Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:10, реферат
Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Стандарты аудита гарантируют качество и надежность результатов аудиторской проверки.
Стандарты аудита также являются законным основанием для проведения анализа аудита. Специалист, допустивший отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину нарушения. Анализ аудита напрямую зависит от того, были ли четко соблюдены все стандарты аудита.
Стандарты аудита
Стандарты
аудита — это единые базовые
принципы, которым должны следовать все
аудиторы в процессе своей профессиональной
деятельности. Стандарты аудита гарантируют
качество и надежность результатов аудиторской
проверки.
Стандарты аудита также
являются законным основанием для проведения анализа аудита.
Специалист, допустивший отступление
от какого-либо стандарта, должен быть
готов объяснить причину нарушения. Анализ аудита напрямую
зависит от того, были ли четко соблюдены
все стандарты аудита.
Стандарты аудита являются нормативными документами, обязательными для применения, однако в аудиторских фирмах часто разрабатываются и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты. Как правило, такие стандарты являются проверенными на практике методиками проведения конкретных аудиторских процедур, разработанными ведущими специалистами фирмы. Подобные методики держатся в строгом секрете, поскольку с их помощью аудиторская фирма может с наименьшим риском и затратами провести качественную аудиторскую проверку.
Значение стандартов аудита
- обеспечивать
высокое качество аудиторской
проверки;
- содействуют внедрению в практику научных
достижений ;
- помогают пользователям понять процесс
проверки;
- создают общественный престиж профессии;
- устраняют контроль со стороны государства;
- помогают аудитору вести переговоры
с клиентом.
Федеральные стандарты
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) — профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации, разработанные Министерством финансов.
Стандарты первой очереди были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года; на данный момент действуют 29 (5-й,6-й, 13-й, 14-й и 15-й из 34-х утратили силу) стандарта (ПСАД) плюс 8 федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД). Они основаны на официальном переводе международных стандартов аудита.
Федеральные правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации
Федеральные стандарты аудита подразделяются
на:
1) федеральные правила (стандарты) аудиторской
деятельности;
2) внутренние правила (стандарты) аудиторской
деятельности, действующие в профессиональных
аудиторских объединениях, а также правила
(стандарты) аудиторской деятельности
аудиторских организаций и индивидуальных
аудиторов.
Все федеральные правила (стандарты) в
России могут быть классифицированы на
три группы:
1) российские правила (стандарты) аудиторской
деятельности, близкие по содержанию к
соответствующим МСА;
2) российские правила (стандарты) аудиторской
деятельности, отличающиеся от МСА, аналогом
которых они являются, какими-либо существенными
моментами;
3) российские правила (стандарты) аудиторской
деятельности и МСА, не имеющие взаимных
аналогов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
ФПСАД № 1 Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности
ФПСАД № 2 Документирование
аудита
ФПСАД № 3 Планирование
аудита
ФПСАД № 4 Существенность
в аудите
ФПСАД № 7 Контроль
качества выполнения заданий по аудиту
ФПСАД № 8 Понимание
деятельности аудируемого лица, среды,
в которой она осуществляется, и оценка
рисков существенного искажения аудируемой
финансовой (бухгалтерской) отчетности
ФПСАД № 9 Связанные
стороны
ФПСАД № 10 События после
отчетной даты
ФПСАД № 11 Применимость
допущения непрерывности деятельности
аудируемого лица
ФПСАД № 12 Согласование
условий проведения аудита
ФПСАД № 16 Аудиторская
выборка
ФПСАД № 17 Получение
аудиторских доказательств в конкретных
случаях
ФПСАД № 18 Получение
аудитором подтверждающей информации
из внешних источников
ФПСАД № 19 Особенности
первой проверки аудируемого лица
ФПСАД № 20 Аналитические
процедуры
ФПСАД № 21 Особенности
аудита оценочных значений
ФПСАД № 22 Сообщение
информации, полученной по результатам
аудита, руководству аудируемого лица
и представителям его собственника
ФПСАД № 23 Заявления
и разъяснения руководства аудируемого
лица
ФПСАД № 24 Основные
принципы федеральных правил (стандартов)
аудиторской деятельности, имеющих отношение
к услугам, которые могут предоставляться
аудиторскими организациями и аудиторами
ФПСАД № 25 Учет особенностей
аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую)
отчетность которого подготавливает специализированная
организация
ФПСАД № 26 Сопоставимые
данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности
ФПСАД № 27 Прочая информация
в документах, содержащих проаудированную
финансовую (бухгалтерскую) отчетность
ФПСАД № 28 Использование
результатов работы другого аудитора
ФПСАД № 29 Рассмотрение
работы внутреннего аудита
ФПСАД № 30 Выполнение
согласованных процедур в отношении финансовой
информации
ФПСАД № 31 Компиляция
финансовой информации
ФПСАД № 32 Использование
аудитором результатов работы эксперта
ФПСАД № 33 Обзорная
проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
ФПСАД № 34 Контроль
качества услуг в аудиторских организациях
Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД)
1. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности (ФСАД 1/2010)
2. Модифицированное
мнение в аудиторском
3. Дополнительная
информация в аудиторском
4. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля (ФСАД 4/2010)
5. Обязанности
аудитора по рассмотрению
6. Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (ФСАД 6/2010)
7. Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам (ФСАД 8/2011)
8. Особенности
аудита отдельной части
Международные стандарты аудита
(МСА) разрабатываются
Международной федерацией
Международные стандарты аудита используются во многих странах мира либо непосредственно, либо в качестве основы для разработки национальных стандартов аудита.
