Состав и структура расходов на железной дороге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение системы учета затрат на РУП «Абхазская железная дорога», разработка предложений по совершенствованию учёта затрат с целью эффективности учёта, анализ затрат, рассмотрены вопросы сущности затрат организации, их классификация, задачи учёта и анализа затрат, а также представлены основные направления совершенствования учёта.

Содержание

Введение

1. Состав и структура эксплуатационных расходов.

2. Классификация и номенклатура расходов.

3. Синтетический и аналитический учет эксплуатационных расходов.

4. Методы учета затрат.

5. Совершенствование учета эксплуатационных расходов.

Заключение

Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Состав и структура 2003 год.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

     Счет  «Расходы по перевозкам» ведется  нарастающим итогом с начала до конца  года. По окончании года вся сумма  эксплуатационных расходов за минусом  стоимости отходов и возвратов из производства, стоимости забракованных работ перечисляется на основании бухгалтерской справки на счет № 99 «Прибыль и убытки».

     4. Методы учёта затрат 

     В рыночной экономике уровень цен  на продукцию, работы, услуги определяется спросом и предложением или устанавливается  централизовано государством, что делает издержки производства наиболее существенным объектом учёта. Контроль за издержками производства становится центральным звеном бухгалтерской работы. Активно вмешиваясь в образование затрат, он ведёт к снижению издержек производства и тем самым к росту прибыли.

     Контроль  за издержками производства предполагает организацию учёта затрат по центрам ответственности.

     Центр ответственности определяется как  подразделение предприятия или  отдел, руководитель которого наделён  соответствующими правами и несёт  ответственность за результаты работы этого подразделения (отдела). При  формировании затрат на производство центрами ответственности являются цех, производственный участок, бригада и отдел, материальный склад и др. В этих центрах накапливается информация о производственных затратах, на основании которой должностные лица могут оценить, на сколько рационально использовались материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Такое распределение издержек производства по организационным единицам и ответственным исполнителям цехов, участков повышает ответственность персонала предприятия за уровень затрат.

     На  базе учётных данных о затратах калькулируется себестоимость продукции, работ, услуг  известны несколько методов учёта  издержек производства и калькулирования  себестоимости. Среди них позаказный, попроцессный и нормативный методы.

     На  железной дороге имеется два вида производств: основное и вспомогательное. Основным являются перевозки, а к вспомогательным относятся все производства, обслуживающие перевозочный процесс: капитальный ремонт основных средств, производство запасных частей, инструментов, электроэнергии, воды и другой продукции, потребляемой в процессе перевозок.

     В отношении продукции вспомогательных  производств обычно применяется  позаказный метод учёта затрат и  калькуляции себестоимости. Заказом  является объект или группа однородных объектов основных средств, подвергающихся капитальному ремонту, отдельные наименования или группа запасных частей и т.п. При большой номенклатуре производства, например запасных частей, учёт затрат по ним весьма трудоёмок. Для снижения трудоёмкости применяют укрупнённые заказы, которыми являются однородные группы запасных частей. Учёт затрат при этом ведётся по каждому заказу на основании первичных документов, в которых обязательно указывают коды заказов, используемые в качестве группировочного признака.

           Позаказный метод для учёта эксплуатационных расходов и калькуляции себестоимости перевозок непригоден по двум причинам: во-первых, расчёт себестоимости грузовых и пассажирских перевозок ведётся по данным сводной отчётности; во-вторых, структурными подразделениями, где зарождаются и обрабатываются информационные потоки, заказы на формирование затрат по видам перевозок не выдаются и не могут выдаваться.

          Технологические особенности производственного  процесса на транспорте и порядок  формирования затрат служат основанием для применения железной дорогой попроцессного метода учёта затрат и калькулирование себестоимости перевозок. Условием его применения являются наличие несколько взаимосвязанных между собой технологических процессов и использование продуктов отдельных технологических процессов для получения конечного продукта.

