, взысканиям, увольнении и так далее дополнительно помещаются для хранения в личные дела работников.
Порядок организации текущего хранения личных дел следующий:
Все дела организации хранятся в шкафах в вертикальном положении; в каждом шкафу должна быть копия номенклатуры дел (или выписка из неё), хранящихся в этом шкафу; на корешках обложек (папок) должны быть указаны цифровые обозначения дел.
Делопроизводитель имеет у себя номенклатуру всех дел, хранящихся в данном структурном подразделении, и описи дел, сданных на хранение в архив.
Каждый исполнитель обязан иметь у себя выписку из номенклатуры дел, относящихся к кругу его непосредственной работы.
2. Сроки хранения документов в организации
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать сохранность документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.04 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»), в том числе перечнями:
В число указанных нормативных правовых актов входит и Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ (утверждено Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс, далее — положение № 03-33/пс).
Сроки хранения конкретных документов устанавливаются на различных этапах проведения ЭЦД с использованием соответствующего Перечня. Сроки исчисляются в годах и могут быть:
2.1. Особенности хранения кадровой документации
Хранение кадровых документов несколько выделяется из общих правил хранения управленческих документов. Поскольку кадровые документы обладают высокой социальной значимостью (особенно документы, содержащие персональные данные), так как служат документальным подтверждением прав работника на социальное обеспечение, например, по старости и инвалидности, а также подтверждением трудового стажа работника. Поэтому большинство из них имеют длительный или постоянный срок хранения и используются в справочных целях при обращении граждан в архивные учреждения.
Помимо этого, кадровые документы обладают еще и биографической, археографической ценностью, являются источником для статистических обобщений и историко-социальных исследований.
Особенности хранения кадровой документации в организации обусловлены задачами ограничения несанкционированного доступа к документам, содержащим персональные данные работников, и эффективного поиска нужной информации.
В системе хранения кадровых документов можно выделить два вида, стадии хранения: текущее и последующее.
Хранение и использование документов с момента их создания и до передачи дела, в котором они сгруппированы, в архив называют текущим (оперативным). Текущее хранение дел осуществляется по месту их формирования. Текущее хранение также делиться на два подвида:
Документы во время их исполнения находятся у исполнителя, который хранит их в специальных папках. На данных папках содержится с надпись «На подпись», «Срочно» и другое, а также фамилия, инициалы, телефон исполнителя.
Исполненные документы должны подшиваться и храниться в делах в соответствии с номенклатурой дел. Сразу отметим, что текущее хранение документов предполагает процедуру их формирования в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой.
Текущее хранение документов означает их хранение в подлинниках. Поэтому в кадровых службах организаций все приказы хранятся в подлинниках. Копии приказов по личному составу: приему на работу, поощрениям, взысканиям, увольнении и так далее дополнительно помещаются для хранения в личные дела работников (если они ведутся).