Международные стандарты аудиторской деятельности (МСА) состоят из нескольких взаимосвязанных последовательных частей:
основные постулаты (закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие общую основу стандартов аудиторской деятельности; они служат аудиторам в качестве схемы для формирования мнений и составления отчетов, в частности, в случаях, когда конкретные стандарты неприменимы);
общие стандарты (определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ними (подготовленность, компетентность, независимость, объективность, надлежащее внимание при проведении аудита).
Таким образом, МСА содержат:
– основные принципы;
– необходимые процедуры;
– рекомендации по применению принципов и процедур, и включают (введение, в котором отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором);
– разделы, излагающие суть стандарта;
– приложения.
Члены AICPA в 1948 г. официально утвердили десять общепринятых аудиторских стандартов.
Решения AICPA расширили и разъяснили эти десять стандартов. С 1939 по 1972 гг. было подготовлено 54 Положения о процедуре аудита (SAP), впоследствии было выпущено 63 Положения о стандартах аудита (SAS).
Некоторые из них уже утратили силу, другие претерпели ряд изменений. Профессионалы, которым необходимо понять работу и отчеты аудиторов, должны быть детально ознакомлены со стандартами, поскольку они лежат в основе всей фундаментальной специальной литературы.
На сегодняшний день стандарты делятся на 9 групп;
десятая группа представляет собой Положения по международной аудиторской практике.
Вступительная часть, включающая предисловие, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и глоссарий, призвана раскрыть основные концептуальные основы аудита, а также способствовать лучшему пониманию задач и методов работы КМАП и всех основных органов, которые участвуют в разработке и развитии системы МСА.
Глоссарий содержит более 100 терминов и фактически скомпонован из терминов и определений, которые входят в отдельные конкретные МСА. Основное назначение глоссария – единообразное толкование пользователями всех терминов и определений, применимых в МСА.
Перечень
международных стандартов
Коды с 100 – 199 – Вводный аспект
МСА с 200 – 299 – Обязанности
с 300 – 399 – Планирование
400 – 499 – Внутренний контроль
500 – 599 – Аудиторские доказательства
600 – 699 – Использование работы третьих лиц
700 – 799 –
Аудиторские выводы и
800 – 899 – Специализированные области
900 – 999 – Сопутствующие услуги
1000 – 1100 –
Положения по международной
10 РАЗДЕЛ РАЗВЕРНУТЫЙ
(1000 – Процедуры межбанковского подтверждения
1001 – Автономные персональные компьютеры
1002 – Онлайновые компьютерные системы
1003 – Система баз данных
1004 – Взаимоотношения
между органами банковского
внешними аудиторами
1005 – Особенности аудита малых предприятий
1008 – Оценка рисков и система внутреннего контроля
1009 – Методика аудита с помощью компьютеров
1010 – Учет
экологических вопросов при
отчетности
1011 – Выводы для руководства клиентов и аудиторов по вопросу
2000 года – отменен в июне 2001 года
1012 – Аудит
производных финансовых
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ МСА И РОССИЙСКИМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТА
Существующая на данный момент в России система аудиторских стандартов свидетельствует о значительных различиях с МСА (состав, перечень документов, их классификация и внутренняя структура).
Сопоставление российских правил аудиторской деятельности с МСА позволяет выделить следующие группы:
1) ПСАД, совпадающие по содержанию с МСА;
2) ПСАД, которые в своих существенных содержательных аспектах отличаются от аналога МСА;
3) ПСАД и МСА, не имеющие аналогов.
Основные причины несовпадения ПСАД и МСА:
-отличия в российском законодательстве, которое формирует ПСАД (бухгалтерское, налоговое и др.);
-изменение и переработка самих МСА.
К ПСАД, не совпадающим с МСА, относятся следующие:
1. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведенного аудита.
2. Образование аудитора.
3. Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов
4. Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудита организации.
5. Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Объединение с налоговыми органами.
1. По поводу «Образования аудитора» в МСА нет единого стандарта, но Международным комитетом по МСА (IFAC) выпускаются отдельные инструктивные и регулирующие материалы.
2. По поводу «Письма руководству» у российских разработчиков существует четкое мотивированное мнение о том, что такой стандарт необходим, так как обычно национальные аудиторские стандарты предусматривают наличие той или иной формы развернутого отчета аудитора руководству субъекта.
3. По поводу
ПСАД «Права и обязанности
аудиторской организации»