     Перевозка – это конечный продукт железной дороги в целом. Общий производственный процесс перевозки делится на части – технологические процессы, которыми являются отдельные виды работ  или их совокупности, представляющие собой заранее спланированные движенческие операции или операции по ремонту и содержанию технических средств. Одни из этих процессов осуществляются одновременно, другие последовательно, но результатом их взаимодействия является транспортная услуга.

     Технологические процессы отличаются друг от друга  содержанием, измерителем, другими  признаками и организационно осуществляются соответствующими структурными подразделениями. По каждому технологическому процессу в бухгалтерском учёте структурного подразделения ведётся накопление прямых затрат с их детализацией на затраты живого и овеществлённого труда. На основании данных о затратах структурные подразделения определяют себестоимость промежуточного продукта (тонно-километра брутто, локомотива-часа маневровой работы и т.п.) – технологическую себестоимость. Деление конкретного производства на технологические процессы в структурных подразделениях осуществлено в номенклатуре расходов. При этом у организации может быть один или несколько видов промежуточной продукции (работ, услуг), по которым оно составляет калькуляции себестоимости. Во втором случае, чтобы определить себестоимость каждого вида промежуточного продукта (работ, услуг), требуется затраты, учтённые по процессам (статьям расходов), распределить по видам промежуточных продуктов.

     Рассматривая  попроцессный метод, нужно иметь  в виду, что учёт затрат по технологическим  процессам не требует обязательного  калькулирования себестоимости  промежуточного продукта (процесса).

     Его основной задачей может являться контроль за затратами по процессу и определение отклонений от величины, рассчитанной по нормам.

     Таким образом, попроцессный метод учёта  – это учёт затрат по технологическим  процессам как частям общего процесса производства готового продукта, в  данном случае перевозок.  Он позволяет усилить контроль за издержками, выявить резервы экономии на конкретных участках производства. Контроль за издержками по технологическим процессам эффективнее контроля за себестоимостью конечного вида продукции (работ, услуг). Значение себестоимости операций технологического процесса позволяет оценить его экономичность в зависимости от прогрессивности используемых основных средств, инструментов, материалов, организации труда и т.д.

     Себестоимость перевозок не есть сумма себестоимостей технологических процессов, поскольку последние отличаются друг от друга содержанием и измерителем работы, так же как они одновременно отличаются от конкретного продукта железной дороги.

     Определение результатов работы технологических  подразделений и организации в целом по использованию ресурсов лишь по окончании месяца, квартала или года для эффективного управления производством недостаточно. На основании такой информации можно знать прошлое, намечать задачи на будущее. Но она не позволяет видеть настоящее, имеющиеся недостатки и принимать немедленные решения, изменяющие развитие хозяйственной деятельности в нужном направлении.

     Чтобы управление было эффективным, требуется  в оперативном порядке фактические  затраты сопоставлять с нормативными (стандартными) и исчисленные отклонения в кратчайший срок доводить до сведения руководителей соответствующих структурных подразделений для анализа и принятия мер. Этому требованию системы управления в наибольшей мере отвечает нормативный метод учёта издержек производства.

     Нормативный метод учёта состоит в раздельном отражении фактических затрат на производство по нормам и отклонениям  от установленных норм, в оперативном выявлений причин отклонений и анализ уровня затрат для выявления резервов эффективного использования производственных ресурсов.

     Важнейшим условием применения нормативного метода учёта является наличие норм затрат на единицу продукции (работ, услуг). Норма затрат – это оптимальная  величина затрат труда, материальных и  денежных средств. Поэтому норма должна быть технически обоснованной, служить фактором борьбы за экономное расходование средств, способствовать внедрению новой техники и технологии, совершенствованию форм организации труда. Расходование средств сверх нормы, как правило, является результатом различных нарушений технологического процесса выполнения работ.

     Нормы затрат периодически пересматривают, изменяют. Изменения норм учитывают  при определении фактической  себестоимости.

     Учёт  затрат по нормам и отклонениям от норм организуется на основании документов. Затраты по нормам оформляют обычными документами (маршрутами, нарядами, лимитно-заборными картами и т.п.), сверх норм – специальными или сигнальными документами, отличающимися от обычных цветом бумаги или цветной полосой. Все документы, оформляющие расходование средств сверх установленных норм, подписывает руководитель организации, который одновременно принимает соответствующие решение.

     Сигнальные  документы – наиболее действенный  способ учёта отклонения от норм затрат. Их применяют, если отклонения выявляют до начала процесса затрат, что, в свою очередь, позволяет осуществлять предварительный контроль за расходованием средств. Например, сверхнормативный расход материалов оформляют сигнальными требованиями, указывая в них код объекта учёта затрат, требующего дополнительного расхода материалов. При необходимости исправить брак в работе выписывают наряд, имеющий установленный отличительный знак, и сумму, исчисленную по наряду, относят к отклонениям от норм затрат по оплате труда. 

     5.Совершенствование учета эксплуатационных расходов.

         Одним из условий рациональной  эксплуатации железнодорожного  транспорта и снижения себестоимости  перевозок является правильная  организация учёта затрат. Формирование  себестоимости перевозок – сложный  процесс, а уровень себестоимости определяется многочисленными факторами. Задача калькулирования – не просто определить фактическую себестоимость, а рассчитать такую себестоимость, которая в сегодняшних условиях работы организации на рынке могла бы обеспечить ему определённую прибыль. Исходя из рассчитанного уровня, нужно так организовать производство, чтобы фактически обеспечить приемлемый уровень себестоимости и возможности её постоянного снижения. По величине себестоимости можно судить, насколько умело, и целесообразно, используются факторы производства. Кроме того, в ней находят непосредственное отражение комплексность и интегрированность процесса управления.

     Комплексность процесса управления в современных  условиях предполагает воздействие  на объект управления со стороны как производственных, так и управленческих отделов и служб.

     Интеграция  управления обеспечивает объединение  разнообразных функций (планирование, учёт, контроль, анализ, регулирование) на одном уровне управления, а вертикальная интеграция позволяет совместить однородные функции на разных уровнях управления.

         Железная дорога является объединением  со сложной структурой. Высшему  руководству необходимо оперативно  получать информацию о деятельности  входящих в неё отделений для  принятия решения о дальнейшем направлении развития. Становится понятно, что бухгалтерский учёт не вполне способен отразить реальную картину. Кроме того, руководству нужна информация не бухгалтерская, а управленческая, которая может быть получена в результате совершенствования существующих внутрихозяйственных отчётных форм и максимальной привязки соответствующих статей расходов к объектам калькулирования.

         Существующая практика расчёта  себестоимости видов перевозок  железной дороги на сегодняшний  день имеет много недостатков  и самым главным является сложность и громоздкость выполняемых расчётов. Причём сложны и трудоёмки не только сами расчёты, но и подготовительные расчёты по формированию базы данных и расчётных показателей.

         Особенность технологического процесса  выполнения перевозочного процесса предполагает участие структурных подразделений, каждое из которых осуществляет свой, определённый технологией, перечень работ, учёт расходов по которым ведётся на соответствующей статье затрат.

         Путём разработки алгоритма калькуляционных расчётов величины плановой и фактической себестоимости, поиска простых и доступных методов распределения расходов по видам перевозок или организации учёта затрат в соответствии с видом выполняемых перевозок. Именно два этих направления научных исследований позволяют сделать калькуляционные расчёты в методическом плане более простыми и доступными.

         В связи с развитием внешнеэкономической  деятельности, международных связей  с зарубежными партнёрами и  переходом на рыночные отношения  актуальным становится сближение существующей в республике методологии бухгалтерского учёта производственных затрат с международными стандартами.

         Для повышения эффективности  учёта, его оперативности и  достоверности, снижения трудоёмкости  заполнения дополнительных форм  отчётности, представляемой аппарату управления, необходимо автоматизировать все учётные процессы, а так же создать электронные формы документов. Наличие такой информации позволяет автоматизировать составление нормативных калькуляций и учёт изменений норм, выписку лимитно-заборных карт, нарядов, маршрутных листов и другой документации по учёту затрат по нормам, а также оформление первичных документов и составление оперативных сводок отклонений от норм, калькулирование фактической себестоимости продукции.

Информация о работе Состав и структура расходов на железной дороге